Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:16, реферат
Перед нами стоит сложная задача войти в жизнь и философию великого Аристотеля. Несмотря на всю мировую значимость Аристотеля, слишком часто в прошлом недооценивали жизненную направленность его философии и его общественно-политической деятельности.
Противопоставление жизни и смысла, а, в частности, жизни и смысла жизни, весьма характерно для обыденного сознания, когда рассуждают так, что жизнь существует сама по себе, а ее смысл (не говоря уже о смысле вообще) тоже существует сам по себе.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Происхожденеи Аристотеля…………………………………………………..4
2 Сочинения……………………………………………………………………….8
3 Учение…………………………………………………………………………...9
4 Логика и методология…………………………………………………………10
5 Физика………………………………………………………………………….11
5.1 Первая философия (метафизика)…………………………………………..11
6 Этика и политика………………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…
5. Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название "Метафизика". В издании Беккера ему предшествует трактат "О Мелиссе, Ксенофане и Горгии".
6.
Этика: "Никомахова этика" в
10-ти кн., "Большая этика"
в 2-х кн., "Евдемова этика",
из которой печатаются книги
1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7
книгами "Никомаховой этики".
13-15 главы 7 книги иногда считаются
8 книгой "Евдемовой этики". "Большая
этика" признается
7.
Политика и экономика: "Политика"
в 8-ми кн., "Экономика" в
З-х кн. обычно считается не
аутентичной, причем 3 книга имеется
лишь в латинском переводе. В
школе Аристотеля было описано
государственное устройство 158 греческих
городов-государств. В 1890 г. был
найден папирус с текстом "
8. Риторика и поэтика: "Искусство риторики" в З-х кн., за которым печатается неподлинный трактат "Риторика против Александра" - ранняя перипатетическая работа. За нею идет трактат "О поэзии".
Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти философа они перешли к Теофрасту, а затем к его ученику Нолею. До 1 в. н.э. они пролежали в подземном книгохранилище, предоставленные "грызущей критике мышей", а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Андроником Родосским.
Уже
перечень произведений Аристотеля показывает
энциклопедичность его учения. В нем не
только охвачены все области тогдашнего
знания, но и произведена его первичная
классификация, так что впервые из философии
как таковой выделены специальные науки.
2
СОЧИНЕНИЯ
Наследие Аристотеля составляли два вида сочинений: 1) подготовленные им к публикации и предназначенные для широкой публики, т.н. «экзотерические»; и 2) т.н. «эзотерические» – лекционный материал, предназначенный для слушателей, не один год проведших в школе. От первой группы сочинений (в основном, это были диалоги), сохранились незначительные фрагменты, вторая группа сочинений (в основном, это научные трактаты) составляет современный корпус аристотелевских сочинений. При жизни Аристотеля эзотерические тексты не публиковались и вообще были мало доступны для изучения до тех пор, пока их впервые не издал в сер. I в. до н.э. александрийский ученый-перипатетик Андроник Родосский.
В аристотелевский корпус входят сочинения по логике: Категории, Герменевтика, Аналитики, Топика (все вместе называемые Органон); физике: Физика, О небе, О возникновении и уничтожении, Метеорологика; цикл трактатов по зоологии (История животных, О возникновении животных, О частях животных и др.) и психологии (О душе, О чувственном восприятии, О памяти и др.), первой философии (Метафизика), этике и политике (Никомахова этика, Евдемова этика, Политика, Афинская полития), риторике и поэтике. Ряд произведений Аристотеля безвозвратно утрачен, в современном корпусе в качестве аристотелевских присутствует ряд псевдо-аристотелевских трактатов (О мире, О цветах, О неделимых линиях, О добродетели и др.)
Андроник
не только издал и отредактировал
рукописи, но и заново сформировал
отдельные произведения. Наиболее яркий
пример представляет создание из нескольких
тематически близких книг одного
произведения под названием Метафизика
(по-греч. «книги, идущие после физики»).
3
УЧЕНИЕ
Аристотель
разделял философию на три части
– теоретическую, практическую и творческую,
а инструментом, с помощью которого ведется
исследование, является логика (греч. «органон»
– орудие, инструмент). Теоретическая
философия имеет дело с истиной и целью
ее является знание ради самого познания,
потому она свободна и «бескорыстна»,
в отличие от практической философии,
нацеленной на совершение добродетельных
поступков и оперирующей не с понятиями
истина – ложь, а с понятиями добро – зло.
Целью творческой философии является
творчество (сюда Аристотель относил в
первую очередь искусство словесное – риторику и поэтику). Теоретическую
философию составляют три дисциплины:
физика, математика и первая философия
(или теология). Данное деление соответствует
делению сущностей, изучаемых каждой из
этих наук: физика изучает телесные самостоятельные,
но изменяющиеся сущности, математика
изучает мыслимые, неподвижные, вечные,
но несамостоятельно существующие сущности,
первая же философия изучает мыслимые,
неподвижные и самостоятельные сущности.
4
ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ
Логическое учение Аристотеля последовательно рассматривает отдельное имя (Категории), суждение как связь имен (Герменевтика), доказательство как особая связь суждений (Аналитики – научная силлогистика, Софистические опровержения – диалектическая силлогистика). В первом трактате корпуса Аристотель определяет десять основных категорий (предикатов), с помощью которых происходит описание и выяснение смысла предмета: сущность, количество, качество, место, время, отношение, состояние, обладание, действие, страдание. Аристотель вошел в историю как создатель научной силлогистической логики. Доказательство – силлогизм – есть специфический метод науки, в отличие от опыта и искусства, основанных преимущественно на наблюдении. Те первоначала, из которых исходит силлогизм, сами недоказуемы и могут быть даны только в непосредственном умосозерцании или из опыта путем индуктивного обобщения.
