Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 06:34, реферат
Биография Аристотеля. Философское учение Аристотеля. История философии. Космология Аристотеля.
Добродетельность как разумность обретается человеком в процессе уяснения собственной двойственности и разрешения внутреннего конфликта (по крайней мере, насколько это в силах самого человека).
[править]
Человек
Для Аристотеля
человек — это прежде всего
общественное или политическое существо
(«политическое животное»), одарённое
речью и способное к осознанию
таких понятий как добро и
зло, справедливость и несправедливость,
то есть обладающее нравственными качествами.
В «Никомаховой
этике» Аристотель отмечал, что «человек
по природе существо общественное»,
а в «Политике» — существо политическое.
Он также выдвинул положение, что
человек рождается политическим
существом и несёт в себе инстинктивное
стремление к совместной жизни. Врождённое
неравенство способностей — причина объединения
людей в группы, отсюда же различие функций
и места людей в обществе.
В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.
[править]
Космология Аристотеля
Аристотель учил,
что Земля, являющаяся центром Вселенной,
шарообразна. Доказательство шарообразности
Земли Аристотель видел в характере Лунных
затмений, при которых тень, бросаемая
Землёй на Луну, имеет по краям округловатую
форму, что может быть только при условии
шарообразности Земли. Ссылаясь на утверждения
ряда античных математиков, Аристотель
считал окружность Земли равной 400 тыс.
стадий. Аристотель кроме того первым
доказал шарообразность и Луны на основе
изучения её фаз. Его сочинение «Метеорология»
явилось одной из первых работ по физической
географии.
Влияние геоцентрической
космологии Аристотеля сохранилось
вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался
планетарной теорией Евдокса
Книдского, но приписал планетарным
сферам реальное физическое существование:
Вселенная состоит из ряда концентрических
сфер, движущихся с различными скоростями
и приводимых в движение крайней сферой
неподвижных звёзд.
Шарообразны и
небесный свод и все небесные светила.
Однако доказывал эту мысль Аристотель
неправильно, исходя из телеологической
идеалистической концепции. Шарообразность
небесных светил Аристотель выводил из
того ложного взгляда, что т. н. «сфера»
является наиболее совершенной формой.
Идеализм Аристотеля
получает в его учении о мирах
окончательное оформление:
«Подлунный мир»,
то есть область между орбитой
Луны и центром Земли, есть область
беспорядочных неравномерных
«Надлунный мир»,
то есть область между орбитой
Луны и крайней сферой неподвижных
звёзд, есть область вечноравномерных
движений, а сами звёзды состоят
из пятого, совершеннейшего элемента —
эфира.
Эфир (пятый элемент
или quinta essentia) входит в состав звёзд
и неба. Это божественный, нетленный
и совершенно непохожий на другие
четыре элемента.
Звёзды, по Аристотелю, неподвижно укреплены на небе и обращаются вместе с ним, а «блуждающиеся светила» (планеты) движутся по семи концентрическим кругам. Причиной небесного движения является Бог.
[править]
Учение о государстве
Аристотель подверг
критике учение Платона о совершенном
государстве, и предпочитал говорить
о таком политическом устройстве,
которое может иметь у себя большинство
государств. Он считал, что предлагаемая
Платоном общность имущества, жён и детей
приведёт к уничтожению государства. Аристотель
был убеждённым защитником прав индивида,
частной собственности и моногамной семьи,
а также сторонником рабства.
Осуществив грандиозное
обобщение социального и
По Аристотелю,
человек — политическое существо,
то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное
стремление к «совместному сожительству».
Первым результатом
социальной жизни Аристотель считал
образование семьи — муж и
жена, родители и дети… Потребность
во взаимном обмене привела к общению
семей и селений. Так возникло государство.
Государство создаётся не ради того, чтобы
жить вообще, а жить, преимущественно,
счастливо.
Согласно Аристотелю
государство возникает только тогда,
когда создаётся общение ради
благой жизни между семьями и
родами, ради совершенной и достаточной
для жизни самой себя.
