Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 13:58, шпаргалка
Эволюция ценообразования
Проблемы ценообразования отлич. исключительной сложностью, о чём свидетельствует историч. опыт и трудности перехода к рыночным отношениям отечествен. экономики. Первые упоминания о ценах дотируются более 2-ух тыс. лет до н.э.
Размер необход. повышения закупочных цен опр-ся как разница между стои-стью фактически реализ. с.х прод. и той же ст-стью скорректированной на индекс паритета цен, уменьшенный на 10%.
С/с с/х продукции пред. собой текущие затраты ресурсов ОФ и ден. средств на прои-во и реализацию животноводческой и растеневодческой прод. Часто с.с прод. опр-ся на конкр. культуру, вид животных или отд. отрасль.
Особенности ценооб-ия на рынке с.х прод. связаны, прежде всего, с соц-но-эк-ми различиями производителей с.х прод. Условия работы отд. произво-дителей-продавцов оказывают решающ. воздействие на ур. закупочных цен.
Большое влияние на закупочные цены оказывает гос. поддержка отрасли. На формир-ие цен также влияют природно-географич. факторы, климатич. условия и почвенные особенности. Это вызывает дифференциацию заку-почных цен по областям.
С.х также явл-ся отраслью с ярко выражен. сезонностью прои-ва. Поэтому часто формир-ся сезонные (свободные) закупочные цены
Система общественного питания – совокупность предприятий различных организационных форм и ИП, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления продуктов общепита. В зав-ти от различных факторов предприятия общественного питания различаются по типам и классности.
Тип предприятия определяется исходя из ассортимента продукции, технической оснащённости, метода обслуживания, качества и номенклатуры услуг, сложностью приготовления.
В РБ определены 5 типов пред-ий общепита: 1) ресторан, 2) бар, 3) кафе, 4) столовая, 5)закусочная.
Классность уст-ся только для ресторанов и баров.
По классности выд. 5 категорий: 1) люкс, 2) высшая, 3)первая, 4)вторая, 5)третья.
Предусм-ны 2 метода формирования цен на прод. общепита:
При прим-ии первого метода в качестве источников валового дохода пред-ий выступают торг. надбавка и наценка. Валовой доход, в свою очередь, предназначен для уплаты косвен. налогов, покрытие расходов на общ. питание и формир-ие прибыли.
Особенностью ЦО в общ-ом питании также явл-ся прим-ие разных цен на продукты, поступающие на пред-ия из разл. источников (от пред-ий-изготовителей, от колхозных рынков, от нас-ия). Пред-ие общ-го питания вкл. их в калькуляцию по отпуск. ценам с добавлением торг. надбавок либо по ценам приобретения.
Наибольшие предпросылки для создания конкурент.среды и исп-ия рыноч-ных цен имеются в сфере обслуживания нас-ия.
Формир-ия цен и тарифов на быт. услуги имеет ряд особенностей, учиты-вающ. специфику отрасли. По своему составу цены и тарифы на быт. услуги подобны отпускным ценам пред-ия и сод-жат тот же набор составляющих. Но так как эти услуги потребл-ся непосредственно нас-ем, цены на них д. учитывать такие факторы как: 1) новизна, 2) престижность, 3) качество обслуживания.
Сфера быт-го обслуживания носит ярко выражен. местный хар-р и цены на услуги д. учитывать потребности нас-ия опр-го района и региональную специфику формир-ия затрат. Цены на быт. услуги разраб. На самих пред-ях и утвержд-ся директорами.
В сфере быт. обслуживания у местных органов власти появилась необхо-димость прим-ия таких форм регулир-ия цен как уст-ие предельных цен и нормативов рентабельности. Обычно их уст-ют на соц-но значимые услуги ( рентабельность не выше 30 %).
Пред-ия быт. обслуж-ия заним-ся ремонт-ми услугами и изготовлением но-вых изделий по заказам нас-ия. Цены на дан. услуги д. учитывать повышен. трудоёмкость изготовления по сравнению с массовым прои-вом. Тарифы на ремонт. услуги уст-ют с таким расчётом, чтобы макс. ст-сть ремонта была ниже розничной цены на новое изделие.
