Шпаргалка по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 13:58, шпаргалка

Краткое описание

Эволюция ценообразования
Проблемы ценообразования отлич. исключительной сложностью, о чём свидетельствует историч. опыт и трудности перехода к рыночным отношениям отечествен. экономики. Первые упоминания о ценах дотируются более 2-ух тыс. лет до н.э.

Файлы: 1 файл

ценообразование.doc

— 509.00 Кб (Скачать)
  1. Эволюция ценообразования

Проблемы ценообразования отлич. исключительной сложностью, о чём свидетельствует историч. опыт и трудности перехода к рыночным отношениям отечествен. экономики. Первые упоминания о ценах дотируются более 2-ух тыс. лет до н.э.

В историч. аспекте сущность цены рассм-ся исходя из 2 противоположных подходов: 1) теория трудовой стоимости (представители Петти, А. Смит, Рикардо). Наиболее полно эта теория была разработана в к.19в. Карлом Марксом. Суть теории сводится к тому, что цена товара пр.с. ден.выражение его ст-ти. Стоимость в свою очередь по Марксу определяется стоимостью воплощённого и овеществлённого в товаре общественного труда. Цена, являясь ден. формой ст-ти, отражает затраты общ-но необход. труда. Общ-но необход. затраты труда рассм. как совокуп. затраты труда на производство всей массы прод. опр-го вида.

2) Согласно др. концепции цена товара зависит не от затрат на прои-во, а от оценки полезности таких затрат покупателем. Это направление назыв. неоклассическим. Его сторонники счит., экономика функционирует наилучшим образом, если предоставить каждому субъекту максимальную эк-ую свободу. Свободное движение цен и пред. собой рыночную экономику.

А.Маршал, опираясь как на теорию издержек произ-ва, так и на положение теории предельной полезности, предлагал след. подход к ценообразованию: цена, кот. готов уплатить потребитель определяется полезностью товара, а цена, кот. устанавливает производитель не м.б. ниже издержек производства.  

Неоклассическое направление продержалось до Великой депрессии 1930г. Появилась и стала развиваться теория регулируемого капитализма. Её главная цель -  гос-во должно активно вмешиваться в  эк-кую жизнь, т.к рыночный механизм не способен к саморегулированию.

Джон Кейнс доказал, что достижение равновесного состояния возможно также совместно с такими негатив. явлениями как инфляция, безработица и падение объёмов произ-ва. Преодолеть эти явления м. только в рез-те целенаправлен. гос. регулирования эк-ки (ден-кредит. политика, налог. Льготы и субсидии, инвестиций гос-ва в общественные работы).

После 2 мир. войны появилась модель социального рыночного хоз-ва (Вольтер Ойкен – Л. Эльхард), кот. прим. при восстановлении и развитии Запад. Германии и получила название «немецкого эк-го чуда». Осн. постулаты этой модели таковы: 1) свобода конкуренции, 2) свободные цены, 3) блок государственных проблем.

Взамен кейнсианской политики экспансии была предложена «политика сдерживания» (монетаризм), создателем кот. счит. М. Фридмен. Её суть заключ. в целенаправлен. ограничении прироста ден. массы. Идеи монетаризма  нашли практическое применение  в экономической  программе Рейгана. «Рейганомика» вкл. сокращение соц. выплат, понижение зарплаты, повышение прямых и косвен. налогов, одновременно были снижены налоги на дох. крупных корпораций, т.е. провод. поддержка крупного капитала.

      2. Экономическое сод-ие цены. Роль цен в экономике.

Цена – денежное выражение стоимости единицы товара. В рыночной экономике цена отражает общ-но необходимые затраты на выпуск и реализацию продукции, явл. инструментом управления пред- ия и позволяет эфф-но работающим предпр-ям покрыть расходы и получить прибыль.

Цена выступает важнейшим экономич. рычагом, с пом. кот-го гос-во может воздействовать на развитие эк-ки в целом, отд. произ-ва и его стр-ры, на конкуренцию товаропроизводителей.

