Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:16, реферат
Перед нами стоит сложная задача войти в жизнь и философию великого Аристотеля. Несмотря на всю мировую значимость Аристотеля, слишком часто в прошлом недооценивали жизненную направленность его философии и его общественно-политической деятельности.
Противопоставление жизни и смысла, а, в частности, жизни и смысла жизни, весьма характерно для обыденного сознания, когда рассуждают так, что жизнь существует сама по себе, а ее смысл (не говоря уже о смысле вообще) тоже существует сам по себе.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Происхожденеи Аристотеля…………………………………………………..4
2 Сочинения……………………………………………………………………….8
3 Учение…………………………………………………………………………...9
4 Логика и методология…………………………………………………………10
5 Физика………………………………………………………………………….11
5.1 Первая философия (метафизика)…………………………………………..11
6 Этика и политика………………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Общая теория права
на
тему: Аристотель
МИНСК 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Происхожденеи
Аристотеля………………………………………………….
2 Сочинения………………………………………………………
3 Учение………………………………………………………………
4 Логика
и методология……………………………………………
5 Физика………………………………………………………………
5.1 Первая
философия (метафизика)…………………………………………..
6 Этика
и политика……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………..17
ВВЕДЕНИЕ
Перед нами стоит сложная задача войти в жизнь и философию великого Аристотеля. Несмотря на всю мировую значимость Аристотеля, слишком часто в прошлом недооценивали жизненную направленность его философии и его общественно-политической деятельности.
Противопоставление жизни и смысла, а, в частности, жизни и смысла жизни, весьма характерно для обыденного сознания, когда рассуждают так, что жизнь существует сама по себе, а ее смысл (не говоря уже о смысле вообще) тоже существует сам по себе.
Для нас желающих по-настоящему разобраться во всей этой сложной проблематике, мы попробуем наметить основной принцип философии Аристотеля. И принцип этот можно будет назвать общехудожественным.
Подробное знакомство с Аристотелем покажет, что все существующее, по мнению этого философа, есть не что иное, как произведение искусства. Вся природа тоже является для Аристотеля произведением искусства, и сам человек есть произведение искусств.
Аристотель сам не отрицал роли идей в осмыслении материального мира, но, становясь на путь критики крайнего идеализма, свое собственное учение об идеях пытался использовать исключительно ради чисто жизненных целей и ради понимания всей действительности как художественного произведения, пронизанного глубочайшим идейным смыслом.
Но при всей этой так называемой «схоластике» Аристотель нигде не терял живого ощущения жизни.
Односторонность понимания Аристотеля как философа сухого и абстрактного была связана еще и с тем, что обычно совершенно забывали, во-первых, об его поэтической деятельности и, во-вторых, об его эпистолярном наследии.
Стихов Аристотель, правда, писал мало. Но то, что им написано в стихах,— чрезвычайно показательно и должно быть учтено при общей характеристике Аристотеля. Что же касается его переписки, то, хотя она и дошла до нас в малых размерах.
Проповедуя
мудрость как углубление в самого
себя и как независимость от практических
интересов, Аристотель, как мы только что
сказали, был весьма деятельным человеком,
предпринимавшим такие смелые и бес страшные
шаги, на которые не решались даже профессиональные
политики.
1
ПРОИСХОЖДЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ
Жизнь и личность Аристотеля связаны с Македонией, вблизи которой он родился и которая в течение всего IV века до нашей эры играла все более и более решающую роль в жизни греческого народа.
Аристотель, сын Никомаха и Фестиды, родился в 384/3 году до нашей эры, а точнее между июлем и октябрем 384 года. Это был первый год 99-й олимпиады. При этом нужно заметить, что греки вели хронологию начиная с предполагаемого первого года первой олимпиады, то есть с 776 года. Родился в Стагире, греческом городе на восточном берегу п-ова Халкидика на северо-западном побережье Эгейского моря.
Название города, в котором родился Аристотель, по-русски тоже можно передавать по-разному. Это название существует по-гречески как в единственном числе мужского и женского рода, так и во множественном числе уже среднего рода. Поэтому и по-русски можно говорить и «Стагир», и «Стагира», и «Стагиры» Для нас важнее то, что и в античной, и в мировой литературе Аристотеля называют также Стагиритом.
Несмотря на территориальную близость к Македонии места его рождения, Стаги ры, Аристотель был чистейшим греком и по отцу и по матери, и лишь по неизвестным нам причинам его родители поселились на Халкидике.
Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Его отец, принадлежавший к роду врачей Асклепиадов, был придворным врачом и личным другом македонского царя Аминты III. , и их погодки дети, юный Аристотель и наследник престола Филипп, не раз проводили время вместе.
Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии.
Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. Воспитываясь в семье врача, и поэтому сам занимаясь медициной, Аристотель, однако, не стал профессиональным врачом. Но медицина осталась для него на всю жизнь настолько родной и понятной областью, что впоследствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения на примерах из медицинской практики.
Когда Аристотелю было 15 лет, отец его умер, опекуном был назначен его дядя Проксен, который, вероятно, и рассказал Аристотелю про Платона и его Академию.