Природа государства
стоит «впереди» семьи и
Отождествив общество
с государством, Аристотель был вынужден
заняться поисками целей, интересов
и характера деятельности людей
от их имущественного положения и использовал
этот критерий при характеристике различных
слоёв общества. Он выделял три главных
слоя граждан: очень зажиточные, средние,
крайне неимущие. По мысли Аристотеля,
бедные и богатые «оказываются в государстве
элементами, диаметрально противоположными
друг другу, что в зависимости от перевеса
того или иного из элемента устанавливается
и соответствующая форма государственного
строя». Будучи сторонником рабовладельческой
системы, Аристотель тесно связывал рабство
с вопросом собственности: в самой сути
вещей коренится порядок, в силу которого
уже с момента рождения некоторые существа
предназначены к подчинению, другие же
— к властвованию. Это общий закон природы
и ему подчинены и одушевлённые существа.
По Аристотелю, кто по природе принадлежит
не самому себе, а другому и при этом всё-таки
человек, тот по своей природе раб.
Наилучшее государство
— это такое общество, которое
достигается через посредство среднего
элемента (то есть «среднего» элемента
между рабовладельцами и
Основным общим
правилом, по идее Аристотеля, должно служить
следующее: ни одному гражданину не следует
давать возможности чрезмерно
[править]
Политик и политика
Аристотель, опираясь
на результаты платоновской политической
философии, выделил специальное
научное изучение определённой области
общественных отношений в самостоятельную
науку о политике.
Согласно Аристотелю,
люди могут жить только в обществе, в условиях
политической системы, так как «человек
по природе своей существо политическое».
Чтобы правильно устроить общественную
жизнь людям необходима политика.
Политика —
наука, знание о том, как наилучшим
образом организовать совместную жизнь
людей в государстве.
Политика представляет
собой искусство и умение государственного
управления.
Сущность политики
раскрывается через её цель, которая
по мнению Аристотеля, заключается
в том, чтобы придать гражданам
высокие нравственные качества, сделать
их людьми, поступающими справедливо.
То есть цель политики — справедливое
(общее) благо. Достичь этой цели нелегко.
Политик должен учитывать, что люди обладают
не только добродетелями, но и пороками.
Поэтому задачей политики является не
воспитание нравственно совершенных людей,
а воспитание добродетелей в гражданах.
Добродетель гражданина состоит в умении
исполнять свой гражданский долг и в способности
повиноваться властям и законам. Поэтому
политик должен искать наилучшего, то
есть наиболее отвечающего указанной
цели, государственного устройства.
Государство —
продукт естественного
В зависимости
от целей, которые ставят перед собой
правители государства, Аристотель
различал правильные и неправильные
государственные устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
Полития — Аристотель
считал эту форму наилучшей. Она
встречается крайне «редко и у немногих».
В частности, обсуждая возможность установления
политии в современной ему Греции, Аристотель
пришёл к выводу, что такая возможность
невелика. В политии правит большинство
в интересах общей пользы. Полития — «средняя»
форма государства, и «средний» элемент
здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность,
в имуществе — средний достаток, во властвовании
— средний слой. «Государство, состоящее
из средних людей, будет иметь и наилучший
государственный строй».
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
Олигархия —
соблюдает выгоды состоятельных
граждан. Строй, при котором власть
находится в руках людей
Демократия —
выгоды неимущих, среди неправильных
форм государства Аристотель отдавал
предпочтение именно ей, считая её наиболее
сносной. Демократией следует считать
такой строй, когда свободнорожденные
и неимущие, составляя большинство,
имеют верховную власть в своих руках. Отклонение
от монархии даёт тиранию,
отклонение от аристократии — олигархию,
отклонение от политии — демократию.
отклонение от
демократии — охлократию.
В основе всех общественных
потрясений лежит имущественное неравенство.
По Аристотелю, олигархия и демократия
основывают своё притязание на власть
в государстве на том, что имущественное
— удел немногих, а свободой пользуются
все граждане. Олигархия защищает интересы
имущих классов. Общей же пользы ни одна
из них не имеет.
.