Функции цены

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:27, контрольная работа

Краткое описание

В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.
Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование.

Оглавление

Введение…………………………….………………………………………3
1.Теоретические основы цены…………………………………………….4
2.Отличительные черты рыночного ценообразования от централизованного установления цен………………………………………...…6
3. Экономические функции цены………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ценообразование.docx

— 48.01 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение…………………………….………………………………………3

     1.Теоретические  основы цены…………………………………………….4

     2.Отличительные  черты рыночного ценообразования  от централизованного установления  цен………………………………………...…6

     3. Экономические функции цены………………………………………..18

     Заключение………………………………………………………………24

     Список  литературы………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ  

     Цена  и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают  весь оборот по приобретению и реализации товаров.

     В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый  товар. Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в  равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.

     Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно  выделяются две противоположные  модели ценообразования: рыночное ценообразование  и централизованное (государственное) ценообразование.

     Процесс формирования цен в условиях рыночного  ценообразования происходит в сфере  реализации продукции. Именно здесь  сталкиваются спрос на продукцию  или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Принципиальное отличие рыночного  ценообразования заключается в  том, что цены устанавливаются здесь  в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в  предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в  решении таких вопросов, как определение  рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения  объемов инвестиций.  
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ЦЕНЫ 

     Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

     Существуют  две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена — денежное выражение стоимости товара.

     В отличие от цены ценообразование  представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу.

     Стоимость — это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие  средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда.

     Бесспорным является положение о том, что количественное определение затрат на производство и реализацию товаров и услуг было и остается объективной потребностью и реальностью в любой общественно-экономической формации. Ведь очевидно, что объективный процесс формирования затрат в условиях рыночных отношений происходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации товаров за счет доходов, полученных от их продажи.

     Фирмы, не обеспечивающие такие условия, разоряются и гибнут, а их место занимают другие фирмы, которые имеют более низкие затраты на производство и реализацию товаров. Они получают более высокие доходы, обеспечивающие им условия для осуществления нормального процесса воспроизводства.

     Генеральное агентство по тарифам и торговле (ГАТТ) рекомендует использовать следующее определение нормальной стоимости: «Нормальная стоимость понимается как стоимость материалов и изготовления товара в стране его происхождения, покрываемая в ходе обычных торговых операций, плюс разумная прибыль и общие расходы».

     Рынок — это устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торговые, экономические, технологические и др.) между субъектами рыночных отношений, но обязательно опосредованные через механизмы стоимости, товарно-денежных отношений, механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров.

     Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, заработной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизводства.

     Рыночные  отношения могут возникать где  угодно, если спросу противостоит предложение, — на базаре, в деловом офисе, по телефону, на бирже и т. д.

     Рынок и цена — категории, обусловленные  товарным производством. При этом первичным является рынок, что объясняется так: при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок. Именно рынок является основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.

     В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется  через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения.

     При единой государственной собственности  регулирование экономики осуществлялось через закон планомерного развития и централизованное планирование. Вследствие этого все экономические инструменты, в том числе и цены, привязывались к плану, подчинялись его выполнению.

     По  мере перехода общества к рыночной экономике центральной фигурой на рынке становится предприятие-собственник, которое самостоятельно, с полной экономической ответственностью за свои действия принимает производственно-экономические и другие решения. В рыночной экономике имеется много механизмов регулирования деятельности предприятия, но что принципиально важно — все они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для заинтересованности предприятия следовать за потребностями общества или же имеют ограничительный характер, защищая интересы общества, государства. 

     2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОГО  ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ОТ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО  УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН 

     Принципы  и методы формирования цен в условиях централизованной экономики строятся на том, что они определяются на предприятии, т. е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда — господство затратного метода ценообразования, который подвергался критике еще в условиях плановой экономики. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.

     Коренное  отличие рыночного ценообразования  от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т. е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

     Поэтому наши представления о стоимости  товара (его формировании) и цене как экономических категориях рынка радикальным образом изменяются. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен только на рынке.

     Это принципиальное теоретическое положение  до последнего времени почти полностью  игнорировалось в нашей экономической  науке и практике ценообразования. Однако и сейчас нередко практика ценообразования такова, что затраты на производство товаров считают общественно необходимыми задолго до того, как эти товары появятся на рынке и будут признаны товарами со стороны покупателей, т. е. задолго до того, как затраты на их производство получат общественное признание. Этому во многом способствовали имеющиеся в последние годы постоянное и существенное превышение спроса над предложением и монополизм изготовителей товаров. Очевидно, что такая практика явно противоречит современным представлениям экономической теории о рыночной экономике.

     Основное  принципиальное отличие рыночного  ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что первоначальные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственниками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолевается отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.

     Какова  же при этом роль государства, государственных  органов?

     Государственные органы в зависимости от сложившейся  хозяйственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.

     В отношении подавляющего большинства  товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, в ряде случаев устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции. Однако государственные органы не устанавливают по большинству товаров конкретные цены на изделия, изготовляемые различными собственниками.

     Таким образом, предприятия или фирмы  реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным ими самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, — по государственным ценам. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.

     Поэтому в период перехода к рынку в  условиях смешанной (многоукладной) экономики  рыночный механизм ценообразования  должен не противостоять, а гибко  сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального развития и формировать соответствующие пропорции.

     Механизм  ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через  цены, их динамику. Динамика цен формируется  под воздействием двух важнейших  факторов — стратегического и  тактического.

     Стратегический  фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания  цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.

     Тактический фактор проявляется в том, что  цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

     Первый  фактор — фактор долговременного  перспективного действия. Второй может  часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных  изменений очень высока; здесь  требуется всестороннее изучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной экономики, ими нужно в совершенстве овладеть и научиться умело пользоваться. В противном случае предприятию или фирме включаться в рыночную экономику не имеет смысла — это чревато для них отрицательными экономическими последствиями.

     Первый  из названных факторов ставит в наиболее благоприятные условия те фирмы, которые имеют современную технику, передовую технологию, пользуются совершенными методами организации труда и производства и т. д. В результате наибольший выигрыш получают та фирма и то предприятие, у которых издержки производства ниже. Второй фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия и фирмы, которые в совершенстве, быстро и гибко умеют воспользоваться конъюнктурой рынка. И в этом случае требуются гибкость, тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры, а также высокопрофессиональные исполнители (кадры). Наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке фирмы и предприятия, умело использующие оба фактора.

Информация о работе Функции цены