Шпаргалка по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 13:58, шпаргалка

Краткое описание

Эволюция ценообразования
Проблемы ценообразования отлич. исключительной сложностью, о чём свидетельствует историч. опыт и трудности перехода к рыночным отношениям отечествен. экономики. Первые упоминания о ценах дотируются более 2-ух тыс. лет до н.э.

Файлы: 1 файл

ценообразование.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

Правовые и организацион. основы ограничения и пресечения монополистич. деят-ти опр-ет Закон РБ « О противодействии монополистической дея-ти и развитии конкуренции».

К монополистам относятся субъекты хозяйствования, занимающие доминирующее положение на рынке. Доминирующее положение позволяет диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок др. пред-ям или иным способом ограничивать конкуренцию.

Факт доминирования уст-ся по доле рынка. Если одно пред-ие занимает более 30 %, а два- более 54 %, то они признаются монополистами и вкл. в гос. реестр пред-ий, занимающ. доминирующее положение на рынке вне зав-сти от форм собственности.

Сущ. также  естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства: 1) предприятия связи, 2) ж/д транспорта, 3) водоснабжение, 4) топливно-энергетический комплекс.

К злоупотреблению доминирующим положением на рынке относятся: 1) установление монопольных цен, 2) заключение антиконкурентных соглашений.

Разл. след. виды монопольных цен:

  1. Монопольно высокая цена – уст-ся с целью сверхприбыли и компенсации необоснован. затрат. Монопольно высокая цена счит. цена, если её ур. выше среднего, сложившегося на аналог. товары на 25 или более %. Или если рентабельность превыш. средний уровень на 25 % и более.
  2. Монопольно низкая цена – цена, кот. при устойчив. спросе за счёт преднамерен. сокращения доходов  в краткоср-ом периоде  затрудняет доступ др. пред-ям, и, тем самым, огранич. конкуренцию.
  3. Монопсически низкая цена – уст-ся пред-ем, доминирующим на рынке опр-го товара в качестве покупателя в целях получения сверхприбыли и компенсации затрат за счёт поставщика.

При уст-ии факта монопольной цены, антимонопольные органы выдают след. требования или предписания:

1. На  снижение (повышение) цены  до ур. конкуренции, 2) на реализацию излишков запасов ГП по низким ценам, 3) на увеличение объёмов прои-ва или снижение расх. на зарплату.

  1. Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании

Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском, так и на местном ур. упр-ия.

Высшим исполнит. органом, кот. осущ. контроль за исполнением политики цен явл. Комитет цен при Министерстве экономики. На местном ур. те же функции вып-ют отделы цен Облисполкомов и минского горисполкома, а также инспекции по контролю за ценами в городах и районах.

Осн. задачи органов контроля являя-ся: 1. соц –но эк-ий анализ формир-я цен, их динамики, стр-ры и соответствие реальным усл. прои-ва и реализации прод. 2. проверка соблюдения формир-ия и прим-ия свободных цен и тарифов, их эк-ой обоснованности и недопущение включения в них необоснован. затрат и прибыли. 3. оказание методич. помощи субъектам ЦО при обосновании затрат в цене. 4. принятие решений о прим-ии санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов. 5. опр-ие усл. расчётов и ур. цен на прод., поставляемую в гос-во-участника СНГ на эквивалентной основе.

Контроль за ценами подразделяют:

По времени проведения:1) предварительный, 2) текущий, 3) последующий. По отношению органов контроля к субъектам контроля: 1) внутр., 2 ) внешний.

Предварительный контроль – контроль за соблюдением порядка формир-ия отпускных, предельных и фиксированных цен. Его осущ-ют работники финанс. службы пред-ия при заключении договоров и подписания контрактов с поставщиками и покупателями.

С целью проведения текущего и последующего контроля за ценами в договорах с поставщиками и покупателями, в ТТН и др. платёж. документах при реализации товара поставщиками указывают отпуск. цену без НДС, отд-но процент и сумму, взимаемой торг. И опт. надбавки, а также ставку и сумму НДС.

Текущий контроль за ценами ведут бухгалтера, экономисты по ценам, товароведы, ревизоры и др. раб-ки упр-ия пред-ем.

Последующий контроль за ценами имеет место при документ. ревизиях, при проверке сохранности товаров на складе и имеет большое значение при инвентаризации и в случае уст-ия крупных недостач, хищений и краж.

