Рыночная цена: природа, функция, механизм формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:16, реферат

Краткое описание

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Виды цен, структура цены……………………………………………...4
1.1. По характеру обслуживаемого оборота……………………………….4
1.2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке……………………………………………….5
1.3. По способу установления, фиксации……………………………………..5
1.4. По способу получения информации об уровне цены…………………..6
1.5. Вид цены……………………………………………………………………..8
1.6. С учетом фактора времени различают…………………………………..9
1.7. Внутрифирменные цены …………………………………………………..9
1.8. По условиям поставки и продажи……………………………………….10
1.9. Мировые цены……………………………………………………………..10
1.10. Структура цены…………………………………………………………..11
2.Факторы ценообразования. Функции цен………………………...13
2.1.Потребители………………………………………………………………...13
2.2. Конкуренция………………………………………………………………..14
2.3. Функции цен………………………………………………………………..15
Заключения…………………………………………………………………...19
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Ксю курсач оригинал.docx

— 64.80 Кб (Скачать)

экономике цены — это основной инструмент уравновешивания спроса и

предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом

характерно, что  сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане —

регулирования экономики.

   Цена  может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в

возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт,

связанного с  его ценой, влиять на предложение  товара, на расширение

производства  недостающего (дефицитного) товара и  сокращения производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Благодаря этому советская номенклатура приобретала блага для себя и своих семей по «своим», льготным ценам в специальных закрытых «распределителях». Да и вообще лучший способ

искусственной государственной поддержки людей, предприятий, отраслей, территорий состоит в том, что для них как для продавцов действуют завышенные цены, а как для покупателей — заниженные. Тем самым, правда, создаются перекосы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, возникают конфликты и на экономической, и на социальной почве. Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления. Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства

страны, цены выполняют  внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между

странами. Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором — только цену. Эта особенность очень ярко показала себя после раскрепощения цен в России, что приводит к побочным проявлениям закона

предложения. Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена обязанностями в своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным. В этом смысле, говоря о рациональных и тем более оптимальных ценах, следует иметь в виду определяющие функции и такое их сочетание, при котором функции реализуются в необходимой степени. В рыночной экономике цены разгружены от ряда функций, например плановой, и используются в основном как чисто рыночные регуляторы и стимуляторы, подлинно воплощающие денежное содержание. Пока сохраняется стремление возложить на цену весь груз функций экономического

регулирования, попытки создать эффективный ценовой механизм вряд ли окажутся плодотворными.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Заключение.

   В предлагаемой курсовой работе были использованы трудов известных учёных в области экономики. В ходе достижения основных целей настоящей работы я старалась показать своё видение поставленных в ней проблем.

Исследование  поставленных в курсовой работе вопросов позволяет сделать следующие  выводы :

   1)  Рынок и цена – это категории, обусловленные товарным производством. Так как при этом первичным является рынок, поскольку при товарном производстве экономические отношения складываются не в процессе производства, а в условиях рынка, на котором формируются товарно-денежные отношения и устанавливаются стоимостные категории

   2)  При формировании цены в нее включаются: себестоимость продукции и доход производителя, доход оптовика, доход розничного продавца и «потоварные» налоги. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

   3)  Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие.

   4)  Все цены классифицируются по различным признакам и подразделяются на отдельные виды.

   5)  Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, таких как : спрос и предложение, эластичность спроса, государственное регулирование цен и т.д.

   6)  Под рыночным механизмом ценообразования понимается множество рыночных механизмов.

Все выше сказанное  позволяет сделать вывод, что  уровень цен находится под  воздействием закона спроса и предложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Список  литературы.

1).  Баликоев В.З. Общая экономическая теория:учеб.для студентов,обучающихся по экономическим специальностям-12-е изд.,перераб.-М.:Издательство «Омега-Л»,2010.-684с

2). Вечканов Г.С. Экономическая теория.2-е изд.-СПб.:2009.-448с.

3). Гукасьян Г.М. Экономическая теория:ключевые вопросы:Учеб.пособие.-4-е изд.,доп. И перераб.-М.:ИНФРА-М,2010,-224с.

5). Журавлева Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория.Микроэкономика:Учебник.-М.:ИНФРА-М,2010.-440с.(Высшее образование).

6). Липсиц И.В. Экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по напрвлению подгот. «Экономика»-5-е изд.,перераб.-М.: Издательство «Омега-Л»,2010.-607с.

Информация о работе Рыночная цена: природа, функция, механизм формирования