Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:39, курс лекций
Становление рыночной системы в России определяет динамичный , развивающийся характер нормативно-правовой базы, влияющей на ценообразование. Это вызывает необходимость отслеживания законов РФ, указов Президента, постановлений Правительства, инструкций Государственной налоговой службы РФ и иных ведомств по формированию свободных и регулируемых цен, налогообложению, таможенному регулированию и другим вопросам, связанным с ценообразованием.
Целью изучаемого курса является освоение студентами теоретических и практических основ ценообразования в рыночной и современной российской экономике. В данном курсе предпринята попытка увязать современные западные методы формирования цен с российскими особенностями.
Введение ................................................................................................................... 4
Тема 1. Теоретические основы ценообразования ................................................... 4
Тема 2. Виды и структура цен. Стадии ценообразования .................................... 12
Тема 3. Особенности формирования свободных цен ........................................... 22
Тема 4. Методы государственного регулирования цен ........................................ 31
Тема 5. Альтернативные методы определения цен. Виды ценовой стратегии ... 36
Тема 6. Цены в рыночной экономике .................................................................... 46
Тема 7. Цены при переходе к рыночной системе ................................................. 52
Тема 8. Цены и налоги ........................................................................................... 58
Тема 9. Мировые цены ........................................................................................... 66
Список рекомендуемой литературы ........................................................
Рис. 7.2. Структура розничной цены на импортные товары (с 1 февраля 1993 г.)
2.3. Свободные розничные цены
Они формируются исходя из свободной отпускной цены с НДС и снабженческо-сбытовой и торговой надбавки (см. тему 2, рис. 2.1).
2.4. Снабженческо-сбытовые и торговые надбавки
Эти надбавки формируются исходя из конъюнктуры рынка и включают в себя издержки обращения или торговли, прибыль, НДС.
Ранее устанавливались предельные размеры надбавок, включая налоги:
- снабженческо-сбытовые - не должны превышать 25% к оптовой (отпускной) цене;
- торговые - не должны превышать 25% от цены.
Сейчас эти ограничения отменены, за некоторым исключением (см. ниже - с. 57).
3. Порядок государственного регулирования цен в РФ
С момента перехода на новую систему ценообразования в РФ и до настоящего времени порядок государственного регулирования цен изменялся. Уменьшался и круг товаров, на которые устанавливались регулируемые цены.
Государство проводило политику регулирования цен базовых отраслей промышленности (и в первую очередь топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи), социально значимых товаров, (продукты питания, медикаменты), сбытовых и торговых организаций.
В наибольшей степени использовались следующие методы ценового регулирования:
- установление предельных уровней цен;
- установление предельных уровней рентабельности;
- установление фиксированных величин цен (с дотациями из бюджетов разных уровней);
- установление предельных размеров сбытовых и торговых надбавок (в процентах к оптовой или закупочной цене).
В настоящее время порядок государственного регулирования цен определяется следующими основными документами.
1. Федеральный Закон РФ “О государственном регулировании тарифов на электроэнергию и тепловую энергию в Российской Федерации” от 14 апреля 1995 г. № 41 - 83.
2. Указ Президента РФ “ О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” от 28 февраля 1995 г. № 221.
3. Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239, от 13 октября 1995 г. № 997, от 12 февраля 1996 г. № 140.
В соответствии с этими документами признана необходимой дальнейшая либерализация цен (тарифов). Государственное регулирование цен решено осуществлять в основном только на продукцию естественных монополий.
Правительству РФ поручено определять: 1) перечни продукции, цены на которые подлежат государственному регулированию; 2) государственные органы, осуществляющие это регулирование.
В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” установлены три перечня продукции, на которую осуществляется государственное регулирование цен.
Первый перечень предусматривает регулирование цен на уровне Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, второй и третий перечни - на уровне региональных органов исполнительной власти.
Первый перечень включает важнейшие виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления (и услуг) естественных монополий:
1) газ природный для промышленности;
2) электро- и теплоэнергия для промышленности;
3) перекачка, перевалка и налив нефти;
4) продукция ядерно-топливного и оборонного назначения;
5) драгоценные металлы;
6) перевозка грузов, погрузо-разгрузочные работы на железной дороге, в портах;
7) протезно-ортопедические изделия и т.д.
