Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 06:34, реферат
Биография Аристотеля. Философское учение Аристотеля. История философии. Космология Аристотеля.
[править]
Категории философии
Категории —
это наиболее общие и фундаментальные
понятия философии, выражающие существенные,
всеобщие свойства и отношения явлений
действительности и познания. Категории
образовались как результат обобщения
исторического развития познания.
Аристотель разработал
иерархическую систему
Стремясь к
упрощению категориальной системы,
Аристотель затем признавал среди
основных девяти категорий только три
— время, место, положение (или сущность,
состояние, отношение).
С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:
субстанциональная
— рассматривает пространство и
время как самостоятельные
реляционная —
рассматривает существования
Категории пространства
и времени выступают как «
Конкретное воплощение
Красоты как принципа мирового устройства
Аристотель видел в Идее или Уме.
Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):
неорганические образования (неорганический мир).
мир растений и живых существ.
мир различных видов животных.
человек.
[править]
История философии
Аристотель утверждал,
что философия появляется на основе
«эпистемы» — знаний, выходящих
за рамки чувств, навыков и опыта.
Так эмпирические знания в области
исчисления, здоровья человека, природных
свойств предметов явились не только зачатками
наук, но и теоретическими предпосылками
возникновения философии. Аристотель
выводит философию из зачатков наук.
Философия —
это система научных знаний.
Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, аналитику, этику, физику, историю, эстетику.
[править]
Бог как перводвигатель,
как абсолютное начало всех начал
По утверждению
Аристотеля, мировое движение есть
цельный процесс: все его моменты взаимно
обусловлены, что предполагает наличия
и единого двигателя. Далее, исходя из
понятия причинности, он приходит к понятию
о первой причине. А это т. н. космологическое
доказательство бытия бога. Бог есть первая
причина движения, начало всех начал, так
как не может быть бесконечный ряд причин
или безначальный. Есть причина, сама себя
обусловливающая: причина всех причин.
Абсолютное начало всякого движения — божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.
[править]
Идея души
Аристотель считал,
что душа, обладающая целостностью, есть
не что иное, как неотделимый от тела его
организующий принцип, источник и способ
регуляции организма, его объективно наблюдаемого
поведения. Душа — это энтелехия тела.
Душа не может существовать без тела, но
сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря
чему мы живём, ощущаем и размышляем, —
это душа. «Именно душа придаёт смысл и
цель жизни»[источник не указан 49 дней].
Таким образом,
душа есть некий смысл и форма,
а не материя, не субстрат.
Телу присуще
жизненное состояние, образующее его упорядоченность
и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение
актуальной действительности всемирного
и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных
частей души: памяти, эмоций, перехода
от ощущений к общему восприятию, а от
него — к обобщённому представлению; от
мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно
ощущаемого желания — к разумной воле.
Душа различает
и познаёт сущее, но она сама много
«времени проводит в ошибках». «Добиться
о душе чего-нибудь достоверного во
всех отношениях, безусловно, труднее
всего»[источник не указан 49 дней].
Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.
[править]
Теория познания
и логика
Познание у
Аристотеля имеет своим предметом
бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти
и привычке. Любое знание начинается с
ощущений: оно есть то, что способно принимать
форму чувственно воспринимаемых предметов
без их материи; разум же усматривает общее
в единичном.
Однако с помощью
одних только ощущений и восприятий
приобрести научное знание нельзя,
потому что все вещи имеют изменчивый
и переходящий характер. Формами
истинно научного знания являются понятия,
постигающие сущность вещи.
Детально и
глубоко разобрав теорию познания,
Аристотель создал труд по логике, который
сохраняет своё непреходящее значение
и поныне. Здесь он разработал теорию мышления
и его формы, понятия, суждения и умозаключения.
Аристотель является
и основоположником логики.
Задача понятия
состоит в восхождении от простого чувственного
восприятия к вершинам абстракции. Научное
знание есть знание наиболее достоверное,
логически доказуемое и необходимое.
В учении о познании
и его видах Аристотель различал
«диалектическое» и «аподиктическое»
познание. Область первого — «мнение»,
получаемое из опыта, второго — достоверное
знание. Хотя мнение и может получить весьма
высокую степень вероятности по своему
содержанию, опыт не является, по Аристотелю,
последней инстанцией достоверности знания,
ибо высшие принципы знания созерцаются
умом непосредственно.