 

  1.   Методы ценообразования. Затратный метод

Основу методологии ЦО составляют методы ЦО, кот.баз-ся на основании ценообразующих факторов:

1.на издержках пр-ва: а)затратный. б)агрегатный. в)структурный.

2.на кач-ве и потреб.св-ах продукции: а)метод удельных пок-лей кач-ва. Б)балловый. В)корреляционно-регрессионный анализ.

3.на спросе и ур-не конкуренции: а) метод торгов(тендеров) б)следование за лидером в)ощущаемой ценности товара.

 

Затратный метод – цена товара непосредственно зависит от издержек

производства и обращения.

А) « Издержки +» (к с/с товара прибавляются косвенные налоги и платежи и прибыль),

Б) метод минимальных затрат – предполагает установление цены на минимальном уровне достаточном для покрытия расходов на пр-во конкретной продукции,

В) метод целевой прибыли – цена устанавливается т.о., чтобы получить определённый объём прибыли в конце планового периода.

Эти методы являются популярными по ряду причин: 1) простота – производитель лучше осведомлены по своих затратах, чем о платёжеспособном спросе, 2) честность – при достаточно высоком спросе продавцы «не наживаются» за счёт покупателей и вместе с тем, получают прибыль.

    1. Агрегатный м-д, м-д структурной аналогии

 

Основу методологии ЦО составляют методы ЦО, кот.баз-ся на основании ценообразующих факторов:

1.на издержках пр-ва: а)затратный. б)агрегатный. в)структурный.

2.на кач-ве и потреб.св-ах продукции: а)метод удельных пок-лей кач-ва. Б)балловый. В)корреляционно-регрессионный  анализ.

3.на спросе и ур-не конкуренции: а) метод торгов(тендеров) б)следование за лидером в)ощущаемой ценности товара.

 

агрегатный метод – применяется к товарам, состоящих из сочетаний отдельных элементов, рассчитываемая цена пр. собой сумму цен отдельно конструктивных элементов.

метод структурной аналогии – чтобы установить цену на новый вариант изделия определяют структурную формулу цены, по её аналогу с этой целью используют данные о доле основных затрат в цене или с/с аналогичным товарам.

Где Цо-цена или с/с нового изделия.

Зо-абсолютное значение осн. Вида затрат при пр-ве нового изделия.

Дзо-доля осн.вида затрат в цене или с/с нового изделия.

20. Методы ценообразования, метод удельных показат

 

Основу методологии ЦО составляют методы ЦО, кот.баз-ся на основании ценообразующих факторов:

1.на издержках пр-ва: а)затратный. б)агрегатный. в)структурный.

2.на кач-ве и потреб.св-ах продукции: а)метод удельных пок-лей кач-ва. Б)балловый. В)корреляционно-регрессионный анализ.

3.на спросе и ур-не конкуренции: а) метод торгов(тендеров) б)следование  за лидером в)ощущаемой ценности  товара.

В тех случаях, когда важно учесть качественные параметры продукции прибегают к параметрическим методам. Их основу составляют количественные зав-сти м/д затратами и основными параметрами продукции, имеющими потребительскую ценность.

Методы:

Метод удельных показателей – используется для определения цен по технической продукции, характеризующейся наличием одного основного качественного показателя, величина которого характеризует общий уровень цены изделия (мощность, производительность).

Частное от деления цены назначения гл.пок-ля кач-ва изделия и хар-ет цену форм-го изделия:

Где Цб-цена базового изделия.

Пб-значение осн.пок-ля баз.изделия.

 

Цена план-го изделия:

Где Пн-значение кач-го пар-ра у нового изделия.

 

Если кроме основного требуется учесть второстепенные показатели качества, то дополнительно рассчитываются доплаты или скидки, отражающие изменения др. потребительских

     21.Балловый  метод.

Основу методологии ЦО составляют методы ЦО, кот.баз-ся на основании ценообразующих факторов:

1.на издержках пр-ва: а)затратный. б)агрегатный. в)структурный.

2.на кач-ве и потреб.св-ах продукции: а)метод удельных пок-лей кач-ва. Б)балловый. В)корреляционно-регрессионный  анализ.

3.на спросе и ур-не конкуренции: а) метод торгов(тендеров) б)следование  за лидером в)ощущаемой ценности  товара.