Цены на быт-ые услуги уст-ся, как правило, без учёта с.с затрат на осн. мат-лы, запчасти и фурнитуру, т.е. по ст-сти обработки. Затраты на мат-лы опр-ся отд-но по ценам приобретения с добавлением факт. затрат по приобрете-нию.
Цена заказа равна:
Цз=Мосн+Цу.
Где Мосн - ст-ть осн.мат-в,запчастей.
Цу-цена услуги.
Цу=С/с об +П+Н
Где С\с об – с\с обработки.
П-прибыль.
Н-косв.налоги.
В с.с услуг пред-ий, кот. входят в Белорусский республиканский союз пред-ий быт-го обслуживания вкл. также отчисления в отраслевой фонд в размере 1,5 % от цены услуги.
Рентабельность быт. услуг при формир-ии цены исчисляется как отношение прибыли к с.с обработки ( без учёта ст-сти мат-лов).
К числу важнейших потребительских благ относят услуги ЖКХ.
В их состав входят: 1) предоставление нас-ию гос-ых квартир,
Особенности ценообр-ия на услуги ЖКХ предопр-ся рядом факторов: 1) соц. значимостью этих благ, 2) спецификой местных усл. прои-ва, 3) хар-ром прои-ва и потребления.
Цены и тарифы на ЖКХ вып-ют функции отпускных и розничных цен. При установлении тарифов учитывают необходимость и доступность таких услуг различным слоям населения. Поэтому цены и тарифы уст-ся на льготном уровне и не возмещают фактич. затрат, связан. с их предоставлением.
Также цены дифференцируются по различным категориям потребителей: 1) население, 2) бюджетная организация, 3) предприятия общественного питания и бытового обслуживания, 4) с/х продукция, 5) промышленность и др.
Предприятия ЖКХ являются естественными монополистами и тарифы на их услуги регулир-ся гос-вом. Платы за коммунальные услуги взимаются, исходя из фактич. потребления, исчисленного по показаниям индивид. и групповых приборов учёта либо по уст-ым
Рынок недвижимости пред. собой сов-сть региональных и локальных рынков недвижимости, кот. сущ-но отлич-ся друг от друга по ур. цен, ур. риска, эфф-сти инвестиций в недвижимость и т.д.
Характерной чертой недвижимости явл-ся её стационарность (невозмож-ность перемещения). Переход объекта недвижимости от продавца к поку-пателю происходит путём передачи прав на неё.
Выделяют 2 основные составляющие рынка недвижимости:
1) Первичный рынок – осн. продавцами неджим-сти явл-ся республикан-ские и местные органы власти и строительные компании.
2) Вторичный рынок – здесь недвижимость выступает как товар, бывший в употреблении, кот. принадлежит юридич. или физич. лицу.
На цену объектов недвижимости оказывают влияния: а) затраты на его со-здание, б) его полезность, в) экологичность района, д) комфортность, е) степень удовлетворения по площади проживания.
Выделяют след. виды стоимости объектов недвижимости:
1) рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, кот. м получить от продажи имущества на открытом рынке, когда продавец и покупатель при обсуждении цены не испытывают давления каких-либо обстоятельств. Эту ст-сть иначе назыв. ст-сть при обмене.
2) стоимость в использовании (потребительская ст-сть) – отражает цен-ность объекта для конкр. собственника, кот. не собирается выставлять объ-ект на рынок недвижимости.
3) инвестиционная стоимость – вкладывая в недвижимость, инвестор стремится не только возвратить вложенный капитал, но и получить с него прибыль. Поэтому расчёт инвест. ст-сти производ. исходя Из ожидаемых инвестором доходов и конкр. ставки их капитализации.
4) восстановительная стоимость (ст-ть воспрои-ва объекта) – опр-ся издержками в текущих ценах на строительство точной копии объекта не-движимости в его «новом состоянии» ( без учёта износа).
5) стоимость замещения – опр-ся расходами в текущих ценах на строи-тельство объекта, имеющего с оцениваем эквивалентную полезность, но построенного в новом архитектурном стиле, с исп-ем современ. мат-лов и конструкций.
