Учение Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:31, реферат

Краткое описание

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Файлы: 1 файл

Аристотель.docx

— 30.38 Кб (Скачать)

Аристотель:

1. Роль государства в жизни  человека. Причины появления и  процесс его образования.

Аристотель  подверг критике учение Платона  о совершенном государстве, и  предпочитал говорить о таком  политическом устройстве, которое может  иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей  приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности  и моногамной семьи, а также сторонником  рабства.

Осуществив  грандиозное обобщение социального  и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни  и к политическому общению.

По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом  социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и  родами, ради совершенной и достаточной  для жизни самой себя.

Природа государства  стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается  качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов  и характера деятельности людей  от их имущественного положения и  использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял  три главных слоя граждан: очень  зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые  «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается  и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой  системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Основным общим  правилом, по идее Аристотеля, должно служить  следующее: ни одному гражданину не следует  давать возможности чрезмерно увеличивать  свою политическую силу сверх надлежащей меры

Есть три  ступени объединения, которые люди создают в своем естественном стремлении к общению. Первая — семья, состоящая из мужчины, женщины и  детей. Затем деревня или селение  и, наконец, полис. По мере расширения круга  объединения, его усложнения, восхождения  по ступеням общественной жизни возрастает количество благ, получаемых человеком  от общения, а также безопасность. Все большее значение приобретает  разделение труда. Оно-то и дает выигрыш. 5

Полис — высшая форма объединения, он достаточно велик, чтобы удовлетворить все потребности  человека, и в то же время достаточно мал для хорошей организации, основанной на личном общении и не превращающей человека в часть гигантской структуры, в которой его роль практически сведена к нулю. Цель полиса — благо граждан. О полисе надо судить по их благосостоянию.

Государство —  высшая форма общения, обнимающая собою  все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения  достигают своей цели (благой жизни) и завершения. Человек по природе  своей существо политическое, и в  государстве (политическом общении) завершается  генезис этой политической природы  человека. Однако не все люди, не все  народности достигли такого уровня развития.

Государство, замечает Аристотель, — понятие сложное. По своей форме оно представляет известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С  этого угла зрения речь идет уже  не о таких первичных элементах  государства, как индивид, семья  и т. д., а о гражданине. Определение  государства как формы зависит  от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, полагает Аристотель, — это тот, кто может участвовать в законосовещательной  и судебной власти данного государства.

Происхождение государства Аристотель изображает как естественный процесс, критикуя учение софистов (например, Ликофрона) о государстве как результате добровольного соглашения людей. Естественный путь образования государства обусловлен природой человека как существа политического (полисного, общежительного). Человек по природе своей стремится к общению с себе подобными, и это приводит к возникновению сначала семьи, а затем союза семей - селения, а из нескольких селений образуется государство как наивысшая форма человеческого общения. Именно в государстве реализуется природа человека. Вне государства только боги и звери. Семья и селение - привычные общения людей на пути к образованию государства. Семейные отношения - это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, а также господином и рабом. Они носят естественный характер, т.е. соответствуют естественному праву, имеющему повсюду одинаковое значение. К таким институтам Аристотель относит и собственность.

По своему генезису государство включает в свой состав первичные негражданские союзы - семью и селение. Исторически  эти элементы, в том числе и  сам человек, предшествуют ему. Однако природой государства как целого, полагает Аристотель, определяется природа  его частей. Поэтому по своей идее, цели (не исторически, не в генезисе) государство предшествует всем другим формам человеческого общения, существует раньше самого индивида. Так живой  организм, сформировавшись, доминирует над своими частями, отдельными органами. Главное же состоит, по Аристотелю, в том, что в государстве реализуется  цель благой жизни и ею охватываются любые частные цели.

Полис — это  общение свободных и в известном  смысле равных людей, обладающих разумом  и способных самоопределяться, управлять  своими действиями. Власть в полисе распространяется на свободных и  равных граждан. В этом ее отличие  от власти хозяина над рабом, главы  семьи над чадами и домочадцами, а также от власти варварских монархов, чьи огромные державы не доросли, по мнению Аристотеля, до политического уровня.

«Государственным  благом, — пишет он, — является справедливость, то есть то, что служит общей пользе. По общему представлению  справедливость есть некое равенство». Но принцип равенства отнюдь не абсолютизируется: равенство справедливо для равных, а неравенство — для неравных, «безусловно справедливым может быть только равенство по достоинству».

Исходя из этого  Аристотель выделяет два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Первая основана на равенстве (арифметическом — если речь идет о делении поддающихся счету предметов), вторая предполагает неравенство и оправдывает его. Здесь Аристотель солидарен с Платоном. Тот говорил о справедливом неравенстве. Аристотель предпочитает формулу «неравная» (т. е. распределяющая) справедливость.

Если несколько  человек вкладывают деньги в общее  дело, то прибыль следует поделить между ними в соответствии с долей  капитала каждого члена товарищества. Это справедливо.

Важным показателем  справедливости Аристотель считает  отсутствие крайностей между бедностью  и богатством, золотую середину. Его этический принцип — ничего чрезмерного. В полисе он стремится  достигнуть равновесия между бедными  и богатыми, простыми людьми и аристократами, философами и людьми заурядных умственных способностей. Его называют идеологом  здравого смысла среднего класса.