На микроуровне цены регулируют хоз-ную дея-ть предприятий и эк-кую активность индивидуума. Экономика любого предприятия начинается с цены (на топливо, сырьё, о.с.) и заканчивается ценами (на готовую продукцию). Цены связывают между собой пред-ия, кот. явл-ся одновременно и покупателями и продавцами разл.  видов прод. и услуг.

На макроуровне цены формируют структуру экономики, способствуют совершенствованию её важнейших пропорций (между потреблением и накоплением). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях. Например, если прод. станов. дефицитной, т.е. спрос превышает предложение, цены реагируют повышением. Высокие цены, в свою очередь, привлекают для прои-ва этой прод. свободный капитал и инвестиции. В рез-те предложение увел. и цены сниж-ся. Аналогично происходит и с появлением на рынке новых видов тов. и услуг.

На международном уровне цены опред-т структуру мировой торговли, влияя на потоки экспорта и импорта. Цены на отд. товары и услуги практически  во всех странах мира явл. объектом  гос. регулирования, в рамках проводимой экономич. и соц. политики.

     3.Функции цен

Функции цены тесно связаны с действием  объективных экономич. законов. Функции цены хар-ют сов-сть общих свойств, кот. присуще ей как экономич. категории. Выд. след. функции цены:

  1. балансирующая – ч/з цены осущ-ся взаимосвязь произ-ва и потребления, предложения и спроса. Цена служит гибким инструментом для достижений соответствий между спросом и предложением.

В условиях свободного рынка цена, благодаря этой функции, вып. роль стихийного регулятора обществен. прои-ва.

  1. учётно- измерительная – опред-т сущность цены как денежного выражения ст-сти. При помощи цен исчисляется большинство стоимостных показателей, исп. при оценке рез-тов дея-ти отд. труд. коллективов, отраслей, регионов и гос-ва в целом. На основании цен проводятся планирование и госуд-ое регулирование прои-ва, бухгалтерский и статистический учёт, исчисляются темпы и пропорции развития хоз-в, опр-ся объёмы прои-ва и реализации продукции.
  2. распределительная и перераспределительная – с помощью дан.функции, создан. в материальной сфере нац. доход перераспределяется в др. сферы и идёт на накопление и потребление. В перераспределении нац. дохода между фондами потребления и накопления опр-щую роль играет уровень розничных цен на товары и ур. тарифов на непроизвод. услуги. Если рост розничных цен (тарифов) идёт более высокими темпами, чем рост дох., то это ведёт к сокращению потребления и наоборот.
  3. стимулирующая – ч/з систему цен стимулируется увеличение объёма производства, улучшение качественных параметров товара, обновление ассортимента, сокращение времени обращения и т.д. Такого рода стимулирование осуществляется путём государственного регулирования цен. Дан. функция позволяет решить соц. проблемы, где создаются благоприят. условия для потребления.
  4. ср-во рационального размещения прои-ва – с помощью механизма цен происходит перелив капитала в те сектора эк-ки,, где имеется более высокая норма прибыли и меньшая конкуренция.

Т.о. все перечислен. функции цен взаимосвязаны и проявл. только в системе цен, а не в отд-но взятой цене на товар.

  1. Ценообразующие факторы

Цены формируются под возд. 2-ух групп факторов: 1) внешние, 2) внутренние.

Внутр. факторы зав. от дея-ти самого пред-ия. К ним. отн.: 1) особые свойства товара – товар с уникальными свойствами неприменно будет иметь высокую цену, кот. отражает его качество и технич.ур. 2) способ производства- опр. серийность выпуска прод. Как правило, прод. мелко серийного и индивид. прои-ва имеет более высокую с.с и цену. Товары массового прои-ва – более низкую цену. 3)мобильность производства – ориентация пред-ия на несколько рыночных сегментов вызывает необходимость приспособления цен к разл. категориям покупателей. 4)ЖЦТ – чаще всего прод. имеет более высокую цену при коротком  ЖЦТ и наоборот.