Отправным пунктом
познания являются ощущения, получаемые
в результате воздействия внешнего
мира на органы чувств, без ощущений
нет знаний. Отстаивая это теоретико-
Цель науки
Аристотель видел в полном определении
предмета, достигаемом только путем
соединения дедукции и индукции:
1) знание о
каждом отдельном свойстве
2) убеждение
в том, что это свойство —
существенное, должно быть доказано
умозаключением особой
Исследование
категорического силлогизма, осуществленное
Аристотелем в «Аналитике», стало
наряду с учением о доказательстве
центральной частью его логического учения.
Основной принцип
силлогизма выражает связь между
родом, видом и единичной вещью.
Эти три термина понимались Аристотелем
как отражение связи между
следствием, причиной и носителем
причины.
Система научных
знаний не может быть сведена к единой
системе понятий, ибо не существует такого
понятия, которое могло бы быть предикатом
всех других понятий: поэтому для Аристотеля
оказалось необходимым указать все высшие
роды, а именно категории, к которым сводятся
остальные роды сущего.
Размышляя над
категориями и оперируя ими в
анализе философских проблем, Аристотель
рассматривал и операции ума и
его логику, и, в том числе, логику
высказываний. Разрабатывал Аристотель
и проблемы диалога, углубившие идеи
Сократа.
Он сформулировал логические законы:
закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
закон противоречия — «не противоречь сам себе»;
закон исключенного
третьего — «А или не-А истинно,
третьего не дано».
Аристотель разрабатывал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.
[править]
Этические взгляды
Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика». Отталкиваясь от слова «этос» (др. греч. ethos) Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.
[править]
Учение о добродетелях
Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни.
разумные (добродетели ума) — развиваются в человеке благодаря обучению — мудрость, сообразительность, рассудительность.
нравственные (добродетели
характера) — рождаются из привычек-нравов:
человек действует, приобретает
опыт и на основе этого формируются
черты его характера.
Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком.
Добродетель — она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность».
Добродетель —
это внутренний порядок или склад
души; порядок обретается человеком
в сознательном и целенаправленном
усилии.
В разъяснении
своего учения Аристотель дает небольшой
очерк, представляющий «таблицу» добродетелей
и пороков в их соотнесенности
с различными видами деятельности:
мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности).
благоразумие — это середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать «бесчувственностью» (в отношении к удовольствиям, связанным с чувством осязания и вкуса).
щедрость — это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам).
величавость —
это середина между спесью и приниженностью
(в отношении к чести и
ровность — середина между гневностью и «безгневливостью».
правдивость — середина между хвастовством и притворством.
остроумие — середина между шутовством и неотёсанностью.
дружелюбие — середина между вздорностью и угодничеством.
стыдливость —
середина между бесстыдством и робостью.
Нравственный
человек, по Аристотелю, тот, кто руководит
разумом, сопряженным с добродетелью.
Аристотель принимает платоновский идеал
созерцания, но ведет к нему деятельность,
поскольку человек рожден не только для
умопостижения, но и для действия.
Следует помнить, что названные качества были обозначены в качестве добродетелей и пороков в IV в. до н. э.; они не всегда однозначно совпадают с современными представлениями о должном и предосудительном.
[править]
Внутренний конфликт
Каждая ситуация
выбора сопряжена с конфликтом. Однако
выбор нередко переживается гораздо
мягче — как выбор между
различного рода благами (зная добродетель,
можно вести порочную жизнь).
Аристотель постарался
показать возможность разрешения этого
нравственного затруднения.
Слово «знать»
употребляется в двух значениях:
1) «знает» говорят
о том, кто только обладает
знанием;
2) о том, кто применяет
знание на практике.
Далее Аристотель
уточнял, что, строго говоря, обладающим
знанием следует считать лишь
того, кто может применять его.
Так, если человек знает одно, а
поступает по-другому, значит не знает,
значит он обладает не знанием, а мнением
и ему следует добиться истинного знания,
выдерживающего испытание в практической
деятельности.