6) залоговая стоимость – оценка объекта недвижимости в сфере ипотечного кредитования, осуществляемая по рыночной ст-сти.
7) ликвидационная стоимость – пред. собой чистую денежную сумму, кот. собственник объекта м. получить при его принудительной продаже.
На рынке недвижимости выделяют следующие виды цен:
1) сметная стоимость строительно-
Пред-ия связи предлагают потребителям (нас-ию и деловому сектору) разл. виды услуг: 1) телефонные разговоры, 2) передача и доставка почты, 3) сотовая связь, работа факсов, 4) осуществление платежей, 5) передача денег, 6) радио и телевизионное вещание.
Цены на услуги связи пред. собой тарифы, на основе кот. пред-ия связи реализуют платные услуги потребителям. Если услуги предоставлены организациям, то тарифы вып-ют функцию отпускных цен, если нас-ию – выступают в виде розничных цен.
На основные соц-но значимые услуги распр-ся гос. регулирование цен. К таким услугам относят: 1) пересылка писем, бандеролей, ден. переводов, телеграмм, 2) абонплата за телефон, 3) услуги трансляции программ белорусских телерадиокомпании.
Тарифы на услуги разл-ся в зав-сти от разл. факторов:
Массы почтовых отправлений, 2) величины суммарных ден. переводов, 3) скорости передачи данных, 4) расст-ия междугород. телефон. разговоров.
Мировой рынок определяет уровень и динамику цен по средствам следующих факторов:
1) природно – географические условия, оказ.влияние на цены сырьевых товаров.
2) научно-технический прогресс, повышение НТ привело к тому.что конкур.борьба на рынке перемещ.в обл.совр. технологий и совершенствование выпкуск. продукции.Это приводит к росту объёма пр-ва,снижению пр-х издержек и =>росту продаж.
3) фаза экономического цикла,в кот.нах-ся мир.эк-ка.В пиковой фазе пр-во работает на полную мощность.Набл.практически полная занятость и цены имеют тенденцию к росту.При спаде пр-во и занятость сокр.,а цены стабилизируются,но не снижаются.В фазе депрессии цены начинают снижаться,а в фазе оживления-растут.
4) инфляционные и валютные
5) меры государственного
6) каналы осуществления внешней
торговли. Цены на однотипные товары могут
отличаться в зав-ти от формы торговли:бирж,аукц,сделка,
7) Краткоср.изм-я D и S.(сезонные колебания цен,вызв.форс-мажорными обстоятельствами)
С одной стороны под мировым рфнком понимают совок.рынков отд.стран, а с другой-отд.товарные рынки(нефти,наза,угля...)
Мировые цены – это усреднённые цены, по которым предлагаются к реализации различные товары на международном рынке с учётом сбалансированного спроса и предложения.
Цены, по которым осуществляются внешнеторговые операции могут существенно изменяться по отношению к внутренним ценам.
Важное значение для установления особенностей формирования цен на внешнем рынке имеет анализ связей этих цен с внутренним. Эта связь является обоюдной. Мировой рынок формируется на базе взаимодействия национальных рынков. Характерной особенностью взаимодействия внутренней и внешней торговли цен выступают расхождение их уровней. Это расхождение обуславливается обособленностью внутренних рынков и особенностями хозяйственных отношений на мировом рынке.
Внутр.цены влияют на цены мир.торговли прежде всего р-ми обращения тов.массы,т.е. влияние зав-т от доли экспорта одной страны в общемировом объёме.
Особенностью мир.рынка явл.множественность валют.
Она создает проблемы для измерения уровня,динамики цен и др.ст-ых пок-лей.
Чаще всего цены внешней торговли изм-ся в долларовом базисе.
Для получения более объективной инф-ии исп-ся ряд валют.
Паритет покупательской способности(ППС) показывает,сколько треб.двух различных валют для покупки одинакового объёма товаров и услуг.
ППС выступает пок-лем общей ПС какой-то опр.валюты по отношению к валюте др.страны. разница м/у ППС и официальным курсом выступает критерием для оценки того, явл.ли общая покупательская сп-ть нац.валюты высокой или низкой.