5) длительность цикла товародвижения – на цену влияют каналы распределения и посредники. 6) организация сервиса, имидж предприятия, реклама товара – хорошо организованный сервис и послепродаж. обслуж-ие, авторитет фирмы на рынке и удачная реклама товара позволяет уст-ть более высокую цену.

Внешние факторы не зав. от дея-ти фирмы, а учитывают условия в стране и за её пределами. К ним отн.: 1) политическая и эк-ая ситуация в стране – политич. стабильность создаёт для пред-ий предпосылки для работы на перспективу, не вызывая у них стремление к получению сиюминутного успеха. 2) обеспеченность основными ресурсами – наличие в стране необход. ресурсов сокращает необходимость их приобретения за пределами страны, что ведёт к сокращению цен. 3) масштабы госуд-го регулирования экономики и цен – опр-ся общим состоянием экономики. 4) наличие и уровень конкуренции – зависимость между ур. конкуренции и ценами для производителей однород. прод. обратная ( с увел. конкуренции цены сниж-ся), а для потребителей – прямая ( с повышением конкуренции между ними растёт и цена). 5) общая конъюнктура рынка (инфляция, безработица), совершенство налогового законодательства и  внешнеэк-ая политика гос-ва.

5 Виды цен в  зав-сти от стадии товародвижения. Виды цен в зав-сти от принадлежности товара к определённой отрасли:

Сис-ма цен очень подвижна и состоит из ряда видов и разновидностей, соотношение между кот. постоянно меняются.

Важнейшей классификацией цен явл-ся классификация в зав. от стадии товародвижения: 1. Отпуск. цена пред-ия-изготовителя – это цена, кот. прим-ся на республиканском рынке в расчётах между пред-ми-изготовителями и пред-ми-покупателями прод. за исключ. нас-ия. Она уст-ся с учётом качества прод., затрат на прои-во, конъюнктуры рынка и др. факторов. 2. Оптовая цена – формир. при продаже прод. пред-ем-посредником и снабженческо-сбыт. орг-ции другим пред-ям с учётом всех вышеописан. факторов. Она м. служить ценой приобретения прод. розничной торг. организацией.

3.Розничная цена – цена, по кот. товар приобретается населением у розничных торг. пред-ий или на рынках.

Каждый из последующих видов цен в этой цепочке вкл. в качестве составной части предыдущий.

В зав-сти от принадлежности товара к определённой отрасли:

  1. оптово-отпуск. цены на промыш. продукцию, 2) закупочные цены на с.х продукцию, 3) сметные цены в строительстве, 4) тарифы на услуги.

Особенную роль играют закупоч. цены, по ним осущ-ся продажа с.х прод. колхозами, фермерскими хоз-вами и нас-ем гос. орг-циям. Реализация такой прод. негос. структурам осущ-ся по договор. ценам. В строительстве цены выступают в виде сметной стои-сти строительно-монтаж. работ и готовых объектов. Тарифы на услуги уст-ют производственного (транспорт., ремонт.) и непроизвод. (медицин., юридич.) хар-ра. При уст-нии тарифов учитывают не только объём вып-ых работ, но и времен. фактор.

6 Виды цен в  зав-сти от гос. воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке:

Сис-ма цен очень подвижна и состоит из ряда видов и разновидностей, соотношение между кот. постоянно меняются.

В зав-сти от гос-го воздействия, регулирования и степени конкуренции на рынке разл.: 1) свободные, 2) регулируемые цены.

Свободные цены уст-ся по соглашению сторон, а также на аукционах, торгах, биржах. К ним отн-ся: а) цена спроса – цена, кот. складыв-ся на рынке покупателя, б) цена предложения – рыночная цена, кот. указыв-ся в оферте (офиц. предложение продавца без скидок), в) цена прои-ва – цена, кот. опр-ся на основе издержек с добавлением средней прибыли на весь авансируемый капитал.

