Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 15:47, реферат
Центр тяжести при этом падает на факт возвышения знания до степени науки: не довольствуясь накоплением практических сведений и наполненных фантазией умозрений, касающихся религиозных потребностей, греки ищут знания ради него самого. Из слияния с остальными деятельностями культуры знание, как искусство, выделилось в самостоятельную функцию. Таким образом, история античной философии есть, прежде всего, рассмотрение происхождения западной науки вообще. Но в то же время она также и история зарождения отдельных наук.
Введение
1. Жизнь Аристотеля
2. Форма, материя, движение и причины. Учение о возможном и действительном бытии
3. Учение Аристотеля о предмете физики и о природе
4. Биология Аристотеля
5. Этика Аристотеля: учение о добродетелях
6. Социально – политические взгляды
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Жизнь Аристотеля
2. Форма, материя, движение и причины. Учение о возможном и действительном бытии
3. Учение Аристотеля о предмете физики и о природе
4. Биология Аристотеля
5. Этика Аристотеля: учение о добродетелях
6. Социально – политические взгляды
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Научный
интерес античной философии не
ограничивается тем, что она служит
особым предметом
Центр тяжести при этом падает на факт возвышения знания до степени науки: не довольствуясь накоплением практических сведений и наполненных фантазией умозрений, касающихся религиозных потребностей, греки ищут знания ради него самого. Из слияния с остальными деятельностями культуры знание, как искусство, выделилось в самостоятельную функцию. Таким образом, история античной философии есть, прежде всего, рассмотрение происхождения западной науки вообще. Но в то же время она также и история зарождения отдельных наук. Ибо процесс дифференцирования, который начинается отделением сферы мысли от практики и мифологии, идет дальше и в самой науке: с накоплением и органическим расчленением материала, наука, бывшая сначала простой и общей, которую греки называли философия, распадается на особенные науки, отдельные философии, которые и развиваются впоследствии более или менее независимо.
Аристотель жил в конце творческого периода в греческой мысли, и после его смерти прошло две тысячи лет, прежде чем мир произвёл на свет философа, которого можно было бы рассматривать как приблизительно равного Аристотелю.
Читая Аристотеля, необходимо изучать
его в двух аспектах: в связи
с его предшественниками и
в связи с его преемниками.
В первом аспекте заслуги
1. ЖИЗНЬ АРИСТОТЕЛЯ.
Родился Аристотель в июле-сентябре 384 г. до нашей эры. Его родина – полис Стагира во Фракии близ Афонской горы. Этот город-государство был расположен к северу от Афин на северо-западном побережье Эгейского моря рядом с Македонией. Аристотель происходил из старинной фамилии врачей. Отец его Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III и даже был близок к нему, поэтому будущий философ в детстве играл с Филиппом II, будущим царем Македонии.
Точно
неизвестно где вырос
Со своей стороны Аристотель
высоко ценил Платона. Однако
он рано увидел уязвимые места
платоновского идеализма. Позднее
Аристотель скажет: «Платон мне
друг, но истина дороже». Платонизм
будет подвергнут им
После смерти великого
В конце 40-х годов IV в. до н. э. Аристотель
был приглашен Филиппом II воспитателем
к его сыну –
В 335 г. до н. э. Аристотель вновь переселился в Афины и там в 336 г. до н.э. открыл собственную философскую школу – Ликей, названную так потому, что она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского (Волчьего). Он преподавал там более 12 лет и вел большую работу по систематизации и развитию своих идей. В его школе обучались несколько сотен учеников.
После смерти Александра
После смерти Аристотеля главой Ликея стал Теофраст. Ликей просуществовал до конца античного мира.
2. ФОРМА, МАТЕРИЯ,
ДВИЖЕНИЕ И ПРИЧИНЫ. УЧЕНИЕ О
ВОЗМОЖНОМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ
«Суть
бытия» вещи – её форма, или
её «первая сущность» (в «Метафизике»).
Форма, суть бытия и первая
сущность в «Метафизике» - синонимы.
«Формою я называю суть бытия
каждой вещи и первую сущность»
Ключом
к пониманию формы (морфе) Аристотеля
является отожествление её с
сутью вещи. Форма какой-либо вещи,
есть её сущность и первичная
субстанция. Форма – не всякое
общее начало, а минимально общее,
и притом такое, которое присуще
самостоятельно существующим
Материя
(hyle – буквальный перевод: лесоматериал,
сырьё для постройки) – «то, из
чего вещь состоит», «из чего
вещь возникает». Материя («первая
материя») – некоторое бесформенное
вещество, потенция (возможность) стать
определёнными вещами, предметами.
Вещи возникают благодаря
Существует
столько же форм, сколько низших
видов вещей. Формы вечны и
неизменны. «Форму никто не создаёт
и не производит». Материя пассивна,
неспособна ничего производить
сама из себя; она бесконечно
делима, лишена определённости. Форма
– активное начало. Деятельный
характер формы придаёт
Материя сама по себе представляет лишь возможность вещей. Движение – это процесс превращения потенциального в актуальное в результате активности формы в момент её соединения с материей.
Анализируя
движение, Аристотель выделяет четыре
его вида: увеличение и уменьшение,
качественное изменение или
Существование
каждой вещи причинно
Отношение
между формой и материей мы
трактовали статично: форма как
суть вещи, как её сущность
– минимально общее, материя –
тот материал, в котором это
общее неоднократно
Носителем возможности является материя. Оформляясь, она переходит из состояния возможности в состояние действительности: «Материя даётся в возможности, потому что она может получить форму, а когда она существует в действительности, тогда она [уже] определена через форму» (IX,8). Но полная действительность – это не действительность вещи, а действительность формы, в форме нет примеси возможности быть или не быть, которая вещи придаётся материей. Отсюда относительность любой вещи. Вещь действительна лишь в той мере, в какой она обладает сутью.
По мере своего оформления
материя утрачивает свои
Понятие возможности у
Далее,
возможность – вторая форма
существования относительного
3. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ПРЕДМЕТЕ ФИЗИКИ И О ПРИРОДЕ
Аристотель стремится отделить физику от метафизики и от математики. Метафизика и математика имели у него то общее, что изучали неподвижные сущности, но математические неподвижные сущности были неотделимы от материи и существовали в них не как таковые, а как свойства вещей, а метафизические сущности были не только в вещах, как их сущности и сути бытия, но и вне материи (в боге). Физика же, по Аристотелю, в отличие о метафизики и математики, изучает подвижные предметы, которые к тому же, в отличие от метафизических сущностей, вовсе неспособны существовать отдельно от материи. «Физические сущности» не могут существовать без материи так же, как, поясняет Аристотель, курносости не может быть без носа.
Как и наше слово «природа» (т. е. рождённое, прирождённое), древнегреческое слово «фюзис» динамично. В своём словаре философских терминов (V книга «Метафизики») Аристотель насчитывает в слове «фюзис» шесть значений, из которых три обыденных, а три аристотелевских. Природа – это:
возникновение рождающихся вещей;
то основное в составе рождающейся вещи, из чего вещь рождается;
источник, откуда получается первое движение в каждой из природных вещей;
материя;
форма;
сущность.
Из шести
названных значений Аристотель
отдаёт предпочтение
Автор «Физики»
стремится отличить природу