Совершенствования политики ценообразования на ОАО «ЧАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы - исследование проблем ценовой политики предприятия. Для этого в данной работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и функции цены.
2. Определить рыночный механизм ценообразования.
3. Выделить методы ценообразования в современных условиях.
4. Дать анализ ценообразующих факторов.
5. Предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия.

Оглавление

Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Ценообразование в условиях рынка
1.1. Сущность цены………………………………………………………….6
1.2. Методы ценообразования в современных условиях…………………10
1.3. Проблема выбора целей и методов……………………………………14
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЧАЗ»
2.1. Экономическая характеристика ОАО «ЧАЗ»………………………...17
2.3. Анализ политики ценообразования на предприятии………………...22
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики ценообразования
на ОАО «ЧАЗ»………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложения...........................................................................................................37

Файлы: 1 файл

УР-Ценообразование.doc

— 409.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………….………………..3

Глава 1. Ценообразование  в условиях рынка

       1.1. Сущность цены………………………………………………………….6

       1.2. Методы ценообразования в современных  условиях…………………10

       1.3. Проблема выбора целей и  методов……………………………………14

Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЧАЗ»

       2.1. Экономическая характеристика  ОАО «ЧАЗ»………………………...17

       2.3. Анализ политики ценообразования  на предприятии………………...22

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики ценообразования

              на ОАО «ЧАЗ»………………………………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………...35

Приложения...........................................................................................................37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Введение 

     Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Нас со всех сторон окружают цены. Для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке. Поэтому фабрика или организация должна выбрать правильную ценовую политику. Цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

     Особенно  актуальной эта проблема становится в условиях рыночной экономики, это предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий, в первую очередь, цены. Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

     Вместе  с тем, ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка и другие. В ряде случаев эти ошибки ведут к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек.

     Цены  являются активным инструментом формирования структуры производства, оказывают  решающее воздействие на движение общественного  продукта, способствуют повышению эффективности  производства, влияют на распределение  и использование рабочей силы, предопределяют жизненный уровень населения.

      Рыночная  экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и  финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности.

        Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми.

      В ценовом механизме следует разделять  и выделять две взаимодействующие  части. Это с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой стороны  — ценообразование как способ, правило установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет цену. Но чаще всего ценообразование скрыто, а цены видны наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

      Если  говорить о значении цены и ценообразования  для предприятия, то можно отметить следующее. Цена - это то, что определяет имидж предприятия, его долю на рынке  и, в конечном итоге, результаты производственно-хозяйственной деятельности. Существует необходимость правильной ориентации в ценовой конъюнктуре рынка и проведения собственной, эффективной для предприятия ценовой политики. От нее во многом зависит благополучие предприятия, размеры его доходов и расходов.

В основе цены лежит стоимость предметов труда, средств и сами затраты труда, которые будут признаны покупателями как необходимые для общества, то есть признанные обществом посредством акта купли-продажи. Причем такие затраты труда называются общественно необходимыми затратами труда.

      Главная цель данной курсовой работы  - исследование проблем ценовой политики предприятия. Для этого в данной работе поставлены следующие задачи:

      1. Рассмотреть сущность и функции  цены.

      2. Определить рыночный механизм  ценообразования.

      3. Выделить методы ценообразования  в современных условиях.

      4. Дать анализ ценообразующих факторов.

      5. Предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия.

      Объектом  исследования было выбрано ОАО «Чебоксарский  агрегатный завод», расположенное в г. Чебоксары Чувашской Республики. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Ценообразование в условиях рынка

        1.1. Сущность цены 

        Цены и образование цен (ценообразование)  являются важнейшими понятиями, характеризующими количественные отношения при совершении купли-продажи. Существуют два подхода к определению цены товара. Согласно первой теории, цена товара выражает его стоимость, то есть воплощенные в данном товаре общественно-полезные затраты труда. Эти затраты должны соответствовать средним на данный период времени условиям и уровню оснащенности, квалификации и интенсивности труда. Подобный труд, воплощенный в товаре и лишенный конкретных характеристик, в экономике принято называть «абстрактным» трудом. При таком подходе пропорции обмена товарами количественно определяются величинами заключенного в них абстрактного труда. В соответствии с этим подходом каждый товар имеет как свою стоимость, так и цену, являющуюся денежным выражением его стоимости.

      Вторая  теория исходит из того, что цена товара на рынке определяется не затратами изготовителя, а зависит от полезности таких затрат для покупателя. Оценку такой полезности дает сам покупатель, выражая готовность заплатить ту или иную сумму за конкретный товар.

      Современная экономическая наука стремится  объединить оба этих подхода. В цене товара должны отражаться как его стоимость, олицетворяющая «объективные» качества данного товара, так и его полезность, отражающая «субъективную» ценность для потребителя.

