Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:39, курс лекций
Становление рыночной системы в России определяет динамичный , развивающийся характер нормативно-правовой базы, влияющей на ценообразование. Это вызывает необходимость отслеживания законов РФ, указов Президента, постановлений Правительства, инструкций Государственной налоговой службы РФ и иных ведомств по формированию свободных и регулируемых цен, налогообложению, таможенному регулированию и другим вопросам, связанным с ценообразованием.
Целью изучаемого курса является освоение студентами теоретических и практических основ ценообразования в рыночной и современной российской экономике. В данном курсе предпринята попытка увязать современные западные методы формирования цен с российскими особенностями.
Введение ................................................................................................................... 4
Тема 1. Теоретические основы ценообразования ................................................... 4
Тема 2. Виды и структура цен. Стадии ценообразования .................................... 12
Тема 3. Особенности формирования свободных цен ........................................... 22
Тема 4. Методы государственного регулирования цен ........................................ 31
Тема 5. Альтернативные методы определения цен. Виды ценовой стратегии ... 36
Тема 6. Цены в рыночной экономике .................................................................... 46
Тема 7. Цены при переходе к рыночной системе ................................................. 52
Тема 8. Цены и налоги ........................................................................................... 58
Тема 9. Мировые цены ........................................................................................... 66
Список рекомендуемой литературы ........................................................
Цi = Сi +
где - рентабельность по отношению к фондам ( = );
фi - фондоемкость (капиталоемкость) продукции (фi = , где Фi - стоимость основных фондов, приходящихся на выпуск всего объема i-го вида продукции; Qi - объем выпуска i-го вида продукции в натуральном измерении).
Трудности использования этой модели связаны с распределением стоимости основных фондов (активов) по видам продукции (если выпускается несколько видов продукции на одном оборудовании). По этой модели больший объем прибыли будет приходиться на фондоемкие отрасли производства.
В заключение надо отметить, что понятия ”прибыль от реализации продукции” и “прибыль предприятия” отличаются друг от друга. В чем их отличия? Дело в том, что прибыль предприятия включает в себя не только прибыль от реализации продукции, но и другие виды прибыли: от долевого участия в других предприятиях, дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, доходы от предоставления имущества в аренду, положительный курс по валютным счетам и другие.
6. Стадии товародвижения. Стадии ценообразования.
Оптовая и розничная цена
Товар от своего возникновения до потребления проходит две основные стадии: производства и обращения. Обращение включает в себя сбыт и торговлю. Соответственно этим стадиям товародвижения находятся стадии ценообразования. Они складываются из издержек и прибыли производства и издержек и прибыли обращения. Рассмотрим стадии товародвижения и ценообразования на схеме (рис. 2.1).
Производство |
Обращение | ||||||||||
Издержки и прибыль производства |
Издержки и прибыль производства | ||||||||||
Себесто- имость |
При- быль |
Налоги (НДС, |
Транспортная организация |
Сбытовая организация |
Торговая организация | ||||||
акциз) |
Затра-ты |
Прибыль |
Налоги (НДС, акциз) |
Затраты |
Прибыль |
Налоги (НДС, акциз) |
Затраты |
Прибыль |
Налоги (НДС, акциз) | ||
Оптовая цена предприятия |
Тариф |
Сбытовая наценка |
Торговая наценка | ||||||||
Оптовая цена промышленности |
|||||||||||
Розничная цена |
Рис. 2.1. Структура оптовой и розничной цены
В пунктах 1 и 5 данной темы рассмотрены понятия оптовой и розничной цены, формула оптовой цены.
Оптовые цены - это цены, по которым продукция реализуется другим производителям, оптовым сбытовым и торговым организациям, государству, т.е. это цены промежуточного потребления.
Розничные цены - это цены, по которым товары и услуги продаются конечным потребителям, населению.
Помимо рассмотренной схемы товародвижения (рис. 2.1), которая может быть записана так:
П (производство) - С (сбыт) - Т (торговля), существуют другие схемы, например:
П - Т, П - С1 - C2 - Т (где С1 и C2 обозначают с помощью индексов 1, 2 и т.д. организации, участвующие в товародвижении).
Структура канала товародвижения влияет на структуру и величину цены: чем он “длинней”, тем больше цена.
Тема 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЦЕН
Вопросы по теме
1.Основные понятия рыночной экономики. Совершенная и несовершенная конкуренция.
