Рыночная цена: природа, функция, механизм формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:16, реферат

Краткое описание

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Виды цен, структура цены……………………………………………...4
1.1. По характеру обслуживаемого оборота……………………………….4
1.2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке……………………………………………….5
1.3. По способу установления, фиксации……………………………………..5
1.4. По способу получения информации об уровне цены…………………..6
1.5. Вид цены……………………………………………………………………..8
1.6. С учетом фактора времени различают…………………………………..9
1.7. Внутрифирменные цены …………………………………………………..9
1.8. По условиям поставки и продажи……………………………………….10
1.9. Мировые цены……………………………………………………………..10
1.10. Структура цены…………………………………………………………..11
2.Факторы ценообразования. Функции цен………………………...13
2.1.Потребители………………………………………………………………...13
2.2. Конкуренция………………………………………………………………..14
2.3. Функции цен………………………………………………………………..15
Заключения…………………………………………………………………...19
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Ксю курсач оригинал.docx

— 64.80 Кб (Скачать)

Рыночная  цена: природа, функция, механизм формирования  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

1. Виды цен, структура  цены……………………………………………...4

1.1.      По характеру обслуживаемого оборота……………………………….4

1.2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования,  степени конкуренции на рынке……………………………………………….5

1.3. По способу установления, фиксации……………………………………..5

1.4. По способу получения информации об уровне цены…………………..6

1.5. Вид цены……………………………………………………………………..8

1.6. С учетом фактора времени различают…………………………………..9

1.7. Внутрифирменные цены …………………………………………………..9

1.8. По условиям поставки и продажи……………………………………….10

1.9. Мировые цены……………………………………………………………..10

1.10. Структура цены…………………………………………………………..11

2.Факторы  ценообразования. Функции цен………………………...13

2.1.Потребители………………………………………………………………...13

2.2. Конкуренция………………………………………………………………..14

2.3. Функции цен………………………………………………………………..15

Заключения…………………………………………………………………...19

Список  литературы…………………………………………………………20 
 
 
 
 

                  Введение

    Важная  роль цен в экономической жизни  определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности. Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления. Формирование цен, отвечающих требованиям рыночной экономики, связано с аккумулированием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств. Становление рыночной системы в России определяет динамичный , развивающийся характер нормативно-правовой базы, влияющей на ценообразование. Это вызывает необходимость отслеживания законов РФ, указов Президента, постановлений Правительства, инструкций Государственной налоговой службы РФ и иных ведомств по формированию свободных и регулируемых цен, налогообложению, таможенному регулированию и другим вопросам, связанным с ценообразованием.

    Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

    Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент 
 
 
 

                  1. Виды цен, структура  цены

Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/или  приобретению товаров,

то соответственно в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы и

производителя, и потребителя продукции, что, в  свою очередь, зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация). Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых (сырье,

полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д.) и продаваемых товаров;

Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой

взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в  уровень одной цены, как эти изменения обнаруживаются в уровнях других цен.

Это объясняется  тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны, между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма.

В зависимости  от того, какой признак взят для  классификации, все виды цен

можно разделить  на различные группы.

    1.1.      По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:

Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по

которой предприятия  реализуют произведенную продукцию  другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом). К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены

от других видов  цен заключается в том, что  в ее состав не включается НДС и

акцизы. НДС не включается также в стоимость  приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов. В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются они по оптовым ценам. Биржевая цена также считается оптовой.

Розничные цены - это цены продажи индивидуальному или

мелкооптовому потребителю, преимущественно населению. Отпускная цена на предприятиях общественного питания — особая форма розничной цены.

Цены  на услуги населению — также особый вид розничной цены.  В сфере

обращения действуют  скидки-наценки (оптово-сбытовая, розничная). Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия-поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (наценку).

Разница между  оптовыми ценами покупки (закупки) и  продажи, между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).

    1.2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования,  степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.

Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые

производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в

оферте (официальном  предложении продавца) без скидок.

Цена  производства — цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

Регулируемые  цены — это цены, устанавливаемые

соответствующими  органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти

субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия. Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые

(защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют: Предельные цены

— это такие  цены, выше которых предприятия не могут  устанавливать цену своей продукции или услуг.  Фиксированные цены — это цены,

устанавливаемые на определенном  уровне, изменение  которых возможно только по решению органа или субъекта  рынка, утвердившего их.

    1.3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.

Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены,

которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Обычно в договоре делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит».

Твердые цены применяются  в сделках:

с немедленной поставкой;

с поставкой в течение короткого срока;

• предусматривающих  длительные сроки поставки. При длительных сроках поставки указанная в договоре оговорка «цена твердая, изменению не подлежит» должна присутствовать обязательно.

Подвижная цена — такая цена, когда в договоре

предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). В таком случае должна измениться цена, зафиксированная в договоре, о чем делается соответствующая оговорка. Эта оговорка называется «оговорка о повышении и понижении цены». Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2-5% пересмотр зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в договоре указывается источник информации, по которому можно судить об

изменении рыночной цены. Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые, продовольственные, поставляемые по долгосрочным договорам товары.

Скользящая  цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения

договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. (Например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.) Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительным

сроков изготовления. Например, сложное промышленное оборудование, суда. При подписании договора в этом случае, фиксируется исходная (базисная цена), то есть цена, применяемая в качестве базы для расчетов. Оговаривается ее структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизацию), прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны будут пользоваться. Следует отметить, что эти виды цен широко используются в международной торговле. В условиях оживленной конъюнктуры рынка при установлении скользящей цены в интересах покупателя (импортера) в договор (контракт) могут быть внесены некоторые ограничительные условия. Например, установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится, определен процент возможного изменения цены (например,

не свыше 10% от общей суммы затрат). Этот предел называется лимитом

скольжения. В договоре или контракте может быть предусмотрено, что

скольжение  распространяется не на всю сумму  издержек производства, а лишь на определенные их элементы (например, на металл при постройке судна) с указанием величины в процентах от общей стоимости заказа.

    1.4. По способу получения информации об уровне цены различают

публикуемые и расчетные цены. На эти виды цен ориентируются

поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в договоре иликонтракте.

Публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и

фирменных источниках информации. К публикуемым ценам  относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.

Справочные  цены — это цены, публикуемые в различных печатных

изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты. Справочные цены могут быть, во-первых, номинальными, то есть не связанными с реальными коммерческими операциями. Номинальные цены применяется в качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной ценой, так как она применяется в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. В качестве базисной цены понимают цену товара определенного качества, спецификации, в заранее установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте). Эти цены, как правило, завышены по сравнению с ценами реальных сделок. Поэтому размер скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%. Номинальной называют биржевую котировальную цену за товар, по которому в день котировки не было заключено сделок. Во-вторых, справочные цены могут быть ценами, отражающими прошлые сделки,

Информация о работе Рыночная цена: природа, функция, механизм формирования