Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:55, контрольная работа
В директивно управляемой (планово-административной) экономике цены использовались как внешний регулятор, инструмент воздействия на экономические процессы со стороны государства: они являлись объектом планирования и устанавливались централизованно государственными органами; были едины в масштабах страны, постоянны и менялись только по решению правительства; уровень цен был оторван от реальной стоимости товаров и от мировых цен.
Снижение цены приводит к росту спроса и соответственно увеличению объема реализации. В этом случае совокупный доход предприятия будет возрастать за счет роста объема продажи, а прибыль увеличиваться как в результате увеличения количества реализуемых товаров, так и за счет снижения средних издержек обращения на единицу товара за счет постоянных затрат. При выборе такой стратегии предприятие должно знать степень эластичности спроса по цене на свой товар, так как низкая эластичность не позволит наращивать объемы продаж.
Оптовые предприятия (комитенты) могут привлекать к процессу перепродажи товаров посредников (комиссионеров). В этом случае методика формирования цены меняется, так как комиссионер получает комиссионное вознаграждение, которое комитент учитывает при определении цены закупки. В комиссионном вознаграждении учитывается НДС посредника, а комиссионное вознаграждение устанавливается к цене комитента без НДС.
В розничной торговле к цене прибавляются торговая надбавка и НДС. Экономическая сущность торговой надбавки аналогична снабженческо-сбытовой - она является ценой услуги предприятия розничной торговли за реализацию товаров населению, формируется в соответствии с общим механизмом ценообразования, и, как любая цена, состоит из издержек и прибыли. Процесс продажи товаров населению связан с возникновением затрат у предприятий розничной торговли, которые образуют издержки обращения. В соответствии с отраслевой спецификой в состав издержек обращения включаются транспортные расходы, расходы на заработную плату работников с отчислениями на социальные нужды, стоимость аренды и содержание зданий магазинов, суммы амортизации основных средств, расходы на рекламу и другие затраты, связанные с обслуживанием процесса реализации. Отличительной особенностью издержек обращения розничной торговли является их более высокий уровень: в розничной торговле уровень издержек обращения составляет 15-20%, тогда как в опте - 8-10%, что обусловлено более высокими затратами розничной торговли: широкий ассортимент товаров, наличие торгово-оперативных работников, более длительное время работы, создание условий для покупателей требуют дополнительных расходов. Поэтому существуют вполне объективные причины для более высокого уровня торговой надбавки по сравнению с уровнем надбавки оптового звена. Как правило, информация о размере надбавок является закрытой, предприятия предпочитают ее не разглашать, но по некоторым данным можно сказать, что уровень торговой надбавки колеблется от 20 до 50%, а иногда и более, в опте размер надбавки составляет в среднем от 10 до 30%. В настоящее время уровень торговой надбавки каждое предприятие определяет самостоятельно и на ее размер оказывают влияние такие факторы, как характер реализуемых товаров, специфика деятельности, соотношение спроса и предложения, цены конкурентов, государственная политика, проводимая в сфере обмена, уровень издержек обращения, планируемый размер прибыли. Государственное регулирование торговых надбавок предусмотрено на продукты детского питания, медицинского назначения, а также может вводиться регулирование уровня торговых надбавок на товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, с ограниченными сроками завоза грузов по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии дотирования предприятий за счет специально создаваемых дотационных фондов в региональном бюджете -такой же порядок предусмотрен и при введении регулирования снабженческо-сбытовых надбавок. При использовании регулируемых торговых и снабженческо-сбытовых надбавок их уровень устанавливается в среднем по предприятию и является предельной величиной, а учет осуществляется ежеквартально.
Согласно действующему законодательству, в настоящее время уровень торговой надбавки устанавливается к цене приобретения товара без НДС:
к цене закупки при приобретении в оптовой торговле;
к закупочной цене при приобретении у сельскохозяйственных производителей;
к отпускной цене при приобретении у предприятий-изготовителей промышленности.
Сумму торговой надбавки рассчитывают по формуле:
Предприятия розничной торговли могут устанавливать цену на уровне цен конкурентов, тогда величина торговой надбавки будет равна разнице между розничной ценой (без НДС) и ценой, по которой товар закуплен (без НДС). Реализованная торговая надбавка образует валовой доход предприятия розничной торговли. Нужно отметить, что сами по себе снабженческо-сбытовые торговые надбавки самостоятельно не функционируют, они получают реальное воплощение только после реализации товара, превращаясь в валовой доход предприятия.