2. Законы спроса и предложения. Равновесные цены. Уравновешивающая функция цены.
3. Валовые и предельные издержки. Предельный доход и цена. Правило равенства предельного дохода предельным издержкам как основа определения свободной цены.
1. Основные понятия рыночной экономики.
Совершенная и несовершенная конкуренция
Ранее изученные в других курсах основополагающие понятия рыночной экономики, необходимые для овладения основами рыночного ценообразования, изложим в сжатой форме, в виде тезисов.
1.1. Потребности людей неисчислимы.
1.2. Ресурсы, факторы производства (труд, капитал, природные ресурсы) ограничены.
1.3. Экономика - это выбор товаров и услуг для производства, а также выбор между потреблением и сбережением в условиях ограниченных ресурсов.
Максимальный объем производства одного продукта возможен при определенном объеме производства других продуктов. Необходимо принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.
1.4. Кривая производственных возможностей показывает, какой максимальный объем производства одного товара может быть достигнут при данном объеме производства другого товара. Кривую производственных возможностей рассмотрим на классическом примере “пушки-масло” (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Кривая производственных возможностей
Точка А во внутренней области означает, что не все ресурсы используются полностью.
1.5. Если увеличить объем производства от А до С, то теряется рост производства от А до В, и наоборот, а это - альтернативные издержки.
Альтернативная выгода - это стоимость товаров, от производства которых следует отказаться, чтобы получить какое-то количество данного товара.
1.6. Рациональный выбор - это выбор наивысшей эффективности. Эффективность означает попытку соизмерения полезности разных товаров.
1.7. Предельные издержки и предельные доходы.
При выборе эффективности оценивают доходы и расходы, пользу и потери.
А) благо (выгода), которое получают при потреблении дополнительной единицы товара, называют предельной полезностью;
б) доход, полученный от продажи дополнительной единицы товара, называется предельным доходом;
в) издержки, связанные с производством дополнительной единицы товара или отказом от него, называются предельными (маржинальными, маргинальными). Предельные издержки возрастают: для производства дополнительной единицы товара надо вкладывать относительно больше ресурсов.
1.8. Расчеты по соизмерению пользы и издержек осуществляются на разных уровнях и могут дать разные результаты. Расчеты предприятий должны дополняться макроэкономическими расчетами, например, по оценке воздействия на окружающую природную среду.
1.9. Существуют две основные модели экономики.
Если цена на рынке управляет использованием ресурсов, то это модель рыночной экономики.
Если политические и административные решения управляют использованием ресурсов, то это модель плановой экономики.
1.10. Рынок - это механизм, осуществляющий контакт между покупателями и продавцами товара или услуги.
1.11. Основными атрибутами рынка являются:
1) частная собственность на средства производства;
2) свобода предпринимательства, выбора;
3) свобода “перелива” капитала;
4) конкуренция;
5) система свободных цен;
6) ограниченная роль правительства.
1.12. Конкуренция может быть совершенной и несовершенной. Конкуренция является совершенной при двух условиях:
- если многочисленные производители продают идентичную продукцию и не могут при этом повлиять на цены.
- если для ценообразования действует организованный механизм котировки или биржа.
Какие товары соответствуют совершенной конкуренции? Сталь? Зубная паста? Зерно? Сталь производится ограниченным количеством производителей. Зубная паста реализуется по своим потребительским свойствам. Значит, вышеназванному определению соответствует только зерно, и то с определенными оговорками, поскольку в странах с рыночной экономикой государство регулирует цены на сельскохозяйственные продукты.
Если же производители могут в определенной степени повлиять на цену товара, то конкуренция будет несовершенной. Иногда используют также термины-синонимы: “чистая” и “нечистая”, “монополистическая” конкуренция.
В настоящее время условия для совершенной (чистой) конкуренции существуют редко.
2. Законы спроса и предложения. Равновесные цены.
Уравновешивающая функция цены
Изучение распределения ресурсов в рыночной экономике осуществляется на основе моделей (законов) спроса и предложения. Через систему цен они определяют: что, как и для кого производить.
2.1. Спрос описывается шкалой (таблицей) или кривой, отражающей готовность покупать товар по каждой из цен в течение определенного периода времени. На рис. 3.2 изображен пример изменения спроса на зерно (пшеницу) в зависимости от уровня цены в табличной и графической формах.