Регулируемые цены – цены, устанавливаемые соответствующ. гос. органами, кот. регулируют ценообразование. Они неизбежны в условиях переходного периода и прим-ся на важнейшие структурно-образующие виды прод. (нефть, газ,электроэнергия), на прод. пред-ий монополистов, на товары и услуги соц. значимости, на прод. оборон. назначения.

В числе регулируемых цен выд-ют: 1.фиксированные – твёрдые цены на опр. перечень прод., размер кот.уст-ся гос-вом. Расходы на прои-во и реализацию нас-ию этой прод., превышающей ур. цены, должны возмещаться пред-ем из средств бюджета. 2. Предельные цены – цены, величина кот. ограничена верхним и (или) нижним пределом. Обычно уст-ся на прод. пред-ий-монополистов.

 

7 Виды цен по способу уст-ия. Виды цен по способу получения инф-ции об уровне цен:

Сис-ма цен очень подвижна и состоит из ряда видов и разновидностей, соотношение между кот. постоянно меняются.

В зав-сти от способа уст-ния  разл. след. цен: 1) твёрдые, 2) подвижные, 3) скользящие цены.

Твёрдые цены уст-ся в момент подписания договора и не меняются в теч. всего срока поставки продукции по дан. договору. Прим-ся в сделках с немедлен. поставками, с поставками в теч. короткого срока, либо при длит. отношений с поставщиком. При длит-ом сроке поставки в договоре д. обяз-но присутствовать оговорка «цена твёрдая, изменению не подлежит».

Подвижные цены прим-ся, когда в договоре предусмотрено, что цена, уст-ая в момент заключения договора может быть пересмотрена в дальнейшем, если в момент исполнения договора рыночная цена изм-ся. Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере от 2 до 5% пересмотр цены не предусм-ся. Подвижная цена обычно уст-ся на промыш.,сырьевые и продовольствен. товары по долгоср-ым договорам.

Скользящая цена – цена, исчисленная в момент исполнения договора путём пересмотра договорной (базисной) цены с учётом изм-ий в издержках прои-ва, кот. произошли за период вып-ия договора. Такие цены прим-ся в договорах на прод., требующую длит-го срока изготовления. При подписании договора стороны уст-ют базисную цену и вкл. оговорку о её структуре.  М.б. предусмотрено, что скольжение распр-ся не на всю сумму издержек прои-ва, а на опр. элементы (их величина указыв.  % от общей ст-сти затрат).

По способу получения инф-ции об ур. цен разл.:

  1. справочные – цены товаров во внутр. оптовой или внешней торговли, публикуемые в печатных изданиях, экономич. журналах и спец. бюллетенях. Они м.б. номинальными (не отражающие реальные комм. операции) либо связан. с прошлыми операциями, совершён. за истёкший период.
  2. Прейскурантные - публикуются в специальных изданиях цены конкретного предприятия на конкретную продукцию.
  3. Расчётные цены – прим-ся в договорах и контрактах на нестандарт. спец. оборудование, производимое по индивид. заказам.

В эк-м анализе,план-ии и статистике наряду с факт.ценами исп-ют сопост.цены, а также ср.цены и индексы цен. Их прим.необх.всвязи с ест.изм-м некот.цен в частности с инфляцией.

8. Виды цен по способу получения инф-ции об уровне цен. виды цен в процессе проектирования новых видов:

Сис-ма цен очень подвижна и состоит из ряда видов и разновидностей, соотношение между кот. постоянно меняются.

По способу получения инф-ции об ур. цен разл.:

1) справочные – цены товаров во внутр. оптовой или внешней тор-говли, публикуемые в печатных изданиях, экономич. журналах и спец. бюллетенях. Они м.б. номинальными (не отражающие реаль-ные комм. операции) либо связан. с прошлыми операциями, совер-шён. за истёкший период.

Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразованию"