Роль и значение цены в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:55, контрольная работа

Краткое описание

В директивно управляемой (планово-административной) экономике цены использовались как внешний регулятор, инструмент воздействия на экономические процессы со стороны государства: они являлись объектом планирования и устанавливались централизованно государственными органами; были едины в масштабах страны, постоянны и менялись только по решению правительства; уровень цен был оторван от реальной стоимости товаров и от мировых цен.

Файлы: 1 файл

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ Лекция.doc

— 524.50 Кб (Скачать)

В зависимости от того, каким образом затраты включаются в себестоимость (прямо или условно), они подразделяются на прямые и косвенные (см. подробнее: Д. Шевчук. Корпоративные финансы // Финансовая газета, 2008, № 7 (843)).

Прямыми называются те статьи затрат, величину которых можно отнести на себестоимость объекта калькуляции - изделия, работы, услуги. Эти затраты находятся в прямой зависимости от объема выпуска конкретных изделий, и к ним относят стоимость сырья, материалов, комплектующих деталей, заработную плату основных рабочих с отчислениями на социальные нужды.

Косвенные затраты формируются в целом по участку, цеху, предприятию - это цеховые, общехозяйственные и коммерческие расходы. В связи с тем что они должны возмещаться за счет выручки от продажи, то есть включаться в цену, косвенные расходы распределяются между всеми видами выпускаемой продукции условно.

Для распределения цеховых расходов чаще всего используется показатель доли заработной платы основных производственных рабочих. Например: цеховые расходы составляют 120 тыс. руб., заработная плата основных производственных работников -185 тыс. руб. Следовательно, на 1 руб. заработной платы приходится 120/185 х 100 = 64,86% цеховых расходов. При составлении калькуляции изделия цеховые расходы будут включаться в себестоимость в размере 64,86% от заработной платы основных производственных работников.

Общехозяйственные, прочие и коммерческие затраты рекомендуется распределять пропорционально доле данного вида продукции в общем объеме выпуска (в натуральном выражении).

Подразделение затрат на прямые и косвенные зависит от того, насколько детализирована система учета на предприятии. Если в цехе стоит счетчик учета электроэнергии, потребляемой при работе линии оборудования, то расходы на электроэнергию можно непосредственно включить в себестоимость изделия, а если общий счетчик - то затраты на электроэнергию будут косвенными, подлежащими распределению между всеми видами выпускаемых изделий.

В настоящее время весьма актуальной является задача обеспечения учета предприятием как можно большего числа прямых затрат, так как при распределении косвенных расходов искажается фактическая себестоимость изделия - в зависимости от того, какой показатель взят за базу условного подразделения, колеблется и показатель себестоимости. Кроме того, при таком подходе предприятия часто используют распределение косвенных затрат для выравнивания себестоимости и рентабельности отдельных изделий. В результате возникает иллюзия прибыльности выпуска всего ассортимента и руководство практически не имеет информации о реальной выгодности производства того или иного изделия.

В целом порядок отнесения затрат на прямые и косвенные, а также база их распределения выбирается каждым предприятием самостоятельно исходя из особенностей технологического цикла и действующей системы учета.

В зависимости от участия в технологическом процессе затраты делят на основные и накладные.

Основные затраты представляют собой затраты, непосредственно связанные с изготовлением изделия и потребляемые в однократном производственном цикле. Как правило, это в основном прямые расходы - сырье, заработная плата с отчислениями на социальные нужды, топливо и электроэнергия технологическая и т.д.

Накладными называются все остальные расходы, возникающие при обслуживании процесса производства, управлении, сбыте, т.е. косвенные затраты, они как бы «накладываются» на основные.

В соответствии с функциональным видом деятельности затраты подразделяются на производственные и непроизводственные.

Производственными называются затраты, связанные с производством, их принято подразделять на три вида:

прямые затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты;

прямые затраты на оплату труда основных производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды;

заводские накладные расходы - расходы производственного характера цеха, предприятия в целом за вычетом прямых производственных затрат.

Непроизводственные затраты связаны с управлением предприятием и сбытом продукции и делятся на две группы:

общие административные - заработная плата с отчислениями административно-управленческого персонала, содержание и эксплуатация административных зданий и т.д.;

торговые - расходы на рекламу, транспортировку готовых изделий, заработная плата с отчислениями работников, занимающихся реализацией, и другие расходы по сбыту продукции.