Второй перечень также включает продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, цены на которые регулируются субъектами РФ. Этот перечень включает:
1) газ для населения;
2) топливо твердое для населения;
3) перевозки общественным транспортом;
4) оплата населением жилья и коммунальных услуг.
Третий перечень включает те услуги транспортных, сбытовых и торговых организаций, на которые тарифы и надбавки регулируются субъектами РФ. К ним относятся:
1) сбытовые и торговые надбавки на продукцию, реализуемую в районах Крайнего Севера;
2) наценки на продукцию детского питания, на продукцию, реализуемую в общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних и высших учебных заведениях и другие.
4. Государственный контроль и регулирование монополистической
деятельности в РФ
Государственное регулирование монополистической деятельности осуществляется в соответствии с Законом РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” ( № 948-1 от 22 марта 1991 г. и в последующих редакциях, включая редакцию от 25.05.95 № 83-ФЗ) и постановлениями правительства РФ. Оно также развивалось с 1 января 1992 г. в сторону либерализации.
На первых этапах реформы осуществлялись следующие меры регулирования:
1) ведение реестра предприятий-монополистов на двух уровнях (государственном и региональном);
2) государственное регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов путем установления предельных цен, фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности, декларирования повышения свободных цен.
Министерство экономики РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ (краев, областей) определяли перечни конкретных видов продукции предприятий-монополитсов, включенных в реестр, по которым применялись методы государственного регулирования путем установления предельных, фиксированных цен или предельных коэффициентов их изменения.
По продукции, не предусмотренной в указанных перечнях, применялись предельные уровни рентабельности согласно перечням, приложенным к постановлениям правительства РФ (например, от 11 августа 1992 г. № 576).
Предприятия-монополисты, включенные в реестр, осуществляли декларирование повышения свободных цен. При этом они представляли соответствующим органам управления набор документов, включающий:
1) предлагаемое изменение цен;
2) калькуляцию себестоимости продукции с расшифровкой удорожания затрат;
3) объемы производства продукции в предыдущем и текущем годах;
4) достигнутый и планируемый размеры прибыли от реализации данной продукции и в целом по предприятию;
5) обоснование причин изменения цен.
В месячный срок орган управления принимал решение по ценам.
В связи с недостаточной эффективностью и громоздкостью данного механизма, а также структурной перестройкой и демонополизацией экономики в настоящее время вышеназванная процедура отменена.
В настоящее время в соответствии с Законом РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности”, Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 154 осуществляется государственное антимонопольное регулирование путем ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.
Осуществляется также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в частности, за соглашениями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию.
Если субъекты имеют на рынке определенного товара долю более 35 процентов, то запрещаются соглашения, направленные на ограничение конкуренции, в частности, на установление цен, тарифов, скидок, надбавок.
Антимонопольные органы вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, о расторжении или изменении договоров, о перечислении в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Тема 8. ЦЕНА И НАЛОГИ
Вопросы по теме
1. Краткая характеристика действующей налоговой системы России.
2. Виды налогов, включаемых в себестоимость продукции.
3. Акцизы и акцизные сборы. Назначение. Методика определения цены на подакцизный товар.
4. Налог на добавленную стоимость (НДС). Назначение. Методика определения.
1. Краткая характеристика действующей налоговой системы России
В рыночных системах воздействие государства на экономику наиболее ощутимо проявляется через налогообложение. Налоговая система оказывает значительное влияние на структуру и уровень цен.
В России налоговая система, соответствующая рыночным отношениям, начала формироваться в 1992 г. Она находится в стадии развития, в нее периодически вносятся изменения и дополнения.
Основы налоговой системы РФ, имеющие непосредственное отношение к ценообразованию, заложены в следующих документах: Закон РФ “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, Закон РСФСР “О налоге на добавленную стоимость” [24], Закон РСФСР “Об акцизах” [29] и других.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей. Всего их насчитывается в настоящее время свыше сорока видов.