Людей среднего достатка, не бедных, но и не слишком  богатых, Аристотель считал лучшими  в полисе, его надежной опорой, ибо  они способны понять общее благо, не склоняясь к крайностям.13

 

 

2. Классификация форм государства.

Особое значение Аристотель придает формам государства. В философском аспекте форма вещи раскрывает, по Аристотелю, ее идею, сущность, жизненный принцип, источник развития. Применительно к государству это его внутреннее устройство, организация, структура, обозначаемые Аристотелем термином "полития". Полития - форма государства вообще, безотносительно к той или иной конкретной его форме. Вместе с тем следует иметь в виду, что этим общим родовым для всех государственных форм термином Аристотель обозначает и наилучшую из выделяемых им правильных форм государства.14

Следуя прочно установившейся традиции, Аристотель делит государства по числу участвующих  в управлении на три группы —  где властвует один человек, немногие или большинство. Но к этому «арифметическому»  принципу он прибавляет критерий качественный и этический. В зависимости оттого, думают ли правители об общем благе  или только о своих интересах, он подразделяет формы правления  на правильные и неправильные, или извращенные. И в этом он не совсем оригинален. Подобная классификация встречалась у Платона, а до него у Геродота. Некоторые нюансы Аристотель вносит в определение шести форм государства, получаемых благодаря сочетанию двух названных критериев.

Правильная  власть одного человека именуется монархией, неправильная — тиранией. Правильная власть немногих — аристократией, неправильная — олигархией. Правильная власть большинства  называется политией, а неправильная — демократией. В этой последней паре и заключаются главные новшества, вводимые Аристотелем.15

Рассмотрим  вкратце эти шесть форм.

При определении монархии Аристотель руководствуется не формальным признаком (как именуется верховный правитель), а реальным сосредоточением в его руках всей власти. Неограниченная власть одного лица, пожизненная стратегия в Спарте — виды монархии. У Аристотеля нет пристрастия к этой форме. В отличие от Платона он предпочитает власть наилучших законов власти наилучшего мужа.

Неправильную  монархию — тиранию — Аристотель считает худшей из всех форм правления.

Аристократия — власть ограниченного числа лучших в нравственном или интеллектуальном отношении лиц — предпочтительнее монархии. И монархия, и аристократия требуют от правителей свойств, которые очень редко встречаются. Чтобы монархия была правильной, царь должен быть великим человеком, чтобы аристократия не вырождалась, нужна группа очень хороших людей. При отсутствии выдающихся правителей обе формы перерождаются: монархия — в тиранию, а аристократия — в олигархию.16

Олигархия — это господство богатых. Высокий имущественный ценз оттесняет от власти большинство населения. В худших формах олигархии царит беззаконие, магистраты правят по своему усмотрению. К олигархии Аристотель относил Спарту, где возможность занимать должности была ограничена узким кругом людей — тех, кто участвовал в общественных трапезах — сисситиях, а это требовало значительных денежных взносов.

В олигархии  царит полное неравенство. Аристотель считает это несправедливым. Но, по его мнению, несправедлив и противоположный  принцип — полного равенства, характерный для демократии.

При рассмотрении этих двух форм, как и последней  и наилучшей шестой формы — политии, Аристотель не ограничивается характеристикой их конституций и уделяет значительное внимание социальной структуре. Богатые и бедные, рассуждает Аристотель, являются существенными элементами государства, в зависимости от преобладания тех или других устанавливается и соответствующая политическая форма. 17

Признаком олигархии  является не столько власть меньшинства, сколько власть богатства. Для демократии характерно преобладание бедных в структуре  власти.18

Необходимым условием благой жизни в государстве является его самодостаточность - автаркия. Благая самодостаточная жизнь - это и  высшая цель государства, ради которой  оно существует. В аристотелевском  и вообще античном понимании государство-полис  представляет собой такую общность людей, которая "достаточна" для  самодовлеющего существования. Понятие  автаркии раскрывается Аристотелем  через идею меры, "золотой середины" в самых различных аспектах внутренней и внешней государственной жизни. Это понятие признается исторически  первым в формировании в Новое время идеи государственного суверенитета19. Характерно, что Аристотель в своем проекте идеального государства (см. об этом ниже) предусматривал внутреннюю и внешнюю независимость государства как автаркического общественного образования. Однако в современной ему действительности зависимость от другого государства Аристотель не считал ущемлением автаркии.

Свою теорию государственных форм Аристотель построил на изучении практики государственного управления в различных древнегреческих  полисах. Вместе с тем, обеспокоенный  кризисом самой полисной формы общественной жизни и наблюдая, как на его  глазах создавалась держава Александра Македонского, он создал и проект идеального государства как идеального (наилучшего) полисного формообразования. Предназначено  оно только для эллинов и должно во всем воплощать общеантичный идеал меры: по размеру территории (она должна быть не слишком большой и не слишком малой), по народонаселению (количество граждан должно быть достаточным и в то же время граждане должны знать друг друга), географическому положению (открытость морю) и др.  

Информация о работе Учение Аристотеля