В 17 лет приехал в Афины и с 367 по 347 был в платоновской Академии сначала на правах ученика, затем – в качестве преподавателя.
Он был сперва принципиальным платоником, а впоследствии отошел от строгого платонизма. Первые сочинения Аристотеля в стенах Платоновской Академии, куда он поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он впоследствии прозанимался всю жизнь. В 364 году до н.э. Аристотель встречается с Платоном, и они общались до самой смерти Платона, т.е. в течении 17 лет. Аристотель представлялся Платону ретивым конем, которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон сильно не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотель придавал большое внимание своему внешнему виду, а Платон считал,что это неприемлемо истинному философу. Но Аристотель по-видимому еще и дерзко нападал на Платона, что в дальнейшем привело к созданию Аристотелем собственной школы. За все эти споры, добродушный Платон сказал, что "Аристотель меня брыкает, как сосунок жеребенок свою мать". В Платоновской школе Аристотель получает важнейшие основы знаний, обладая которыми, впоследствии, он открывает напротив Платоновой свою собственную школу, и становится завзятым противником своего учителя.
Приход к руководству школой Спевсиппа, с которым он был не в ладах, побудил Аристотеля оставить Афины. С 355 г. он живет сначала в Ассосе, в Малой Азии, под покровительством тирана города Атарнея Гермия. Последний предоставил ему прекрасные условия для работы. Аристотель женился здесь на некоей Пифиаде - не то дочери, не то приемной дочери, не то племяннице Гермия, а по некоторым сведениям - его наложнице. Через три года философ уезжает в Митилену на о. Лесбос. Это произошло незадолго до или же сразу после смерти Гермия, предательски захваченного персами и распятого.
Видимо, в Митилену Аристотель прибыл по приглашению своего друга и верного ученика Теофраста. Еще через три года он принял приглашение македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына Александра, будущего великого полководца.
После того как в битве при Херонее Филипп II разгромил греческое ополчение и тем положил конец греческой независимости. Аристотель вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого она находилась. При школе был сад с крытыми галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получила название "перипатетической", а принадлежащие к ней - "перипатетиков". Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрений Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Ликее, привлекавшее многочисленных учеников.
Аристотель говорил: "Платон мне друг, но истина дороже".
И вся жизнь Аристотеля состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего мира. В своих зоологических трактатах Аристотель устанавливает и характеризует более 400 видов животных. Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств. Вся V книга его основного трактата "Метафизика" специально посвящена философской терминологии, и каждый термин у него выступает в 5-6 значениях.
Смерть Александра (323 г. до н. э.) вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен, поскольку политических оснований ему не могли предъявить, в "безбожии" на том основании, что он сочинил в память Гермия пеан и надпись к его статуе в Дельфах в выражениях, подобающих лишь богам, а не смертным. Философ вынужден был бежать в Халкиду на о. Эвбея, где у него было поместье.
Аристотель
был сильным человеком. И когда
оказалось, что деваться уже некуда,
и с ним могут расправиться
как до этого с Сократом он, как
можно предполагать, принял яд. Так
кончилась жизнь Аристотеля. И
всё же его искания, вся его
жизнь свидетельствуют о
Сохранившиеся произведения Аристотеля относятся в основном к ликейскому периоду, однако в них сохранены идеи и прямые отрывки из более ранних произведений, что свидетельствует об известной целостности его воззрений после выхода из Академии. Сохранилось также немало фрагментов, относящихся к первому, платоническому, периоду его развития. Однако несомненно, что более ранние произведения пронизаны платонизмом. Так, фрагментарно сохранившийся диалог "Евдем", или "О душе", содержит доказательства бессмертия души. Другое крупное сочинение, дошедшее до нас в значительном числе фрагментов - "Протрептик". Лишь в сочинении "О философии", некоторыми исследователями относимом ко второму периоду творчества мыслителя.Обнаруживаются существенные отклонения от платонизма. Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся традиционно на восемь групп:
1. Логические труды ("Органон"): "Категории", "Об истолковании", "Аналитики" первая и вторая, "Топика", "О софистических опровержениях".
2.
Философия природы: "Физика", или
"Лекции по физике", в 8-ми
кн., "О небе" в 4-х кн., "О
возникновении и уничтожении"
в 2-х кн., "О небесных явлениях"
("Метеорологика ") в 4-х кн.;
последняя, видимо, не аутентична.
В натурфилософские
3. Психология: "О душе" в З-х кн., а также "Малые труды по естествознанию" (Parva naturalia), включающие трактаты: "О восприятии и воспринимаемом", "О памяти и воспоминании", "О сне", "О бессоннице", "О вдохновении [приходящем] во сне", "О длительности и краткости жизни", "О жизни и смерти", "О дыхании". Включается сюда также неподлинный труд "О духе", относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.
4. Биологические труды: "О частях животных", "О движении животных", "О передвижении животных", "О происхождении животных". Эти аутентичные труды Аристотеля обычно дополняются рядом трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них - "Проблемы", где рассматриваются разнородные вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и музыки.