Знание
связано со знанием первопричин
вещи. Аристотелевское
5
ФИЗИКА
К
физической проблематике у Аристотеля
относятся все
В
своих физических трактатах предлагает
универсальную схему четырех причин,
которая играет важную роль как в физике,
так и в метафизике: формальная причина
(что это?), материальная причина (из чего
состоит?), движущая причина (откуда произошло?),
целевая причина (ради чего существует?).
Природа есть причина всего существующего
по природе, искусство – причина всех
рукотворных вещей; основное отличие сущего
по природе в том, что оно существует «для
себя», а цель сущего согласно искусству
всегда установлена его создателем и,
таким образом, является внешним по отношению
к его сущности.
5.1
Первая философия (метафизика)
Теоретическая
философия (или первая философия
в отличие от второй – физики)
изучает бытие как таковое, т.е.
сущность, причем в связи с разделением
сущего на природные и искусственные вещи,
первую философию интересуют сущности
природные, самоцельные и самоценные.
Сущность интерпретируется двояко: как
отдельное нечто и как мыслимая суть каждой
вещи, последнее значение передается понятием
«чтойности» (греч. «то, чем было бытие»).
Иерархия сущностей (в первом смысле) выстраивается
в зависимости от их способности быть
носителями также и сущностного содержания
во втором смысле. Чем меньше в сущности
«материального» (возможного, динамического)
и чем больше в ней «формального» (действительного,
энергийного), тем более мы приближаемся
к идеалу, к совпадению сущности и существования.
В неологизме «энтелехия» выражено совпадение
формального и телеологического причинного
ряда: уже в самом факте деятельности дано
осуществление задачи данной деятельности
(например, глаз видит уже когда он смотрит,
а строитель не сразу построил дом, когда
он приступил к его строительству). Совпадение
результата и процесса деятельности имеет
место для чистого ума, мыслящего наилучший
предмет мысли – себя самого. Этот божественный
ум лишен материи и именно поэтому в нем
нет ничего возможного – он чистая деятельность
созерцания, чистая мысль и, таким образом,
полнота бытия.
6
ЭТИКА И ПОЛИТИКА
Образуют единую практическую часть философского знания, предметом которой становится благо, осуществимое в поступках: этика рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика – благо гражданского сообщества (государства). Этическое учение изложено в трех текстах – Никомаховой этике, Евдемовой этике и Большой этике, из которых традиционно бóльшим авторитетом пользуется первая. Высшее человеческое благо определяется как счастье, однако сам Аристотель указывает, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Строя свою этику на понимании счастья как внутренней жизни (деятельности) души, стремящейся достичь наилучшего состояния как в отношении своего характера и нрава («этические добродетели»), так и в отношении своих умственных способностей («дианоэтические добродетели»), дает определение счастья как деятельности души в полноте добродетелей. Это в первую очередь добродетели души, но учитываются также и телесные блага. Они признаются желательными в той мере, в какой телесное не должно мешать и препятствовать духовному – так, если человек болен, он едва ли сможет упражняться в добродетели, если он беден, он не сможет проявить щедрость и т.д. Применительно к этическим добродетелям развивает учение о середине (напр., мужество есть середина между трусостью и безумной отвагой), но для дианоэтических добродетелей нет ничего противоположного, кроме глупости. Дианоэтические добродетели направлены к познанию истины (нус) или к установлению «правильного логоса», или суждения, устанавливающего добродетельную середину в практических нравственных поступках для каждого отдельного случая. Вообще, Аристотель говорит, что для каждого добродетельная середина своя (как для каждого свое количество съедаемой пищи, необходимое для здоровья), и, например, мужественный поступок для бывалого воина и для неопытного юнца представляет собой не одно и то же поведение.
В Политике излагает теорию государства, исходя из понимания человека как «по природе существа политического», т.е. склонного к общению на разных уровнях от языкового и семейного до высшей формы общения – государственной, определяющей особенностью которого является подчиненность нормам закона. Аристотель спорит с платоновской идеей упразднения семьи как части упразднения традиционного государства, настаивая на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства в том, что касается общественных институтов. Связь этики и политики подчеркивается в идее о том, что основной задачей государства является воспитание добродетельного человека и гражданина. Аристотель представляет свое учение об оптимальном государственном строе, которое он связывает с правлением лучших, и особенностью которого являются различные обязанности граждан в разное время жизни: в молодости – военная служба, в зрелом возрасте – дела государственного управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физический труд остается уделом рабов, этнических варваров, не-греков, – рабство существует «от природы» и в смысле рождения, и в смысле особого устройства души, неразвитой умственно и не готовой руководствоваться в своей жизни разумом.
Философия
Аристотеля явилась одним из вершинных
достижений античной мысли и оказала
существенное влияние как на последующую
историю философии в античности (от
эллинизма до неоплатонизма), так и на философию
средневековья (аристотелизм в арабской
и западной традиции).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Древней Греции, кажется, не было мыслителя большего энциклопедического размаха, чем Аристотель. Это был человек, который везде и всюду искал прежде всего смысл действительности и который формулировал смысл находимых им вещей в более обширных и более глубоких размерах. Если взять одну биологию, то в своих зоологических трактатах Аристотель устанавливает и характеризует более 400 видов животных. Если взять его общественно-политические сочинения, то, оказывается, он характеризовал 158 разных греческих и негреческих законодательств. Вся V книга его основного трактата «Метафизика» специально посвящена философской терминологии, и каждый термин выступает у него в двух-трех, а то и пяти или шести смыслах. Вся жизнь этого человека состояла в бесконечном установлении того или иного смысла окружавших его предметов.