Совершенствования политики ценообразования на ОАО «ЧАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы - исследование проблем ценовой политики предприятия. Для этого в данной работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и функции цены.
2. Определить рыночный механизм ценообразования.
3. Выделить методы ценообразования в современных условиях.
4. Дать анализ ценообразующих факторов.
5. Предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия.

Оглавление

Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Ценообразование в условиях рынка
1.1. Сущность цены………………………………………………………….6
1.2. Методы ценообразования в современных условиях…………………10
1.3. Проблема выбора целей и методов……………………………………14
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЧАЗ»
2.1. Экономическая характеристика ОАО «ЧАЗ»………………………...17
2.3. Анализ политики ценообразования на предприятии………………...22
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики ценообразования
на ОАО «ЧАЗ»………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложения...........................................................................................................37

Файлы: 1 файл

УР-Ценообразование.doc

— 409.50 Кб (Скачать)

              1.2. Методы ценообразования в современных условиях 

      Методы  ценообразования означают стандартные правила и схемы, которые применяются при формировании цен. Решение об установлении цены, принимаемое на предприятии, — это конкретная (выраженная в денежных единицах) величина, выбранная из нескольких вариантов в результате процесса ее формирования и применения различных методов ценообразования.

      Различают два принципиально разных способа  расчета цены на основе затрат: на основе себестоимости и на основе дохода покрытия.

      В расчете цены на основе себестоимости  цена продукции определяется путем прибавления к полной себестоимости нормы прибыли. Использование данного способа, безусловно, оправдано при принятии решений на долгосрочную перспективу. Однако необходимо учитывать, что оценка себестоимости дает ненадежное представление о затратах на продукцию в условиях, когда происходят колебания в загрузке мощностей. Согласно такому подходу, например, цена, которая меньше себестоимости, не была бы приемлема. Однако в непродолжительный период времени продукция является рентабельной, если получаемая от ее реализации выручка покрывает переменные расходы.

      При использовании ценообразования  на основе дохода покрытия первоначальная цена содержит только переменные расходы по продукции. В дальнейшем к ним необходимо добавить такую долю прибыли, которая обеспечит предприятию получение доходов в количестве, достаточном для покрытия постоянных расходов и для получения планируемой прибыли. Если этого не произойдет, то может наступить истощение жизненных сил предприятия и привести его к банкротству.

         Метод ценообразования на основе себестоимости широко распространен. Во-первых, предприятие зачастую знает гораздо больше о собственных издержках, нежели о спросе на свой товар. Во-вторых, если все производители отрасли используют именно этот метод ценообразования, то их цены почти одинаковы и ценовая конкуренция между ними минимальна по сравнению с отраслями, где цены прямо определяются спросом. В-третьих, многие продавцы и потребители придерживаются мнения, что этот метод является наиболее корректным, так как соблюдаются интересы обеих сторон.

           Под себестоимостью продукции,  работ и услуг понимаются выраженные  в денежной форме затраты всех  видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья,  материалов, топлива и энергии,  труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими предприятиями.

           Себестоимость продукции, представляя  собой затраты предприятия на  производство и обращение, служит  основой соизмерения расходов  и доходов, т.е. самоокупаемости  – основополагающего признака  рыночного хозяйственного расчета.

      Анализ  опыта российских промышленных предприятий  свидетельствует, что они при  определении на продукцию, производимую на предприятиях, используют различные  методы:

      - при расчете цен многие предприятия  используют затратный механизм  ценообразования: цены формируются без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и нормы прибыли (в процентном отношении к себестоимости или на вложенный капитал). Формула этого расчета может быть представлена в следующем виде:

      ЦЕНА = СЕБЕСТОИМОСТЬ + ПРИБЫЛЬ;

      Это традиционный метод, который в нашей  стране широко используется.