Для целей ценообразования и управления этим процессом наиболее важное значение имеет деление затрат в зависимости от их динамики при изменении объемов производства продукции на постоянные и переменные.

Постоянными (FC) называются затраты, величина которых не зависит от объемов выпуска продукции и остается неизменной в определенном диапазоне масштабов производства. По своей экономической сути постоянные затраты создают условия для осуществления целевой деятельности предприятия, они объективно существуют даже в том случае, если предприятие не производит продукцию, и меняются при изменении условий производства (введении в строй дополнительного оборудования, строительстве новых зданий) или при изменении цен. К постоянным затратам относятся затраты на аренду, амортизация основных средств, постоянная часть заработной платы административно-управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды, расходы на содержание и поддержание в рабочем состоянии зданий и оборудования и т.д.

Переменные (VC) - это затраты, величина которых зависит от объемов выпускаемой продукции. По своей экономической природе переменные представляют собой затраты на реальное осуществление целевой деятельности, ради которой создано предприятие: они возникают в том случае, когда предприятие выпускает продукцию, и чем больше масштабы производства, тем больше их общая сумма. К переменным относятся затраты на сырье, материалы, комплектующие детали, топливо и электроэнергию, заработную плату с отчислениями на социальные нужды основных производственных рабочих, расходы по сбыту и т.д.

Часть затрат предприятия носит смешанный характер, то есть содержит в себе элементы как постоянных, так и переменных расходов. Примером смешанных затрат являются расходы на оплату телефонной связи: абонентская плата постоянна, а оплата междугородних разговоров колеблется. Смешанные затраты необходимо делить на постоянные и переменные путем введения соответствующей системы учета, но на практике их чаще всего подразделяют, используя различные статистические приемы.

Важность деления затрат на постоянные и переменные объясняется тем, что в рыночных условиях в связи с изменением конъюнктуры рынка часто складывается ситуация, когда предприятие вынуждено сокращать или расширять объемы выпуска и продажи изделий. Колебания масштабов производственно-торговой деятельности существенно влияют на уровень средней себестоимости продукции и, как следствие, на размер получаемой прибыли. Это обусловлено тем, что себестоимость включает в себя переменные и постоянные затраты и при изменении объемов производства меняется и величина постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции, в результате чего колеблется показатель себестоимости, а при росте производства и продаж себестоимость изделия снижается за счет уменьшающейся части постоянных затрат на единицу.

Рассмотрим подробнее этот момент, т.к. с экономической с точки зрения обоснование и оптимизация издержек и объемов выпуска продукции предполагает рассмотрение системы средних и предельных показателей (данные табл. 3.2).

Средние постоянные издержки (AFC) представляют собой сумму постоянных издержек, приходящихся на единицу изделия, и рассчитываются путем деления их величины на количество изделий:

С ростом масштабов производства они снижаются, причем первоначально темп снижения значительно выше, чем при больших объемах (рис. 6).

Средние переменные издержки (АУС) представляют собой затраты на единицу продукции, и с ростом производства они не меняются в определенном диапазоне, а затем начинают возрастать, что связано с неоднородным составом затрат и с тем, что с достижением больших масштабов происходит резкий рост затрат. Средние переменные издержки определяют по формуле:

По характеру изменения средние общие издержки близки к средним переменным издержкам (рис. 8). С достижением большого объема выпуска средние издержки все больше приближаются к средним переменным затратам, т.к. величина ЛЕС уменьшается (постоянные затраты на единицу снижаются), именно поэто му после достижения определенного выпуска они начинают расти вместе с переменными затратами.

В нашем примере средние общие издержки снижаются до выпуска 70 ед., после достижения этого объема затраты на каждую единицу начинают возрастать.

Предельные издержки (МС) - это издержки производства каждой дополнительной единицы продукции, они рассчитываются по формуле:

Теория разграничения затрат на постоянные и переменные лежит в основе широко распространенной зарубежной практики учета затрат (себестоимости) по сокращенной номенклатуре, основанной на принципе маржинальной прибыли. Так как постоянные затраты не зависят от масштабов деятельности, то для предприятий важно постоянно калькулировать и учитывать переменные расходы, а постоянные относят на финансовый результат деятельности, называемый маржинальной прибылью (MR) (валовой маржой, маржинальным доходом, доходом от покрытия и т.д.)