Вся налоговая система в целом и каждый ее элемент (т.е. налог) могут быть охарактеризованы следующими признаками:
- вид налога (уровень);
- объект налогообложения;
- источник покрытия;
- субъект налогообложения (плательщик);
- метод установления;
- ставки налогообложения;
- правила исчисления и уплаты;
- льготы.
Кратко рассмотрим некоторые из них. По уровню значимости и установления различают федеральные, республиканские и местные налоги.
Федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль, транспортный налог и др.) устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются в основном в федеральный бюджет. Однако некоторые их виды могут частично начисляться в территориальный бюджет (например, налог на прибыль: ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, - 13%, в бюджеты территорий - не выше 22, всего - не выше 35).
Республиканские (областные) территориальные налоги устанавливаются законами РФ, но ставки налогов определяются республиками, областями. К ним относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, сбор на нужды образования и др. Они зачисляются в основном в территориальный бюджет.
Местные налоги и сборы предусмотрены законодательством и зачисляются в местные бюджеты (налог на имущество физических лиц, земельный налог и другие).
Объектами налогообложения являются доход (прибыль), оборот, имущество налогоплательщика.
По источникам покрытия различают четыре группы налогов:
1) налоги, включаемые в себестоимость продукции (налоги за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, в дорожные фонды, транспортный налог и др.);
2) налоги, уплачиваемые из прибыли (налоги на прибыль, на нужды образовательных учреждений, налог на имущество);
3) налоги, включаемые в цену производителя (акцизы);
4) налоги с оборота, уплачиваемые конечным потребителем товара (НДС, спецналог).
В качестве субъектов налогообложения будем рассматривать только предприятия, для которых установлена единая система налогообложения, не зависящая от их организационно-правовых форм, и предпринимателей без образования юридического лица.
По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги на прибыль, на имущество, ресурсные платежи. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов, оборотов: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и др.
Рассмотрим те налоги, которые имеют непосредственное отношение (прямые или косвенные) к ценообразованию.
2. Виды налогов, включаемых в себестоимость продукции
К налогам, платежам, включаемым в себестоимость продукции, относятся:
- за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ;
- в дорожные фонды;
- транспортный налог;
- плата за землю и другие платежи за пользование природными ресурсами (за право пользования недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и другие).
Все виды налогов и платежей, включаемых в себестоимость продукции, относятся в элемент и статью “Прочие затраты”. В форме № 5-3- статотчетности “Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации) выделяется специальная строка в “Прочих затратах” - “Налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг)”. Поскольку этот вопрос имеет косвенное отношение к ценообразованию, кратко рассмотрим некоторые из них.
Платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в установленных пределах определяются по ставке платы (Нi) умноженной на объем выброса (Qi), согласованный с органами охраны природы, по формуле:
Пзi = Нi · Qi. (8.1)
Как известно из темы 2 (п. 4), плата за выбросы, превышающие установленные объемы, устанавливается в пятикратном размере и осуществляется не из себестоимости, а из прибыли предприятия.
Для финансирования затрат, связанных со строительством и ремонтом автомобильных дорог, установлены налоги, направляемые в дорожные фонды. Они включают в себя следующие налоги:
- налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) (федеральный);
- акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан (федеральный);
- налог на пользователей автомобильных дорог (региональный);
- налог с владельцев транспортных средств (региональный);
- налог на приобретение транспортных средств (региональный).
Налог на реализацию ГСМ устанавливается в процентной ставке от оборота по реализации ГСМ.
Акцизы с продажи автомобилей в личное пользование определяются по ставке в процентах к стоимости в отпускных ценах.
Налог на пользователей автодорог устанавливается по процентной ставке от суммы реализации или оборота.
Налог с владельцев траспортных средств определяется в фиксированном размере в зависимости от мощности двигателя автомобиля.
Налог на приобретение транспортных средств выплачивается предпринимателями в размере 10-20% от продажной цены (без торговой надбавки, НДС и акциза).
Транспортный налог установлен в определенном проценте от фонда оплаты труда и направляется в региональные бюджеты для развития пассажирского транспорта.