Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 04:42, биография
Аристотель (384 г. до н.э.). Взгляды Аристотеля формировались в том числе под влиянием Платона, лекции которого Аристотель так же усердно слушал, как изучал его сочинения, дух ученика развился так быстро и мощно, что он скоро занял самостоятельное положение относительно своего учителя.
Аристотель (384
г. до н.э.). Взгляды Аристотеля формировались
в том числе под влиянием Платона, лекции
которого Аристотель так же усердно слушал,
как изучал его сочинения, дух ученика
развился так быстро и мощно, что он скоро
занял самостоятельное положение относительно
своего учителя.
Если же позднейшие писатели говорят об
открытом раздоре между ними и охотно
распространяются о неблагодарности ученика
к учителю, то против этого решительно
говорит всегда почтительный тон, в котором
Аристотель ведёт свою полемику против
Платонова учения об идеях. Уважение Аристотеля
к учителю засвидетельствовано, между
прочим, отрывком элегии на смерть Эвдема,
где Аристотель говорит о Платоне, что
«дурной человек не имеет даже права хвалить
его». Весьма естественно, что различие
взглядов вело к спорам между двумя мыслителями,
но Аристотель постоянно отзывается о
Платоне с уважением, а иногда с большою
важностью. «Если подобные отношения,
— справедливо замечает один историк
философии, — можно назвать неблагодарностью,
то такую неблагодарность питают все ученики,
которые не были рабскими последователями
своих учителей».
В 334 г., Аристотель переехал в Афины и основал
там свою школу в лицее, единственной гимназии,
которая оставалась для него свободна,
потому что академия была занята Ксенократом,
а Киносарг — циниками. Школа его получила
название перипатетической, оттого ли,
что Аристотель имел привычку во время
преподавания ходить взад и вперёд или
от тенистых аллей, окружавших место, где
он учил. Его чтения были двоякого рода:
утро он посвящал строго-научным занятиям
в тесном кружке ближайших учеников (эзотерические
или акроаматические лекции), а после обеда
читал общедоступные лекции для всех,
кто желал его слушать (экзотерические
лекции).
Но с этой тихой и мирной жизнью, отданной
науке, он принуждён был расстаться благодаря
политическим страстям афинян, для которых
Аристотель стал подозрителен по своим
прежним отношениям к Александру и вообще
по своим македонским симпатиям. Партия
греческой независимости не могла не воспользоваться
смертью Александра, чтобы ещё раз поднять
знамя восстания против своих повелителей,
и она весьма естественно видела опасность
для свободы в том уважении, которым Аристотель
пользовался среди окружавшей его молодёжи.
Обвинение в безбожии, вечно повторяемое
против людей мысли их противниками, потому
что оно доступно невежественной массе
и всегда находит себе в нём сочувствие,
было предъявлено и против Аристотеля.
Понимая, что дело идёт не о правом суде,
а о партийной ненависти, и что судьба
его решена уже заранее, 62-летний Аристотель
покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно
намекая на смерть Сократа, избавить афинян
от нового преступления против философии.
Он переселился в Халкис на Эвбее, куда
за ним последовала толпа учеников и где
через несколько месяцев он умер от болезни
желудка (322 до н. э.), завещав Феофрасту
Эрезийскому руководство школою и свою
богатую библиотеку.
При жизни Аристотель не был любим. Наружность
его не отличалась привлекательностью.
Он был малого роста, сухощав, близорук
и картав; на губах его играла язвительная
улыбка; он был холоден и насмешлив. Противники
страшились его речи, всегда ловкой и логичной,
всегда остроумной, подчас саркастической,
что, конечно, доставило ему немало врагов.
Нерасположение греков к Аристотелю преследовало
его память и после его смерти, и его характер
подвергся злостным нападкам и извращениям,
главным поводом к которым послужили его
отношения к Платону. Но если от скудных
и не всегда беспристрастных биографических
сведений мы обратимся к сочинениям Аристотеля,
то увидим человека с глубокой, искренней
любовью к правде, ясным пониманием действительности
со всеми её реальными отношениями, неутомимым
рвением к собиранию фактических знаний
и вместе с тем с изумительным даром систематизации
и плодотворного распределения материала.
По всему складу своего ума и способностей
он является трезвым, спокойным мыслителем,
чуждым фантастических увлечений Платона.
В нём греческая философия совершила свой
переход от идеальной восторженности
юношеской эпохи к трезвой рассудительности
зрелого возраста.
Сведения о жизни Аристотеля, переданные
нам древними, принадлежат, главным образом,
Диогену Лаэрцию, жившему около 6 веков
после Аристотеля, и нескольким псевдонимам
и анонимам.
Всё знание Аристотель делил на три части:
теоретическое (физика и метафизика), практическое
(этика и политика) и поэтическое (творчество).
• Физика — наука о движении, которое
возможно благодаря онтологическому различию
между силой и энергией.
• Метафизика — учение о первопринципах
бытия или первая философия. Первоначал
четыре:
1. Форма — «то, что». Сущность вещей.
2. Материя — «то, из чего». Бесформенная
материя представляет собой небытие. Первичнооформленная
материя выражена в виде пяти первоэлементов:
вода, земля, воздух, огонь и эфир (небесная
субстанция).
3. Действующая причина (начало) — «то,
откуда». Началом всех начал является
Бог.
4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью
является Благо.
Политика — учение о государстве. Государство
— это общение ради общего блага. Государство
состоит из семей и противопоставляется
семьям — общениям ради частного блага.
Оптимальной формой государственного
устройства считал политию — государство,
где власть принадлежит широким слоям
состоятельных граждан, способных купить
тяжёлое вооружение. Худшей формой государственного
устройства считал Охлократию — власть
толпы.
Многочисленные сочинения Аристотеля
охватывают почти всю область доступного
тогда знания, которое в его трудах получило
более глубокое философское обоснование,
было приведено в строгий, систематический
порядок, и его эмпирический базис значительно
вырос. Некоторые из этих сочинений не
были выпущены им самим при жизни, а многие
другие подложно ему приписаны впоследствии.
Но даже некоторые места тех сочинений,
которые бесспорно принадлежат ему, можно
поставить под сомнение, и уже древние
старались объяснить себе эту неполноту
и отрывочность превратностями судьбы
рукописей Аристотеля. По преданию, сохранившемуся
у Страбона и Плутарха, Аристотель завещал
свои сочинения Феофрасту, от которого
они перешли к Нелию из Скепсиса. Наследники
Нелия спрятали драгоценные рукописи
от жадности пергамских царей в погреб,
где они сильно пострадали от сырости
и плесени. В I веке до н. э. они были проданы
за высокую цену богачу и любителю книг
Апелликону в самом жалком состоянии,
и он постарался восстановить пострадавшие
места рукописей своими собственными
прибавками, но не всегда удачно. Впоследствии,
при Сулле, они попали в числе прочей добычи
в Рим, где Тиранниан и Андроник Родосский
издали их в их нынешнем виде. По мнению
некоторых исследователей, этот рассказ
может быть верен только относительно
очень небольшого числа второстепенных
сочинений Аристотеля.
Из сочинений Аристотеля до нас, к сожалению,
не дошли написанные в общедоступной форме
(эзотерические), например, «Диалоги»,
хотя принятое древними различие между
экзотерическими и эзотерическими сочинениями
не было так строго проведено самим Аристотелем
и во всяком случае не означало различия
по содержанию. Дошедшие до нас сочинения
Аристотеля далеко не одинаковы по своим
литературным достоинствам: в одном и
том же сочинении одни разделы производят
впечатление основательно обработанных
и подготовленных для обнародования текстов,
другие — более или менее подробных набросков.
Наконец, есть и такие, которые заставляют
предполагать, что они были только заметками
учителя для предстоящих лекций, а некоторые
места, как, возможно, его «Эвдемова этика»,
по-видимому обязаны своим происхождением
запискам слушателей или по крайней мере
переработаны по этим запискам.
Аристотель также как и Платон принадлежит
к числу философов, значения которых в
истории европейской философской мысли
поистине огромно. Ученик платоновской
Академии, он откажется от многих взглядов
учителя, следуя принципу, им же сформулированному:
”Платон мне друг, но истина — дороже”.
Он известен как создатель новой школы
— Лицея, как учитель Александра Македонского,
знаменитого завоевателя древности.
Аристотелю принадлежат 158 так называемых
«Политий», в которых он описывал политическое
устройство его древнегреческих полисов,
городов-государств. На основе «Политики»
им была составлена «Политика», систематически
излагающая материал о государстве и формах
государственного устройства.
2.1. Законы справедливости и равенства
в общественной жизни
Аристотель исследует добродетели в контексте
общественной жизни античного общества.
Особое место занимает у него справед¬ливость.
Справедливость – середина между двумя
родами неспра¬ведливости: нарушением
закона и неодинаковым отношением к равным.
Поэтому «понятие справедливости означает
одновременно как законное, так и равномерное,
а несправедливое - противо¬законное и
неравное (отношение к людям)». Поскольку
же закон предписывает добродетельное
поведение, на¬пример мужество в бою, постольку
справедливость есть высшая добродетель,
в которой заключаются все иные.
Сопоставление справедливости с законом
и равенством при¬водит к знаменитому
делению ее на уравнивающую и распре¬деляющую.
Цель первой - способствовать воздаянию
равным за равное; второй –распределение
благ согласно достоинству лиц, вступающих
в общение. Иначе говоря, распределяющая
справед¬ливость относится к общим благам
и обеспечивает их разделение согласно
достоинству (рангу) граждан. Уравнивающая
– к бла¬гам, принадлежащим отдельным
лицам, обеспечивая обмен со¬гласно количеству
и качеству труда. Очевидно, что выделение
этих двух видов справедливости как нельзя
лучше отвечает усло¬виям жизни общества,
в котором комбинируются сословное устройство
и «врожденные» преимущества одних людей
над дру¬гими, с одной стороны, и уравнивающие
людей товарно-денеж¬ные отношения –
с другой. Учение о справедливости образует
прямой переход к государству.