Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:12, реферат
Психические состояния и их регуляция действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.
1. Психические состояния и их регуляция……………………………..
2. Профессиональное развитие личности………………………………
Психические состояния и их регуляция действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.
Следует отметить, что у человека адаптация происходит иначе, чем у животных. Это связано с тем, что человек обладает сознанием и что он по своей природе является биосоцнальным существом, т. е. одновременно представителем конкретного биологического вида и социума. Поэтому причины стресса у человека более многообразны, чем причины, вызывающие адаптивные реакции у животных. Так, стрессорами для человека могут быть как физические, так и социальные раздражители, как реально действующие, так и вероятные. Причем человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.
Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.
Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализованный. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.
Регуляция психических состояний
Процесс учения требует огромной нервной нагрузки, поэтому очень важным является умение управлять своим психическим состоянием.
Психическое состояние – это временное состояние психики, влияющее на протекание психических процессов и проявление свойств личности. Особым видом психических состояний являются страсти, то есть сильные, длительные, устойчивые чувства – страсть к музыке, к спорту, науке и т.д. Бывают страсти, которые губительно отражаются на физическом и психическом состоянии личности – курение, пристрастие к алкоголю, наркотикам, азартным играм. Если человек не находит в себе силы воли преодолеть страсти, они вредят его здоровью и могут привести к стрессу, психологическому кризису или превратиться в болезненную зависимость.
Проблема регуляции психического состояния сопровождает человека с глубокой древности. В странах Востока ее решали с помощью анаши, гашиша, марихуаны, в странах Запада – при помощи алкоголя.
При этом для России эта проблема всегда стояла особенно остро в силу ее культурной отсталости от стран Западной Европы.
В России XVII века: «Вопиющее, кидавшееся в глаза и чужим, и своим зло было страшное пьянство. Иностранцы повторяли: «Нет страны в мире, где бы пьянство было таким общим пороком, как в Московии. Все, какого бы звания, пола и возраста ни были, духовные и светские, мужчины и женщины, молодые и старые, пьют водку во всякий час, прежде, после и во время обеда…»
Сейчас нет человека, который не знал бы, к каким последствиям может привести неумеренное потребление алкоголя, но каждый считает, что его «пронесет, небольшое количество – не вредно, а остановиться всегда сумею».
Алкоголь (с арабского – «безумие») резко изменяет психику человека, нередко начисто вымывая то, что отличает его от животного. Прием 30-50 грамм водки снижает интеллектуальные способности человека на срок от нескольких часов до одного - двух дней. Даже при выполнении таких простых задач, как устный и письменный счет, 20-25 грамм алкоголя ведут к снижению темпа работы и увеличению количества ошибок. Алкоголь не снимает напряжения, а только дает иллюзию этого.
Курение также влияет на психическое состояние человека и всю нервную систему в целом. Он становится раздражительным, у него нарушается сон, аппетит. Страдают миллиарды клеток организма. При этом курящий вредит не только себе, своему организму, психике, страдают и все, кто в это время находится в помещении. Особенно вредно «пассивное» курение для детей, чьи отцы и матери курят в квартире.
О вреде для физического здоровья человека курения свидетельствуют следующие данные, приведенные Всемирной организацией здоровья:
«Из 100 тысяч юношей, которым сейчас по 18 лет, 34 760 не доживут до 70 лет, причем
300 умрут в результате убийств
600 добровольно уйдут из жизни
750 станут жертвами СПИДа
770 найдут смерть под колесами автомобилей
2200
вынесет свой приговор
11700 должны будут винить в своей смерти табак» (прогноз для США)
Использование наркотиков для снятия психической нагрузки приводит к полному разрушению организма и ранней смерти. Молодые люди говорят, что самое страшное – это потребление сильных наркотиков, а если попробовать «слабые» пару раз, ничего страшного не произойдет. Поэтому остановимся на характеристике «слабых» наркотиков.
«Экстези» – эффект привыкания небольшой, человек испытывает эмоциональный подъем, усиление половых функций, но результатом длительного применения этих наркотиков является полное разрушение нервной системы.
ЛСД
– наркотик без цвета и запаха,
эффект – беспричинный смех и плач.
Применение ЛСД 1 – 2 раза вызывает острую
физическую зависимость, в результате
чего через 3-4 месяца происходит полное
разрушение центральной нервной
системы, а через 3-4 года – смерть.
Начиная со «слабых» наркотиков, помните,
что ни один наркоман не остановился на
этом. Каждый раз организм требует увеличения
дозы, а затем перестает удовлетворяться
действием слабого наркотика и человек
переходит к героину, а это уже прямой
путь к саморазрушению и смерти.