Балловый метод -  некоторые потребительские свойства не поддаются непосредственному качественному или колич-му измерению (вкусовые, эстетические, дизайн, модность). Учесть такие показатели помогает балловый метод, применяемый к продовольственным товарам, швейным, косметические изделиям, некоторые виды техники. Для определения баллов выбираются важные для потребителя показатели качества изделия. Затем формируется комиссия из независимых экспертов, оценивающих качественные параметры базового и нового изделия по заранее установленной шкале. Если параметры не равнозначны для покупателя, то используются весовые коэффициенты. Т.О. каждому параметру присваивается определённое количество баллов, суммирование которых даёт оценку уровня изделия. Умножение этой суммы на ценностную оценку одного балла даёт новую цену изделия.

Ср.оценка балла исчисляется:

Где Цб-цена изделия,принятоого за базу.

Ббi-балловая оценка i-го пар-ра по баз.изделию.

Уi-коэф.весомости.

n-кол-во пар-ов оценки.

 

Цена нового изделия:

Где Бнi-балловая оценка i-го пар-ра нового изделия.

22. метод корреляционно- регрессионного анализа

Основу методологии ЦО составляют методы ЦО, кот.баз-ся на основании ценообразующих факторов:

1.на издержках пр-ва: а)затратный. б)агрегатный. в)структурный.

2.на кач-ве и потреб.св-ах продукции: а)метод удельных пок-лей кач-ва. Б)балловый. В)корреляционно-регрессионный анализ.

3.на спросе и ур-не конкуренции: а) метод торгов(тендеров) б)следование за лидером в)ощущаемой ценности товара.

метод корреляционно- регрессионного анализа -  позволяет установить зависимость цены от нескольких параметров продукции и выразить её в виде эмпирической формулы. Изделия д.б. чётко классифицированы по группам, в каждой группе д.б. выделены параметры, воздействующие на цену. Параметры не д.б. взаимозависимы. Путём анализа цен и параметров качества на изделия соответствующей группы рассчитывается формула, где цена является функцией от учитываемых параметров.

    1. Методы ценообразования с учетом спроса, уровня конкуренции

Основу методологии ЦО составляют методы ЦО, кот.баз-ся на основании ценообразующих факторов:

1.на издержках пр-ва: а)затратный. б)агрегатный. в)структурный.

2.на кач-ве и потреб.св-ах продукции: а)метод удельных пок-лей кач-ва. Б)балловый. В)корреляционно-регрессионный анализ.

3.на спросе и ур-не конкуренции: а) метод торгов(тендеров) б)следование  за лидером в)ощущаемой ценности  товара.

Данная группа методов характерна для конкурентного рынка. Они основаны на маркетинговом подходе к формированию продажи цен.

Методы:

  1. Метод тендорного ЦО («запечатанного конверта») – используется в тех операциях, где несколько предприятий ведут конкуренцию за получение определённого контракта ( гос. заказ, поставка сырья, строительство, оборудование). В ходе торгов покупатель объявляет конкурс на товар с определёнными технико-экономическими характеристиками.

Цены, устанавливаемые на торгах зависят от: 1) целей и задач участников, 2) возможности, выигрыша в конкурсе при различных уровнях цен, 3) внутренних возможностей предприятия (издержки, произв-ые мощности). В рез-те торгов контракт получает та фирма или предприятие, которое при обеспечении требуемого качества и сроков использования предложит минимальную цену.

  1. Метод следования за лидером –. Суть метода в том, что предприятие при назначении своих цен руководствуется не собственными издержками и спроса, а ценами у конкурентов.
  2. Метод ощущаемой ценности товара – здесь цена учитывает в первую очередь спрос, т.е. сколько покупатель готов заплатить за товар с определёнными потребительскими свойствами. Этот метод может применяться на рынках взаимозаменяемой продукции, позволяющая покупателю сравнить аналогичные товары и сделать свой выбор. Для этого продавцы проводят изучение рынка с помощью опроса, анкетирования и др. способами.

24. Стратегии дифференцированного  ЦО.

Стратегия ЦР – это выбор предприятием опр. Динамики цены, напр. На получение наиб.прибыли в рамках план-го пер-да.

Стратегия дифф-го ЦО основана на неоднородности покупателей и возм-ти продажи одного и того же товара по разным ценам.

К таким стратегиям относят:

1.Стратегия скидки на 2м рынке. Закл.в уст-ии скидки для вторичных  демогр. рынков: студентов, детей, пенсионеров.

2.Стратегия период-й скидки: баз-ся  на особенности спроса разл.категорий покупателей. Реализуется вр-м или период-м снижением цены на модные товары вне сезона, на устар.модели,на билеты на дневные представления и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразованию"