Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 06:34, реферат
Биография Аристотеля. Философское учение Аристотеля. История философии. Космология Аристотеля.
Аристотель
Аристотель
(384 до н.э.-322 до н.э.)
Аристотель, величайший
из древнегреческих философов, ученик
и решительный противник
Аристотель, по
словам очевидцев, с молодости был
невзрачного вида. Худощавый, имел худые
ноги, маленькие глазки и шепелявил.
Но зато любил одеться, носил по несколько
дорогих перстней и делал необычную
прическу. Воспитываясь в семье врача,
и поэтому сам занимаясь медициной, Аристотель,
однако, не стал профессиональным врачом.
Но медицина осталась для него на всю жизнь
настолько родной и понятной областью,
что впоследствии в своих труднейших философских
трактатах он дает пояснения на примерах
из медицинской практики.
Приехав с севера
Греции, Аристотель в самом раннем
возрасте (в 17лет) вошел в школу
Платона. Он был сперва принципиальным
платоником, а впоследствии отошел
от строгого платонизма. Первые сочинения
Аристотеля в стенах Платоновской Академии,
куда он поступает, отличаются склонностью
его к риторике, которой он впоследствии
прозанимался всю жизнь. В 364 году до н.э.
Аристотель встречается с Платоном, и
они общались до самой смерти Платона,
т.е. в течении 17 лет. Аристотель представлялся
Платону ретивым конем, которого приходится
сдерживать уздой. Некоторые античные
источники прямо говорят не только о расхождении,
но и даже о неприязни между двумя философами.
Платон сильно не одобрял свойственной
Аристотелю манеры держать себя и одеваться.
Аристотель придавал большое внимание
своему внешнему виду, а Платон считал,что
это неприемлемо истинному философу. Но
Аристотель по-видимому еще и дерзко нападал
на Платона, что в дальнейшем привело к
созданию Аристотелем собственной школы.
За все эти споры, добродушный Платон сказал,
что "Аристотель меня брыкает, как сосунок
жеребенок свою мать". В Платоновской
школе Аристотель получает важнейшие
основы знаний, обладая которыми, впоследствии,
он открывает напротив Платоновой свою
собственную школу, и становится завзятым
противником своего учителя.
Приход к руководству
школой Спевсиппа, с которым он был
не в ладах, побудил Аристотеля оставить
Афины. С 355 г. он живет сначала в
Ассосе, в Малой Азии, под покровительством
тирана города Атарнея Гермия. Последний
предоставил ему прекрасные условия для
работы. Аристотель женился здесь на некоей
Пифиаде - не то дочери, не то приемной
дочери, не то племяннице Гермия, а по некоторым
сведениям - его наложнице. Через три года
философ уезжает в Митилену на о. Лесбос.
Это произошло незадолго до или же сразу
после смерти Гермия, предательски захваченного
персами и распятого.
Видимо, в Митилену
Аристотель прибыл по приглашению своего
друга и верного ученика
Аристотель говорил:
"Платон мне друг, но истина дороже".
И вся жизнь
Аристотеля состояла в бесконечном
стремлении найти, проанализировать, схватить
истину, докопаться до смысла окружающего
мира. В своих зоологических
Смерть Александра
(323 г. до н. э.) вызвала антимакедонское
восстание в Афинах. Аристотель,
известный своими македонскими симпатиями,
был обвинен, поскольку политических
оснований ему не могли предъявить,
в "безбожии" на том основании,
что он сочинил в память Гермия пеан и
надпись к его статуе в Дельфах в выражениях,
подобающих лишь богам, а не смертным.
Философ вынужден был бежать в Халкиду
на о. Эвбея, где у него было поместье.
Аристотель был
сильным человеком. И когда оказалось,
что деваться уже некуда, и с ним могут
расправиться как до этого с Сократом
он, как можно предполагать, принял яд.
Так кончилась жизнь Аристотеля. И всё
же его искания, вся его жизнь свидетельствуют
о небывалом мужестве великого человека,
для которого даже сама смерть стала актом
мудрости и невозмутимого спокойствия.
Сохранившиеся
произведения Аристотеля относятся
в основном к ликейскому периоду,
однако в них сохранены идеи и
прямые отрывки из более ранних произведений,
что свидетельствует об известной
целостности его воззрений после выхода
из Академии. Сохранилось также немало
фрагментов, относящихся к первому, платоническому,
периоду его развития. Однако несомненно,
что более ранние произведения пронизаны
платонизмом. Так, фрагментарно сохранившийся
диалог "Евдем", или "О душе",
содержит доказательства бессмертия души.
Другое крупное сочинение, дошедшее до
нас в значительном числе фрагментов -
"Протрептик". Лишь в сочинении "О
философии", некоторыми исследователями
относимом ко второму периоду творчества
мыслителя.Обнаруживаются существенные
отклонения от платонизма. Зрелые произведения
Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся
традиционно на восемь групп:
1. Логические
труды ("Органон"): "Категории",
"Об истолковании", "Аналитики"
первая и вторая, "Топика", "О
софистических опровержениях".
2. Философия
природы: "Физика", или "Лекции
по физике", в 8-ми кн., "О
небе" в 4-х кн., "О возникновении
и уничтожении" в 2-х кн., "О
небесных явлениях" ("Метеорологика
") в 4-х кн.; последняя, видимо,
не аутентична. В натурфилософские
произведения включается также псевдоаристотелевский
трактат "О мире", написанный, вероятно,
уже в I в. до н. э.