Рис. 3.2. Пример закона спроса
Согласно закону спроса, потребители покупают большее количество продукта при более низкой цене, чем при высокой. Поэтому при прочих равных условиях связь между ценой и объемом спроса обратная или отрицательная, а спрос графически изображается в виде нисходящей кривой (рис. 3.2). Следует отметить, что при графике законов спроса и предложения принято “перевернутое” изображение; независимая переменная (“цена”) изображается на оси ординат, зависимая (“спроса”) - на оси абсцисс.
2.2. При рассмотрении закона спроса предполагается, что детерминанты спроса (факторы, определяющие спрос) остаются постоянными: потребительские вкусы, число покупателей на рынке, денежные доходы покупателей, цены на сопряженные товары, потребительские ожидания.
Изменения в одной или нескольких детерминант вызывают сдвиг рыночной кривой спроса. Ее смещение вправо означает повышение спроса, влево - уменьшение спроса (рис. 3.2).
Изменение в спросе следует отличать от изменения величины спроса. Последнее ведет к перемещению по той же кривой спроса от одной ее точки к другой.
Например, увеличение величины спроса приводит к перемещению из точки А в точку В по той же кривой (рис. 3.2).
2.3. Предложение описывается шкалой или кривой, показывающей количество продукта, которое производители готовы предложить к продаже на рынке в течение определенного периода по каждой возможной цене.
Закон предложения означает, что при прочих равных условиях производители предлагают к продаже большее количество продукта по высокой цене, чем по низкой.
Связь между ценой и величиной предложения прямая, а кривая предложения - восходящая (рис. 3.3).
2.4. При рассмотрении закона предложения предполагается, что детерминанты (факторы) предложения (технологии производства, цены на ресурсы, налоги и другие) остаются неизменными. Изменение хотя бы одной детерминанты вызывает сдвиг кривой предложения. Ее смещение вправо означает увеличение объема предложения, влево - уменьшение предложения.
2.5. В условиях конкуренции взаимодействие рыночного спроса и предложения корректируют цену до того момента, когда величина спроса и предложения совпадет (рис. 3.4).
Цена, при которой спрос и предложение совпадают, называется равновесной, соответствующее ей количество товара - равновесным количеством.
2.6. Способность рыночных (конкурентных) сил синхронизировать решения о продажах и покупках, исключающая излишки и нехватки продукта, называется уравновешивающей функцией цены.
2.7. Изменения либо спроса, либо предложения влекут за собой изменения равновесной цены и равновесного количества товара.
Связь между изменением спроса и равновесной ценой прямая, между изменением предложения и равновесной ценой - обратная.
Рис. 3.3. Пример закона предложения
2.8. Рассмотрев графики спроса и предложения (рис. 3.2; 3.3; 3.4), а также вспомнив, что такое совершенная и несовершенная конкуренция, можно ответить на вопрос: к какому типу конкуренции относятся вышеназванные кривые?
Поскольку изменения и спроса и предложения связаны с уровнем цен, то можно констатировать наличие несоврешенной конкуренции.
Какой вид будут иметь графики спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции и почему? Они будут представлять собой прямую линию, параллельную оси абсцисс, что означает постоянство цены при разных объемах спроса и предложения, поскольку по определению совершенной конкуренции, производители не могут повлиять на цены на краткосрочном временнoм интервале при прочих постоянных условиях (прямые Sш Sш и dш dш на рис. 3.2 и 3.3).
Рис. 3.4. Пример образования равновесной цены
3. Валовые и предельные издержки. Предельный доход и цена.
Правило равенства предельного дохода предельным издержкам - основа
определения свободной цены
Понятия “предельные издержки” и “предельный доход” рассмотрены в пункте 1 данной темы: это издержки и доход, связанные с производством и реализацией дополнительной единицы продукции, т.е. это приростные величины.
В рыночной экономике эти понятия имеют очень важное значение для определения оптимального уровня цен и объемов производства.
Известный американский экономист П. Самуэльсон [1] так сформулировал правило равенства предельного дохода предельным издержкам: только когда цена благ равна предельным издержкам, экономика выжимает максимум возможного из наличных ограниченных ресурсов и технологий.
Таким образом, правило равенства предельного дохода предельным издержкам означает условие максимизации прибыли.
Это правило является ориентиром максимизации прибыли для всех типов рынков: чистой конкуренции, монополистической (несоврешенной) конкуренции, олигополии, монополии. Однако условия его применения меняются и будут рассмотрены далее.