Маржинальная прибыль предназначена для покрытия постоянных затрат и формирования прибыли от продажи. Так как сумма постоянных затрат не меняется, то чем больше величина маржинальной прибыли, тем больше прибыли получает предприятие. В свою очередь, маржинальная прибыль зависит от цены и переменных затрат - показателей, подверженных изменению в условиях рынка. Данный учет затрат позволяет оперативно маневрировать такими показателями, как цена и затраты, с целью получения максимальной прибыли.

В России данный метод учета затрат пока не приобрел широкого распространения, что связано как с неприспособленной для этих целей системой учета затрат, так и с недостаточной информированностью руководителей предприятий, их приверженностью к традиционному методу формирования цены на базе полной себестоимости.

3.3.3. Надбавки (снабженческо-сбытовая, торговая) и наценка в цене

В процессе продвижения товара на потребительский рынок участвуют предприятия и организации сферы оптовой торговли (снабженческо-сбытовые, заготовительные, оптово-посредничес-кие и торгово-закупочные), осуществляющие функции по закупке, хранению, реализации крупных партий товаров (продукции) для их последующей реализации (розничная торговля, общественное питание, другие предприятия оптовой торговли) или переработке (промышленные, сельскохозяйственные предприятия). Осуществляя перепродажу товаров, они несут затраты, которые необходимо возместить, а также предполагают получить прибыль. Эти цели они реализуют с помощью снабженческо-сбыто-вых (оптовых) надбавок, которые, по сути, являются, с одной стороны, ценой за услуги оптовых предприятий, а с другой стороны, элементом цены. Таким образом, снабженческо-сбытовые (оптовые) надбавки входят в состав цены и предназначены для покрытия издержек обращения предприятий этой сферы торговли и формирования прибыли от продажи. К издержкам обращения оптового звена относятся затраты на транспортировку, хранение, расфасовку товаров, аренду или содержание складских помещений, заработную плату с отчислениями на социальные нужды работников, расходы на рекламу и другие расходы. В связи с большими объемами реализации и перепродажей крупных партий уровень издержек обращения оптовой торговли ниже, чем розничной. Сумма реализованной снабженческо-сбытовой надбавки образует валовой доход оптового предприятия. Величина снаб-женческо-сбытовой надбавки в цене закупки зависит от уровня рыночных цен (как приобретения, так и реализации), затрат предприятия, желаемой прибыли.

В практике отечественного ценообразования величина снаб-женческо-сбытовой (оптовой) надбавки может определяться двумя способами. Первый - по уровню снабженческо-сбытовой надбавки, установленному в соответствии с законодательством к цене приобретения товара (отпускной, закупочной или цене закупки другого оптового предприятия) без налога на добавленную стоимость. В этом случае сумма снабженческо-сбытовой (оптовой) надбавки рассчитывается по формуле:

Уровень снабженческо-сбытовых надбавок каждое предприятие имеет право устанавливать самостоятельно исходя из своих затрат, желаемой прибыли, сложившегося на рынке спроса и предложения. Исключение составляют реализация детского питания, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также реализация товаров и продукции в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, по которым предусмотрено государственное регулирование цен - установление предельного размера уровня снабженческо-сбытовых надбавок.

Регулирование уровня снабженческо-сбытовых надбавок находится в компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право не только ограничивать их размер, но и устанавливать метод применения (к отпускной цене или цене закупки).

Рассмотрим формирование цены закупки.

Второй способ определения снабженческо-сбытовой надбавки -ориентация на уровень рыночных цен, сложившихся в данном регионе. Он применяется оптовыми предприятиями, функционирующими в условиях жесткой конкурентной борьбы при наличии на рынке многих продавцов с аналогичной продукцией. В данной ситуации определять цену закупки, закладывая определенный размер надбавки, нецелесообразно, так как товар будет востребован только в том случае, если цена окажется ниже или на уровне цен конкурентов. Для определения величины и уровня снабженческо-сбытовой надбавки используют методику обратного расчета всех элементов цены.

Сопоставив свои потребности и затраты с предполагаемой величиной валового дохода, предприятие определяет целесообразность закупки и возможности увеличения дохода, то есть стратегию своей деятельности. Так как верхний предел цены закупки известен, то существуют возможности маневрировать:

с ценой приобретения - приобретать товар по более низкой цене, что предполагает поиск других партнеров или получение скидок;

с ценой закупки на основе установления ее ниже цен конкурентов.

Информация о работе Роль и значение цены в рыночной экономике