Лекции по "Ценообразование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:39, курс лекций

Краткое описание

Становление рыночной системы в России определяет динамичный , развивающийся характер нормативно-правовой базы, влияющей на ценообразование. Это вызывает необходимость отслеживания законов РФ, указов Президента, постановлений Правительства, инструкций Государственной налоговой службы РФ и иных ведомств по формированию свободных и регулируемых цен, налогообложению, таможенному регулированию и другим вопросам, связанным с ценообразованием.
Целью изучаемого курса является освоение студентами теоретических и практических основ ценообразования в рыночной и современной российской экономике. В данном курсе предпринята попытка увязать современные западные методы формирования цен с российскими особенностями.

Оглавление

Введение ................................................................................................................... 4
Тема 1. Теоретические основы ценообразования ................................................... 4
Тема 2. Виды и структура цен. Стадии ценообразования .................................... 12
Тема 3. Особенности формирования свободных цен ........................................... 22
Тема 4. Методы государственного регулирования цен ........................................ 31
Тема 5. Альтернативные методы определения цен. Виды ценовой стратегии ... 36
Тема 6. Цены в рыночной экономике .................................................................... 46
Тема 7. Цены при переходе к рыночной системе ................................................. 52
Тема 8. Цены и налоги ........................................................................................... 58
Тема 9. Мировые цены ........................................................................................... 66
Список рекомендуемой литературы ........................................................

Файлы: 1 файл

ценообразование ОЗО новое.DOC

— 286.50 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ................................................................................................................... 4 

Тема 1. Теоретические основы ценообразования ................................................... 4 

Тема 2. Виды и структура цен. Стадии ценообразования .................................... 12 

Тема 3. Особенности формирования свободных цен ........................................... 22 

Тема 4. Методы государственного регулирования цен ........................................ 31 

Тема 5. Альтернативные методы определения цен. Виды ценовой стратегии ... 36 

Тема 6. Цены в рыночной экономике .................................................................... 46 

Тема 7. Цены при переходе к рыночной системе ................................................. 52 

Тема 8. Цены и налоги ........................................................................................... 58 

Тема 9. Мировые цены ........................................................................................... 66 

Список рекомендуемой литературы ...................................................................... 72 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.

Формирование цен, отвечающих требованиям рыночной экономики, связано с аккумулированием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств.

Становление рыночной системы в России определяет динамичный , развивающийся характер нормативно-правовой базы, влияющей на ценообразование. Это вызывает необходимость отслеживания законов РФ, указов Президента, постановлений Правительства, инструкций Государственной налоговой службы РФ и иных ведомств по формированию свободных и регулируемых цен, налогообложению, таможенному регулированию и другим вопросам, связанным с ценообразованием.

Целью изучаемого курса является освоение студентами теоретических и практических основ ценообразования в рыночной и современной российской экономике. В данном курсе предпринята попытка увязать современные западные методы формирования цен с российскими особенностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

 

Вопросы по теме

 

1. Предмет и задачи курса.

2. Особенности денежных измерителей.

3. Экономическое содержание цены. Стоимость товара как объективная основа цены.

4. Функции цен в плановой и рыночной экономике.

5. Индивидуальная и общественная (рыночная) цена. Уровни ценообразования.

6. Факторы и закономерности динамики цен.

1. Предмет и задачи курса

 

Предметом настоящего курса является изучение; во-первых, экономической природы (содержания) цены; во-вторых, закономерностей ценообразования; в-третьих, методов формирования цен в переходной и рыночной экономике.

Целью изучения данной дисциплины является освоение теоретических основ и практических методов ценообразования.

Если в плановой экономике, существовавшей в нашей стране недавно, цены практически на все виды товаров были фиксированными, жестко устанавливались в прейскурантах (кроме цен на продовольственных рынках), то в связи с либерализацией цен и переходом к рынку фактически каждое предприятие (фирма, организация) занимается определением цен на свою продукцию (услуги).

Это повышает требования к знанию не только теоретических основ ценообразования, но и практических методов формирования цен на базе действующих в РФ нормативно-правовых документов.

