Совершенствования политики ценообразования на ОАО «ЧАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы - исследование проблем ценовой политики предприятия. Для этого в данной работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и функции цены.
2. Определить рыночный механизм ценообразования.
3. Выделить методы ценообразования в современных условиях.
4. Дать анализ ценообразующих факторов.
5. Предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия.

Оглавление

Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Ценообразование в условиях рынка
1.1. Сущность цены………………………………………………………….6
1.2. Методы ценообразования в современных условиях…………………10
1.3. Проблема выбора целей и методов……………………………………14
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЧАЗ»
2.1. Экономическая характеристика ОАО «ЧАЗ»………………………...17
2.3. Анализ политики ценообразования на предприятии………………...22
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики ценообразования
на ОАО «ЧАЗ»………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложения...........................................................................................................37

Файлы: 1 файл

УР-Ценообразование.doc

— 409.50 Кб (Скачать)

                                                                                

        План по товарной продукции выполнен на 100,4%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме товарной продукции в 2006г. составила 19,0% , в том числе доля изделий, прошедших сертификацию на добровольной основе – замочно-скобяные изделия и радиаторы отопительные, составляет 18,3%. За отчетный период основной прирост объемов производства достигнут за счет запасных частей на 5,1%, кооперации готовых изделий на 29,4%, экспорта в страны СНГ запасных частей на 128,7% и товаров народного потребления на 42,2%.

      

Рис. 1  Структура сбыта товарной продукции в 2005-2006г.г.

     В отчетном году несколько изменилась структура сбыта продукции: снизилась доля товаров народного потребления, кооперации заготовок; увеличилось производство запасных частей, кооперации готовых изделий и продукции на экспорт. Также изменилась структура отдельных элементов затрат.

                                                                                                                Таблица 4

        Себестоимость товарной продукции по элементам затрат, тыс. руб.

Наименование

элементов

2005г. 2006г. Темп  роста 2006г. к 2005г., %
План Факт
сумма уд. вес, % Сумма уд. вес, % Сумма Уд. вес, %
Материальные  затраты 1241350 53,41 1541331 53,06 1547462 53,42 124,7
Топливо 256157 11,02 342895 11,81 342568 11,82 133,7
Зарплата  с начислениями 602412 25,92 723899 24,92 725147 25,03 119,6
Амортизация 46067 1,98 48078 1,66 48136 1,66 104,5
Прочие  денежные расходы 157019 6,76 213818 7,36 198203 6,84 126,2
Производственная  себестоимость 2303005 99,09 2870021 98,81 2861516 98,78 124,3
Внепроизводственные

Расходы

21047 0,91 34544 1,19 35408 1,22 168,2
Полная 

себестоимость

2324052 100,0 2904565 100,0 2896924 100,00 124,7
 

   Увеличился удельный вес материальных затрат на 0,01 процентных пункта (с 53,41% до 53,42%), технологического топлива – на 0,81 (с 11,02 до 11,83%), внепроизводственных расходов на 0,32 процентных пункта (с 0,91% до 1,22%), прочих денежных расходов на 0,09 процентных пункта (с 6,76% до 6,84%).

       Рост расходов по покупным видам энергии в стоимостном выражении объясняется ростом тарифов  на покупаемые виды энергии. Снизился      удельный вес заработной платы с начислениями на 0,89 процентных пункта (с 25,92% до 25,03%), амортизационных отчислений на 0,32 процентных пункта (с 1,98% до 1,66%).

       Продукция завода имеет достаточно высокую материалоемкость. Доля материальных затрат в себестоимости в отчетном году незначительно увеличилась и составила 53,42%. Рост прочих денежных расходов произошел за счет затрат, связанных со страхованием имущества.

       На увеличение внепроизводственных расходов основное влияние оказал рост затрат по доставке экспортной продукции из-за увеличения объема ее выпуска и роста тарифов по перевозке. Снижение удельного веса остальных затрат в себестоимости товарной продукции объясняется более «низкими» темпами их роста.

     Снизился удельный вес заработной платы с начислениями на 0,89 процентных пункта (с 25,92% до 25,03%), амортизационных отчислений на 0,32 процентных пункта (с 1,98% до 1,66%). Снижение      удельного       веса

остальных затрат в себестоимости товарной   продукции  объясняется   более

«низкими» темпами их роста. Техническое развитие  предприятия  в 2006г. было направлено на совершенствование существующего производства за счет внедрения новых прогрессивных технологий и оборудования. За отчетный период внедрено 83 прогрессивных и усовершенствованных технологических процессов, что позволило получить экономический эффект на сумму 18,7 млн. руб. За 2006г. была завершена технологическая подготовка производства и созданы мощности по производству 47 наименований новых изделий в объеме 408,5 млн. руб. в год. За год всего изготовлено новой продукции на сумму 60,98 млн. руб. что составляет 2,18% от общего объема выпущенной продукции.