      - другой подход называется рыночным ( так как в этом случае прибыль  формируется рынком) и он может  быть выражен следующей формулой:

      ПРИБЫЛЬ = РЫНОЧНАЯ ЦЕНА – СЕБЕСТОИМОСТЬ;

      В этом случае имеет место ориентация на покупательский спрос продукции, выпускаемой предприятием (чем выше спрос, тем выше цена продукции, и наоборот, в результате чего при неизменной себестоимости продукция продается по разным ценам в зависимости от места и времени продаж). Этот подход называется рыночным, так как цена определяется рынком, а затраты предприятия должны окупаться не за счет прибавления к ним определенной нормы прибыли, а за счет улучшения качества продукции, увеличения объема продаж, снижения издержек, т.е. за счет интенсификации деятельности предприятия;

      - использование среднеотраслевых  цен;

      - ориентация на цены продукции,  выпускаемой предприятием-конкурентом  (ценового лидера). 

      Ценовая политика предприятия должна быть направлена на достижение следующих целей:

      - максимизация рентабельности продаж, т.е. отношения прибыли к общей  величине выручки от продаж; 
          - максимизация рентабельности чистого собственного капитала предприятия;

      - максимизация рентабельности всех  активов предприятия;

      - стабилизация цен, прибыльности и рыночной позиции, т.е. доли предприятия в общем объеме продаж на данном товарном рынке;

      - достижение наиболее высоких  темпов роста продаж.

      Нужно обратить внимание и на особенности  отражения при выявлении финансовых результатов себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг, которые отражаются в форме №2 Отчет о прибылях и убытках (Приложение). Во внимание, по строке 020, принимается производственная себестоимость за минусом управленческих расходов, которые входят в состав общехозяйственных расходов и отдельно представлены, по строке 030, коммерческие расходы (затраты по сбыту), относящиеся к реализации продукции (работ, услуг). В данном случае по отчету о прибылях и убытках величина себестоимости реализации продукции (работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы в совокупности составляют полную себестоимость.

      Из  всех видов прибыли необходимо обратить внимание на наиболее значимые. Прибыль (убыток) от реализации называется операционной. Она характеризует, какой результат имеет предприятие от сбыта продукции, без учета всех других факторов.

      Другой  важный показатель – это прибыль (убыток) отчетного года (балансовая, валовая прибыль), которая определяется исходя из прибыли от реализации, ее изменений, связанных с различными операционными доходами и расходами, участием в деятельности других предприятий и с внереализационной деятельностью.

           Целью финансово-хозяйственной деятельности  предприятия и его собственников  является получение чистой прибыли.  Для достижения этой цели собственники вкладывают свой капитал, привлекают заемные средства и организуют хозяйственно-финансовую деятельность наиболее рационально и экономно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Проблема выбора целей и методов 

      Любой предприниматель устанавливает  цену на свой товар и использует её как средство достижения поставленных целей и один из элементов своей конкурентной политики. Есть два подхода к процессу рыночного ценообразования: установление индивидуальных либо единых цен.

      Индивидуальная  цена определяется на договорной основе между продавцом и покупателем, приводящих к согласованию с обеих сторон.

      Установление  единых цен для всех потребителей может быть связано с особенностями  рынка данного товара либо с технической  сложностью и большими дополнительными  издержками при дифференциации цен. Единые цены предпочтительнее прежде всего там, где предприниматель выносит стандартизированный продукт серийного производства на массовый рынок.

      Ценообразование - единственный элемент системы маркетинга, не сопряжённый со значительными расходами. Вместе с тем ценовая политика многих фирм недостаточно проработана и содержит много ошибок. Наиболее часто встречаются ошибки: ценообразование излишне ориентировано на издержки; цены недостаточно часто приспосабливаются к изменению рыночных условий; цена рассматривается в отрыве от других элементов системы маркетинга («маркетинг-микс»); цены недостаточно структурируются по отдельным вариантам продукта и сегментам рынка.