Таким образом, конечный уровень розничных цен зависит от цены приобретения товара и от размера торговой надбавки.
В России в силу сложившихся экономических условий основная масса населения имеет невысокие доходы и стремится приобрести товары по минимально возможной цене, поэтому в наиболее выгодной ситуации оказываются те предприятия розничной торговли, которые устанавливают цены чуть ниже, чем конкуренты.
Как уже отмечалось, цена имеет поэлементный состав и чем больше звеньев товародвижения, тем выше цена приобретения, т.к. на каждом этапе к ней прибавляются определенные элементы. Поэтому покупка товаров и продукции у изготовителей и сельскохозяйственных предприятий позволяет минимизировать цены приобретения, что оказывает прямое влияние на уровень розничных цен: предприятие может устанавливать их ниже, чем конкуренты, и тем самым обретет преимущество на рынке потребительских товаров, расширит реализацию товаров или получит больший размер дохода за счет более высокого уровня торговой надбавки.
Рассмотрим порядок расчета розничных цен на товары отечественного производства при различных каналах поступления.
Товар поступает в предприятие розничной торговле непосредственно от изготовителя.
Наиболее ответственный момент при формировании розничной цены - обоснование уровня торговой надбавки. Ее размер должен позволить предприятию, одной стороны, покрыть затраты и получить прибыль от продажи, а с другой стороны, обеспечить конкурентоспособность розничных цен на товары. Таким образом, при обосновании размера торговой надбавки надо учитывать как конъюнктуру рынка на конкретный товар, так и издержки и потребности предприятия. От величины торговой надбавки зависит уровень и размер валового дохода. Фактически именно за счет валового дохода как реализованной торговой надбавки покрываются затраты и формируется прибыль, поэтому существуют объективные причины для определения минимального уровня надбавки. Математически связь между уровнем торговой надбавки и уровнем валового дохода (относительные показатели (уровень издержек, валового дохода, рентабельности продажи) рассчитываются от товарооборота без НДС) может быть представлена формулой:
При обосновании уровня торговой надбавки можно использовать эти показатели.
Рассчитанный по формуле 3.33 уровень торговой надбавки обеспечит предприятию необходимый уровень валового дохода при условии продажи товара. При обосновании торговой надбавки важно учитывать не только уровень издержек в целом, но их структуру в разрезе переменных и постоянных затрат: с ростом товарооборота происходит снижение уровня издержек за счет постоянных затрат и возникают объективные возможности для снижения уровня надбавки, что, в свою очередь, ведет к снижению цены, укреплению конкурентоспособности торгового предприятия, ускорению оборачиваемости, при этом за счет роста объемов продаж величина получаемого валового дохода может увеличиваться.
Устанавливать фиксированный уровень торговой надбавки на длительный срок нецелесообразно, так как изменение конъюнктуры потребительского рынка и конкурентного окружения приводит к колебанию рыночных цен, что должно найти отражение в уровне надбавки. Уровень надбавки зависит от вида товара, места реализации (универсальный или специализированный магазин), и даже в масштабах одного предприятия на различные товары устанавливают разную надбавку. В конечном итоге ее обоснование сводится к установлению дифференцированных надбавок и их увязке с объемом реализации с целью получения максимального размера валового дохода.
В зарубежных странах в сети розничной торговли также применяется торговая надбавка, предназначенная для покрытия затрат и образования прибыли. Информация о размерах надбавки является коммерческой тайной и в открытой форме в обзорной статистической литературе не печатается, но средние значения торговых надбавок в Германии составляют по продовольственным товарам - 17%; по текстильным товарам - 33%; по радио и телевизионной технике - 30%. Гораздо выше торговые надбавки по товарам сезонного потребления (они страхуют риски от снижения объема покупок во внесезонный период), по специальным и редко покупаемым изделиям, по товарам с высокими издержками транспортировки, складирования, хранения и товарам с высокой эластичностью спроса.
Ценообразование в общественном питании имеет свои особенности.
Цена на блюда является разновидностью розничной цены, но в силу специфики деятельности (реализуются блюда, состоящие из различных ингредиентов) есть общие моменты со сферой производства: на каждое блюдо составляется калькуляционная карточка. В отличие от промышленности в калькуляции цены учитывается только стоимость сырьевого набора каждого блюда (без НДС), к которому прибавляется определенная сумма наценки и сумма НДС, рассчитанная в соответствии с действующим порядком.