      В настоящее время известны и применяются  два различных способа ценообразования. Первый способ представляет собой централизованное установление цен. При этом наряду с другими, большей частью политическими и социальными факторами, учитываются фактические производственно-сбытовые издержки. Второй способ заключается в установлении окончательной цены товара по результатам его позиционирования на рынке на основе соотношения между реально возникающими спросом и предложением данного товара.

      В условиях рыночных отношений, являющихся основой современной экономики, ценообразование происходит на основе обоих способов. Практически это отражается как на устанавливающихся уровнях цен, так и на их динамике, то есть на различного рода переходных процессах. Это значит, что текущие цены складываются под воздействием как стратегических, так и тактических факторов. Учет стратегического фактора дает преимущество тем производителям, которые используют современную технику и технологию и применяют наиболее совершенные методы организации производства, хранения и сбыта товаров, так что издержки, необходимые для производства и доведения данного товара до потребителя, снижаются. Учет тактического фактора дает преимущество тем производителям, которые умеют анализировать и правильно оценивать рыночную конъюнктуру и умеют быстро и гибко реагировать на ее изменения.

      В настоящее время различают следующие  виды цен:

      - оптовые цены фирмы-производителя, включающие в себя производственные издержки, прибыль фирмы-изготовителя, налог на добавленную стоимость (НДС), а также различные надбавки и скидки;

      - отпускные оптовые цены промышленности — цены, по которым оплачивается товар с учетом специальных налогов на данный вид товара (акцизов), и оптово-сбытовой наценки на оптовую цену фирмы-производителя;

      - трансфертные цены — разновидность оптовых цен фирмы-производителя, применяющаяся в практике транснациональных корпораций (ТНК);

      - биржевые цены — цены, представляющие собой отпускные цены биржевых сделок;

      - закупочные оптовые цены — цены, устанавливаемые для закупки сельскохозяйственной продукции;

      - прейскурантные цены — цены, устанавливаемые на единицу данного товара в соответствии с действующими ценовыми таблицами (прейскурантами);

      - договорные цены — цены, устанавливаемые в условиях рынка по соглашению между продавцом и покупателем;

      - тарифы — цены на товары особого рода, а именно на услуги, которые потребитель уплачивает (или обязуется выплачивать) независимо от своего желания и не имея в момент оплаты достаточной информации о качестве оплачиваемой продукции;

      - розничные цены — цены, устанавливаемые в розничной торговле; эти цены, в свою очередь, подразделяются на коммерческие (рыночные) и аукционные;

      - государственные (фиксированные) цены — цены, прямо устанавливаемые правительством или другими государственными органами, как правило, на сырье или на монопольные товары и услуги;

      - свободные цены — цены, свободно складывающиеся на рынке в результате соотношений между спросом и предложением и без прямого влияния государственных органов;

      - регулируемые цены — цены, складывающиеся в результате соотношений между спросом и предложением, но под тем или иным воздействием государственных органов, прямым или косвенным;

      Большое значение приобретает прогнозирование динамики изменения цен и их индексирование. Индексы цен определяются отдельно для потребительских товаров, для оптовых цен фирм-изготовителей, для капиталовложений, для сельскохозяйственной продукции, для тарифов на транспортные и другие услуги и т. п.

      На  стадии проектирования нового товара определяются также лимитные, то есть предельно допустимые цены на этот товар. Такого рода цены используются в качестве базисных при установлении оптовых цен на данные товары. На стадии проектирования и разработки новых товаров определяются также цены, называемые проектными или ориентировочными.

      В ряде случаев определяются и так  называемые прогнозные цены. Прогнозы цен обычно определяются путем экстраполяции на будущий период тенденций, выявляемых в результате наблюдений над ценами и экономической деятельностью за прошлые годы. При этом не должна исключаться и возможность скачкообразного изменения цен.

      Цена  на продукт является для предприятия  не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров. Это и обуславливает выработку соответствующих подходов к установлению уровня цены на выпускаемую продукцию. Решение данной задачи дело далеко не простое. Оно предполагает учет многих факторов и обстоятельств, действующих порой противоречиво и неоднозначно. Действительно, если внутри предприятия цена изделия определяется издержками на его производство, величина которых в значительной степени зависит от усилий самого предприятия, то при выходе на рынок ее уровень обуславливается складывающейся конъюнктурой рынка. Рыночная цена для предприятия является величиной, на которую оно повлиять не может. Поэтому стремление получить как можно большую прибыль объективно вызывает проведение на каждом предприятии собственной ценовой политики. Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами и, с другой — способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования во времени. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Совершенствования политики ценообразования на ОАО «ЧАЗ»