Рыночный механизм ценообразования и его содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:58, лекция

Краткое описание

Место и роль цены в системе рыночных отношений.
Существующие теории цен, их содержание и особенности применения при ценообразовании.
Функции цены и их характеристика.
Особенности ценообразования на разных типах рынков.

Файлы: 1 файл

ТЕМА 1 - ценооборазование.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

  ТЕМА 1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

      ПЛАН 

  1. Место и роль цены в системе рыночных отношений.
  2. Существующие теории цен,  их содержание и особенности применения при ценообразовании.
  3. Функции цены и их характеристика.
  4. Особенности ценообразования на разных типах рынков.

Мини-лексикон:     цена;    ценообразование;    потребительская стоимость; меновая стоимость; общественная стоимость; конкретный труд; абстрактный труд; предельная полезность товара; общая полезность товара; спрос; предложение; ценовая эластичность; конкурентный рынок; рынок монопольной конкуренции; олигопольный рынок; монопольный рынок.

1. МЕСТО И РОЛЬ  ЦЕНЫ В СИСТЕМЕ  РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

Цена в условиях рыночной экономики - важный экономический параметр рыночной среды деятельности предприятия, с которым эта среда должна считаться и если возможно, на него влиять. В условиях рыночной конкуренции цены задают приоритеты технической политики, определяют эффективность ее альтернативных стратегий. Эффективность продукции, выпускаемой предприятием, определяется рынком, ценой ее реализации. Такими являются реалии жизни в условиях рынка. Цена является одной из самых важных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь представление о том, что берется за основу цены, какие объективные экономические законы влияют на процессы ценообразования и движения цен. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Иметь стабильное

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Значение цены обусловлено  ее местом в системе отношений расширенного воспроизводства 
 
 

В цене отображается количество материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которые предприятие-производитель расходует в процессе производства товаров, а предприятие-реализатор - во время их реализации. Цена обслуживает хозяйственный оборот и является показателем меновых отношений между товарами и деньгами. При этом цена, особенно в условиях рыночной экономики, может отклоняться от стоимости изделия, что заложено в форме цены и зависит от многих факторов, которые действуют в обществе.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ТЕОРИИ  ЦЕН, ИХ СОДЕРЖАНИЕ  И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

 

Что же представляет собой цена? Что положено в ее основе? Почему товары обмениваются на другие товары в определенных пропорциях?

    оис ходи

Исходит из объективности стоимости и того, что её источником есть труд Исходит  с того,  что стоимость   является субъективной категорией, которая вытекает из полезности товара сравнительно с полезностью других благ
Теория  трудовой стоимости Теория затрат производства Теория трех факторов производства Теория

предельной  полезности

Теория определения

цены  на основе спроса и предложения

 
 

 
 
 

Теория  трудовой

Стоимости

(В.Пэтти

А. Смит, Д.Рикардо)

Главный вопрос этой теории заключается в определении основы меновых пропорций, которые образуются при обмене товаров, а, следовательно, является основой для формирования цены.

      Стоимость - объективная основа цены, основной сферой ее образования выступает общественное производство, а рынок играет вспомогательную роль

 
 
 
 
 

    На  рынке все товары оцениваются одной мерой - общественной стоимостью, то есть общественно-необходимым рабочим временем, которое определяется нормальными условиями производства при среднем уровне квалификации и интенсивности труда. 

 
 

К. Маркс: ЦЕНА является денежным выражением стоимости товара

Теория  затрат производства

(Ф.  Кене)

Согласно теории в основу меновой стоимости положены расходы производства, то есть учитывается овеществленный труд. В свою очередь, затраты производства зависят от цен на отдельные их элементы.

Цена  на продукт = сумме цен на отдельные элементы затрат      по её созданию

Теория  трех

  факторов  производства

Теория трех факторов производства трактует формирование стоимости в процессе производства как сумму расходов его трех основных факторов: труда, капитала и земли. При этом земля считалась главным природным фактором.

 
 

Теория  предельной полезности

(К.  Менгер, Ф. Визер  Е. Бем-Баверк)

Согласно  этой теории цена товара определяется не затратами труда, а его предельной полезностью для потребителя
 

Предельная  полезность   товара -  это   природная полезность, которую обеспечивает потребление дополнительной единицы блага 

Общая полезность товара - это сумма предельных полезносностей, достигающих при потреблении определенного количества единиц имеющегося блага 

Теория  определения

цены, исходя из

колебаний спроса и

предложения

(В.  Парето)

Соотношение спроса и предложения определяет меновую стоимость без участия стоимости и производственных расходов, что означает изъятие стоимости из процесса формирования цены
 
Неоклассическая теория (А. Маршалл) Соединение теории расходов производства, теории предельной полезности, спроса и предложения произошло в неоклассической теории. А. Маршалл предложил объединить категории спроса и предложения в единственную систему. При этом изменение спроса связал с теорией предельной полезности, а предложения - с решающим влиянием расходов производства.

А. Маршалл  ввел понятие эластичности спроса и предложения по цене.

В   современной   теории   ценообразования   центральное   место   занимает теория  цены,  которая  комплексно  изучает  действие разных  ценообразующих факторов:

Изменение в производительности труда и эффективности  производства:

  • Циклический характер воспроизводства;
  • Состояние денежного обращения и платежного баланса;
  • Характер государственного регулирования
 
 

Влияние спроса и предложения  на формирование рыночных цен

 Цена как экономическая категория – это производственные отношения, которые складываются между продавцом и покупателем по поводу выражения стоимости товара в денежной форме. 

 
 
 
 

 
 
 
 

  Ц                D                                S

                                       К1                К 

Рис. 1 График спроса и предложения 

                                                                    ВП1-ВП2 Ц1 – Ц2

Коэффициент эластичности:    Ке = ------------------- / -------------------

                                                                     ВП1+ВП2              Ц12

где ВП – величина спроса;

        Ц – цена.

Ценовая   эластичность   определяет,   на   сколько   процентов   изменится величина спроса при изменении цены на один процент.

 

      3. ФУНКЦИИ ЦЕН И  ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 

Цена как важная составляющая рыночной экономики является эквивалентом обмена товаров. Она - есть денежное выражение полезности товара, что проявляется в процессе обмена.

Средство  размещения производства: Маркетинговые исследования;

Решение об инвестировании; подсчет нормы прибыли; Решение о торгово-посреднической деятельности; Решение о производственной деятельности 

           Экономическая сущность цены проявляется, в первую

             очередь, через выполнение ею отдельных

                                                функций

Учетная

Посредством учетной функции определяются затраты

общественного труда, а также стоимость потребности

 общества в товаре. Выполняя эту функцию, цена дает

 возможность  определить стоимость сырья, материалов,

комплектующих, труда, других ресурсов, которые были

 использованы  для производства товара.

Сбалансирования спроса и предложения

Отражает связь между категориями спроса и предложения

 на  рынке. Если в обществе создается диспропорция между ними,

 то  цена является гибким инструментом для достижения

 равновесия. С одной стороны, цена должна стимулировать

производство  товаров, спрос на которые не удовлетворен,

 побуждать  производителя выпускать качественные  товары

 в  расширенном ассортименте, с другой - цена может

Информация о работе Рыночный механизм ценообразования и его содержание