В калькуляционной карточке указаны: состав сырьевого набора блюда, норма, цена приобретения (без НДС) и рассчитана стоимость сырьевого набора. К полной стоимости сырьевого набора прибавляются:
сумма наценки, рассчитываемая по формуле:
Таким образом, в общественном питании путем калькуляции определяют не полную себестоимость, а продажную цену блюда, и все затраты предприятия покрываются за счет наценки. Цена блюда зависит от стоимости сырьевого набора и размера наценки, а стоимость сырьевого набора - от того, по каким ценам приобретают товары и сырье (закупочным, отпускным, розничным, ценам закупки). Так как на уровень этих цен оказывают влияние общий уровень и динамика цен региона, города, то возможности предприятия влиять на стоимость сырьевого набора ограничены выбором каналов поступления продовольственных товаров и сырья.
Что касается уровня наценки, то в соответствии с порядком регулирования цен ее размер практически ничем не ограничен, исключение составляют лишь предприятия общественного питания, расположенные при учебных заведениях, наценка в которых должна быть не более 60%.
Анализ практики ценообразования в предприятиях общественного питания показал, что размер наценки может дифференцироваться по самым разнообразным признакам (табл. 3.5).
От уровня наценки на продукцию и товары зависит размер и уровень дохода, получаемого предприятием, за счет которого оно покрывает затраты на производство, реализацию и организацию потребления продукции собственного производства и товаров и получает прибыль. Зависимость между уровнем дохода и наценки такая же, как и в розничной торговле.
ГЛАВА 4.
Ценообразование на импортные товары
В последние годы большую роль в обеспечении потребительского рынка России товарными ресурсами играл импорт товаров и продовольственного сырья. Высокая зависимость отечественного рынка от импорта, безусловно, является негативным моментом, но, к сожалению, в условиях падения отечественного производства, роста цен на энергоресурсы и инфляционного процесса эта тенденция в ближайшие годы, очевидно, сохранится.
Структура импорта формируется под влиянием платежеспособного спроса населения, объема производства внутри страны, курса отечественной валюты по отношению к иностранным.
Ввоз товаров на территорию Российской Федерации осуществляется как за счет централизованных валютных ресурсов государства, так и за счет собственных валютных средств предприятий и организаций, имеющих право заниматься внешнеэкономической деятельностью.
Источниками централизованных валютных средств являются:
наличная иностранная валюта, выделенная Министерством финансов Российской Федерации для закупок;
часть валютной выручки за экспорт продукции;
кредиты, предоставленные другими государствами России для централизованных закупок под гарантию Правительства РФ (могут предоставляться в виде закупок);
погашение кредитов, полученных ранее иностранными государствами от СССР или РФ (может осуществляться в форме поставок товаров).
В централизованных валютных закупках участвуют только уполномоченные Правительством РФ организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. Перечень этих организаций, объемы закупок, конкретные источники оплаты определяет правительство.
Независимо от источников средств закупки в состав цены на импортные товары включаются:
таможенная стоимость товара;
таможенная пошлина;
таможенные сборы;
косвенные налоги.
4.5. Методика расчета цены
После определения всех составляющих цены импортного товара рассчитывают ее конечный уровень, при этом существуют различия в методике расчета и порядке включения элементов в цену в зависимости от источников закупки и формы продажи -оптовая или розничная торговля. Рассмотрим возможные варианты формирования цены на примерах.
Методика расчета цены при закупке за счет собственных валютных средств и реализации другим предприятиям (оптовая продажа).
Возможна реализация изделия по расчетной цене, но в этом случае предприятие не получит прибыль, так как в расчетной цене учтены только затраты, понесенные им. Поэтому на практике предприятия реализуют товары по свободным ценам, включающим надбавку, а с разницы между свободной и расчетной ценами (без НДС) уплачивают налог на прибыль - именно с этой целью и определяют расчетную цену. Продолжим расчеты далее.
При импортных закупках за счет централизованных валютных средств государства формируются две цены:
расчетная - устанавливается внешнеэкономической организацией, получившей право закупки товара от Генерального заказчика (Правительства РФ);
Информация о работе Роль и значение цены в рыночной экономике