Почему
люди начинают употреблять алкоголь
и наркотики? Обратимся опять
к истории государства
«Благочестивый (царь) Алексей Михайлович считал своею обязанностию заботиться…о душевном спасении подданных…. Еще в начале царствования издан был указ: в воскресный день и в господские праздники не работать никому, в субботу прекращать работу, как заблаговестят к вечерне. Не работать: но что же делать? Правительство, которое брало на себя родительские обязанности в отношении к подданным – детям, запретило целый ряд увеселений. «В воскресные и господские праздники и великих святых приходить в церковь и стоять смирно, скоморохов и ворожей в дома к себе не призывать, в первый день луны не смотреть, в гром на реках и озерах не купаться, с серебра не умываться, олову и воску не лить, зернью, картами, шахматами и лодыгами не играть, медведей не водить и с сучками не плясать, на браках песен бесовских не петь и никаких срамных слов не говорить, кулачных боев не делать, на качелях не качаться, на досках не скакать, личин на себя не надевать…. Если не послушаются, бить батогами…»
Вместе с непристойными запрещены были самые невинные удовольствия. Но…наказания не было за пьянство…
Какие
же способы регуляции психических
состояний можно считать
1.
Старайтесь не оставаться
2.
Учитесь умению отвлекаться от
своих забот и переключать
внимание на объекты внешнего
мира. Хорошо, если у вас есть
любимое занятие: спорт,
3.
Неуклонно ведите работу по
преобразованию своего
4.
Вырабатывайте в себе
Забота о своем психическом состоянии есть забота о своем здоровье.
Когда вас охватывает уныние, посмотрите на себя в зеркало. Внимательно изучите свое лицо. На кого вы похожи, когда испытываете депрессию? Теперь окиньте себя взором. Как вы держите плечи, руки, живот? Теперь утрируйте признаки своей депрессии. Сначала утрируйте выражение своего лица и положение тела. Если вас охватывает тоска, свернитесь калачиком, заткните уши, прикусите нижнюю губу и, насколько можете, выразите своим внешним видом, как вам плохо.
Если вы плачете, возьмите воображаемый букет и полейте его слезами.
Если вы чувствуете тяжесть в плечах и вокруг шеи, попытайтесь обнаружить, не связана ли эта тяжесть с конкретным человеком. Если связана, скажите мягко: «Слезь со спины». Если эта фраза «пойдет», скажите ее громче и громче, доведите до крика.
Теперь спросите себя: «Чем бы я мог заняться, вместо того, чтобы сидеть и страдать?» Измените признаки совей депрессии на противоположные. Если ваши глаза смотрят печально, уголки губ опущены, измените выражение вашего лица на противоположное, высоко поднимите голову и расправьте плечи. Ударьте себя в грудь и скажите: «Я не должен отвечать за все и за всех!» или «Я в порядке!». Еще раз вспомните, что «оптимизм, пусть даже сознательно внушенный самому себе,… в значительной мере обеспечивает душевное и физическое здоровье».
Вспомните такую историю. Чарлз Дарвин, развивая однажды теорию, что все на свете идет к лучшему, подкрепил ее таким примером. В Ньюгейте должны были повесить двух преступников. Как обычно, собралась большая толпа зевак, которая с интересом наблюдала за ходом казни. И в этот самый момент, когда несчастных уже возвели на эшафот и надели на шеи веревки, тысячная толпа пришла в смятение, раздались отчаянные вопли. Оказалось, что взбесившийся бык сорвался с цепи и мчался по площади, расшвыривая рогами все, что попадалось ему на пути. «Знаешь, Джек, – обратился к своему собрату по несчастью один из приговоренных, – как хорошо, что мы здесь, а не в этой толпе».
И
зачем после этого алкоголь и
наркотики?!
2.Проблема
профессионального
развития личности
в психолого-педагогических
исследованиях
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Л.Ю. ТЮНИС
Л.Ю. Тюнис, Академия управления МВД России, г. Москва.
Методологические вопросы и прикладные задачи профессионально-личностного развития составляют одну из центральных проблем современной психологической науки. В методологии исследуются единицы анализа психической реальности личности профессионала как активной саморазвивающейся целостности, самоактуализирующейся в профессиональной сфере.
В отечественной психологии методологической основой изучения вопросов развития личности профессионала стали системный и субъектно-деятельностный подходы, развиваемые в работах: Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, В.Д. Шадрикова и др. Успешное становление профессионала, обеспечивающее эффективность профессиональной деятельности, рассматривается как часть общего развития личности. Общепсихологическая сущность этой проблемы сводится к двум положениям: развитие личности происходит в деятельности; личность проявляется в профессии. В работах разных лет таких современных отечественных авторов, как В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Т.Л. Миронова, Н.Г. Никифоров, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, Е.С. Романова, А.Р. Фонарев, заложены методологические и концептуальные основы для организации прикладных исследований и психологического обеспечения профессионального развития. Проблема развития личности профессионала рассматривается данными авторами как на теоретическом уровне, в контексте дополнения и конкретизации (в профессиональной сфере) известных психологических концепций личности, ее структуры и детерминации развития, так и на практическом уровне в связи с разработкой проблем профессиональной ориентации, психологического отбора, профессионального обучения и подготовки, психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Информация о работе Современная психология и ее роль в науке