3. Психология: "О
душе" в З-х кн., а также "Малые
труды по естествознанию" (Parva
naturalia), включающие трактаты: "О восприятии
и воспринимаемом", "О памяти и воспоминании",
"О сне", "О бессоннице", "О
вдохновении [приходящем] во сне", "О
длительности и краткости жизни", "О
жизни и смерти", "О дыхании". Включается
сюда также неподлинный труд "О духе",
относящийся, видимо, к середине. III в. до
н. э.
4. Биологические
труды: "О частях животных",
"О движении животных", "О
передвижении животных", "О
происхождении животных". Эти
аутентичные труды Аристотеля
обычно дополняются рядом
5. Первая философия:
сочинение в 14-ти книгах, получившее
название "Метафизика". В издании
Беккера ему предшествует трактат "О
Мелиссе, Ксенофане и Горгии".
6. Этика: "Никомахова
этика" в 10-ти кн., "Большая
этика" в 2-х кн., "Евдемова
этика", из которой печатаются
книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают
с 5-7 книгами "Никомаховой этики".
13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой
"Евдемовой этики". "Большая этика"
признается неаутентичной, также неаутентичен
трактат "О добродетельном и порочном",
относящийся ко времени между I в. до н.
э.-I в. н.э.
7. Политика и
экономика: "Политика" в 8-ми кн.,
"Экономика" в З-х кн. обычно считается
не аутентичной, причем 3 книга имеется
лишь в латинском переводе. В школе Аристотеля
было описано государственное устройство
158 греческих городов-государств. В 1890
г. был найден папирус с текстом "Афинской
политии" Аристотеля.
8. Риторика и
поэтика: "Искусство риторики"
в З-х кн., за которым печатается
неподлинный трактат "Риторика
против Александра" - ранняя перипатетическая
работа. За нею идет трактат
"О поэзии".
Сочинения Аристотеля
сохранились, можно сказать, чудом.
После смерти философа они перешли к Теофрасту,
а затем к его ученику Нолею. До 1 в. н.э.
они пролежали в подземном книгохранилище,
предоставленные "грызущей критике
мышей", а затем попали в библиотеку
Апелликона Теосского в Афинах. Затем
они оказались в Риме, где и были изданы
главой тогдашних перипатетиков Андроником
Родосским. Цитируются сочинения Аристотеля
(кроме "Афинской политии") соответственно
изданию И.Беккера(1831).
Уже перечень произведений
Аристотеля показывает энциклопедичность
его учения. В нем не только охвачены все
области тогдашнего знания, но и произведена
его первичная классификация, так что
впервые из философии как таковой выделены
специальные науки.
Аристотель был
первым мыслителем, создавшим всестороннюю
систему философии, охватившую все
сферы человеческого развития — социологию,
философию, политику, логику, физику. Его
взгляды на онтологию имели серьёзное
влияние на последующее развитие человеческой
мысли. Метафизическое учение Аристотеля
было принято Фомой Аквинским и развито
схоластическим методом.Содержание [показать]
Аристотель родился
в Стагире, греческой колонии
в Халкидиках, недалеко от Афонской
горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля
звали Никомах, он был врачом при
дворе Аминты III, царя Македонского.
Никомах происходил из семьи потомственных
лекарей, в которой врачебное искусство
передавалось из поколения в поколение.
Отец был первым наставником Аристотеля.
Уже в детстве Аристотель познакомился
с Филиппом, будущим отцом Александра
Македонского, что сыграло не последнюю
роль в его будущем назначении воспитателем
Александра.
В 369 году до н. э.
Аристотель лишился родителей. Опекуном
юного философа стал Проксен (впоследствии
Аристотель тепло отзывался о
нём, а когда Проксен умер, усыновил
его сына Никанора). Под руководством
своего опекуна Аристотель изучал растения
и животных, что в будущем развилось в
отдельную работу «О возникновении животных».
Юношеские годы
Аристотеля пришлись на время начала
расцвета Македонии. Аристотель получил
греческое образование и был носителем
этого языка, он симпатизировал демократическому
образу правления, но в то же время он был
подданным македонского правителя. Это
противоречие сыграет определённую роль
в его судьбе.
В 347 г. до н. э. Аристотель женился на племяннице Гермия, тирана Ассоса в Троаде. В 345 г. до н.э Гермий выступает против персов, за что был свергнут ими и казнён. Аристотель вынужден уехать в Митилины.
[править]
Философское учение Аристотеля
Бюст Аристотеля,
римская копия оригинала
Физика — наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.
«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.
Бытие
Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:
Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть
Цель — «то,
ради чего». Высшей целью является Благо.
Своим анализом
потенции и акта Аристотель ввёл в
философию принцип развития, что
явилось ответом на апорию элейцев,
по которой сущее может возникнуть либо
из сущего, либо из не-сущего. Аристотель
же говорил, что и то и другое невозможно,
во-первых — потому что сущее уже существует,
а во-вторых — нечто не может возникнуть
из ничто, а значит возникновение и становление
вообще невозможно и чувственный мир должен
быть отнесен к царству «небытия».
Акт и потенция (действительность и возможность):
акт («энергия») — деятельное осуществление чего-либо;
потенция — сила, способная к такому осуществлению.