    Выпуск продукции, освоенной за последние 3 года, составил 729,15 млн. руб. За отчетный период реализованы мероприятия, направленные на снижение и оптимизацию  затрат на производство. По программе «Снижение норм расхода и оптимизация материальных затрат» внедрено 111 мероприятий и получена экономия на сумму 23,2 млн. руб.; по программе  «Энергоресурсы» получена экономия на сумму 5,6 млн. руб.

        В течение года было внедрено 48 мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции. В результате проведенной работы общие потери от несоответствий в прямых затратах по сравнению со средним уровнем 2005г. снижены на 16,5%. 
 
 

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики ценообразования на предприятии 

      Ценовая политика заключается  в том, чтобы устанавливать  на товары такие цены, так варьировать  ими, в зависимости от ситуации  на рынке, чтобы овладеть его  максимально возможной долей,  добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.

       Она также заключается в том,  чтобы покрыть издержки и получить  удовлетворительную прибыль. Кое-кто  просто старается продать свой  товар как можно дороже. Бесспорно, что в области ценовой политики еще отсутствует необходимый опыт и знания. Отсюда значение изучения различных подходов в ценовой политике предприятия, особенностей, условий и преимуществ их практического применения.

       Предприятие должно поставить перед собой следующие цели:

  -   обеспечение выживаемости;

  -   максимизация текущей прибыли; 

  - завоевание  лидерства по показателям доли  рынка или по показателям качества  товара;

       При расчете исходной цены  предприятия пользуются различными подходами к проблеме ценообразования. Один из таких подходов - установление цены по географическому принципу, когда предприятие решает, как именно рассчитывать цену для удаленных потребителей, и выбирает либо метод установления цены ФОБ в месте происхождения товара, либо метод установления единой цены с включенными в нее расходами по доставке, либо метод установления зональных цен, либо метод установления цен применительно к базисному пункту, либо метод установления цен с принятием на себя расходов по доставке. Второй подход - установление цен со скидками и зачетами, когда предприятие предоставляет скидки и производит зачеты. Третий подход - установление цен для стимулирования сбыта, когда предприятие решает, прибегнуть ли к использованию «убыточных лидеров» или к ценам для особых случаев или предлагать скидки наличными. Четвертый подход - установление дискриминационных цен, когда предприятие назначает разные цены для разных клиентов, для разных мест и разного времени. Пятый подход - установление цен на новый товар, когда предприятие предлагает защищенную патентом новинку либо в рамках стратегии «снятия сливок», либо в рамках стратегии прочного внедрения на рынок. Шестой подход - ценообразование в рамках товарной номенклатуры, когда предприятие устанавливает ценовые ориентиры для ряда изделий в рамках товарного ассортимента.

      Решая вопрос об инициативном изменении цен, предприятие должно тщательно изучить  вероятные реакции потребителей и конкурентов. Реакция потребителей зависит от того, какой смысл усматривают они в изменении цен. Реакции конкурентов являются либо следствием четких установок политики реагирования, либо результатом конкретной оценки каждой вновь возникающей ситуации. Предприятие, планирующее инициативное изменение цен, должно также предвидеть наиболее вероятные реакции поставщиков, дистрибьюторов и государственных учреждений. В случае изменения цен, предпринятого кем-то из конкурентов, предприятие должно попытаться понять его намерения и вероятную длительность действия нововведения. Если предприятие желает быстро реагировать на происходящее, ей следует заранее запланировать свои ответные меры на возможные ценовые маневры конкурентов.

         Одним из основных факторов совершенствования ценообразования на любых предприятия является снижение себестоимости. Можно выделить следующие основные направления снижения себестоимости продукции на ОАО «ЧАЗ»:

     Во-первых - повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, которые облегчат условия труда и поднимут производительность.

         Во-вторых - улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов приведет к рациональному использованию и переориентацию на отечественных производителей сырья.

        В-третьих - использование научно-технических  достижений и передового опыта  поможет оттеснить часть конкурентов  и увеличить долю рынка.

       Снижение себестоимости может  произойти при создании автоматизированных систем управления, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.

     Снижение  текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства. Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.

     При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов.

     Совершенствование материально-технического снабжения  и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов, на транспортировку готовой продукции.

     Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.). Сюда же можно отнести и такие наиболее распространенные производственные потери, как потери от брака. Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива предприятия. Устранение этих потерь является существенным резервом снижения себестоимости продукции.

    Следующий фактор, влияющий на себестоимость  продукции – это производительность труда. При этом необходимо учитывать, что снижение себестоимости продукции во многом определяется правильным соотношением темпов роста производительности труда и роста заработной платы. Рост производительности труда должен опережать рост заработной платы, обеспечивая тем самым снижение себестоимости продукции.

    Рассмотрим, в каких условиях при росте  производительности труда на предприятиях сокращаются затраты труда в  расчете на единицу продукции. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий.

     В первом случае предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как проводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции.

Информация о работе Совершенствования политики ценообразования на ОАО «ЧАЗ»