      Сказанное относится в полной мере и к  современным российским предприятиям, которые переходят на рыночные методы ценообразования и вынуждены сами формировать ту или иную ценовую политику.

        Ценовая политика большинства предприятий состоит в том, чтобы покрыть издержки и получить некую нормальную прибыль. Ряд предприятий продаёт товар как можно дороже. Это свидетельствует об отсутствии необходимого опыта и знаний в области ценовой политики.  Вот почему важно изучить различные варианты ценовой политики фирмы, особенности, условия и выгоды их  применения.

      Процесс первоначального установления цен должен включать в себя следующие последовательные шаги: определение целей ценовой политики; определение спроса; оценку издержек; анализ предложения и цен конкурентов; выбор метода ценообразования; принятие решения об уровне цены. Важно также определить основные проблемы и сложности встречающиеся на каждом из этих этапов.

      Ценовой стратегический выбор – выбор  стратегий ценообразования , основанный на оценке приоритетов деятельности компании. Каждая компания в рыночных условиях имеет множество вариантов выбора ценовых стратегий. Система ценовых стратегий состоит из двух уровней: целей компании и характеристик потребителей – покупателей. Каждый уровень образуют три элемента (табл.1)

      Таблица 1

      Взаимосвязь стратегий ценообразования

 
Характеристика  покупателей
Цели  компании
Изменение цен по группам покупателей Использование конкурентного положения Балансировочное ценообразование
Часть покупателей имеет высокие поисковые  затраты  
Случайная скидка
Сигнализирование  ценами Ценообразование «имидж»
У некоторых покупателей низкая оценка полезности товара  
 
Периодическая скидка
Ценообразование при проникновении на рынок, ценообразование  по «кривой освоения»  
Ценообразование на наборы; цены выше номинала
У покупателей  имеются особые затраты по сделке Скидка на втором рынке Географическое  ценообразование Комплектное ценообразование
 
 
 

      Реальность, конечно, намного сложней, некоторые  условия могут сформироваться одновременно, поэтому компании применяют комбинации стратегий. Перечень возможных стратегий  зависит также от правовых факторов. Во избежание ценовых злоупотреблений, направленных против слабых конкурентов или неинформированных покупателей, многие страны приняли законы, регулирующие выбор компаниями стратегий ценообразования. Эти законы препятствуют столкновению конкурентов, явная дискриминация некоторых категорий промышленных покупателей или попыткам манипулировать какими-либо компаниями. Отдельные законы исключают определенный вариант ценообразования. Общая мотивация законов показывает, что ни одна стратегия не должна снижать уровень конкуренции, если это только не благоприятствует покупателям.

      Обобщения и анализ опыта разработки ценовых  стратегий в странах с развитыми  рыночными отношениями свидетельствуют  о серьезном подходе к принятию ценовых решений. Практика показывает, что грамотно сформированная ценовая стратегия является одним из слагаемых коммерческого успеха компании, обеспечения ее конкурентоспособности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ финансово – хозяйственной деятельности ОАО  «Чебоксарский агрегатный завод»

2.1. Экономическая характеристика предприятия 

            Высшим органом управления ОАО «ЧАЗ» является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью ОАО «ЧАЗ», кроме вопросов, относящихся к компетенции общего собрания акционеров, осуществляется Советом директоров. Руководство текущей деятельностью осуществляется исполнительным коллегиальным органом ОАО «ЧАЗ» – Правлением и исполнительным единоличным органом ОАО «ЧАЗ» – Генеральным директором. Исполнительные органы подотчетны Совету директоров Общества и общему Собранию акционеров.

         Открытое акционерное общество «Чебоксарский агрегатный завод» относится к подотрасли «Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение», которая входит в отрасль «Машиностроение и металлообработка» экономики Российской Федерации.

         ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" было учреждено в соответствии с Указом Президента РФ “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества” от 01.07.1992 г. № 721.

Информация о работе Совершенствования политики ценообразования на ОАО «ЧАЗ»