В соответствии с целью вытекают задачи дисциплины:

- формирование четкого представления о ценообразовании как неотъемлемой части развивающихся в России рыночных отношений;

- формирование знаний по узловым проблемам рыночного ценообразования - таким, как альтернативные методы определения цен при различных видах ценовой стратегии; особенности образования регулируемых и свободных цен; особенности ценообразования при становлении рынка и в рыночной системе;

- развитие практических навыков использования нормативно-правовых материалов при проектировании цен.

 

2. Особенности денежных измерителей

 

Если задать аудитории вопрос: “Какие измерители вы знаете?”, - то ответ будет следующим: физические; химические; астрономические; натуральные; денежные.

В народном хозяйстве используются две группы показателей: натуральные, естественные (тонны, литры, штуки, метры и т.д.) и денежные, экономические (рубли).

В экономике один и тот же объект (продукция, товар) может быть измерен и натуральными, и денежными показателями. Например, выпуск рыбопродукции может быть определен в тоннах и в рублях. Причем в рублях можно использовать несколько показателей: стоимость продукции, затраты на ее производство, прибыль от реализации и т.д.

Одним из основных денежных измерителей является цена.

Но денежные измерители в отличие от других, например, физических, не являются независимыми от жизни общества (как масса, скорость света и т.п.). Они определяются существующими в обществе производственными отношениями и меняются вместе с ними.

Денежные измерители имеют четыре особенности, рассмотрение которых дает “ключ” к пониманию цены как экономической категории:

1) отсутствие естественных эталонов;

2) нестабильность;

3) многофункциональность;

4) применение только для ограниченных ресурсов.

Первая особенность денежных измерителей состоит в том, что они не имеют каких-либо естественных эталонов.

Измерение любого материального объекта, явления, как известно, сводится к сопоставлению его свойств с установленным эталоном. Именно так измеряют массу, расстояние, время, энергию. Шкaлы приборов периодически сверяют с эталоном.

В денежных измерениях отсутствует эталон. Объект измерения - цена товаров и услуг - не имеет ничего общего с их естественными свойствами. Ее природа чисто социальная. Поэтому единицы измерения (рубли, доллары и т.п.) возникают в ходе исторического развития общества.

Вторая особенность денежных измерителей заключается в отсутствии устойчивости, стабильности как самого объекта измерения, так и его единицы.

Хотя денежные единицы возникли давно, но покупательная способность денег меняется, меняются и уровни цен.

Денежные измерения происходят в национальных единицах (валюте), функционирующих, как правило, в рамках одного государства. Вследствие этого возникает проблема межгосударственных сравнений национальных валют, а также экономических показателей.

Следует подчеркнуть важное свойство цен - их зависимость от покупательной способности национальной денежной единицы, а также ее валютного курса (соотношения с валютами других стран).

Третьей особенностью денежных измерителей является их многофункциональность - то, что один и тот же показатель (денежная единица) используется для измерения различных процессов в экономике.

Такого никогда не бывает в естественных науках, технике. В экономике в одинаковых единицах измеряются разные явления и объекты: износ основных фондов, затраты на производство продукции, объемы производства и реализации продукции, заработная плата, запасы полезных ископаемых, платежеспособный спрос, валовой внутренний продукт и т.д. и т.п.

В силу этого денежные показатели - особенно, высокоагрегированные, макроэкономические - неоднозначны, многомерны. Например, валовой национальный продукт (ВНП) отражает две стороны - расходную и доходную; в него включаются огромные массы разных видов товаров, услуг, явлений.

В цене товара отражаются и затраты на его производство, и его качество, и уровень спроса, и уровень предложения.

Четвертой специфической особенностью экономических измерителей является то, что общественные денежные оценки возникают только применительно к тем продуктам и ресурсам, которые имеются в ограниченном количестве.

То, что не лимитирует развитие общественной жизни, не получает экономической оценки, не измеряется денежными измерителями.

3. Экономическое содержание цены.

Стоимость товара как объективная основа цены

 

Цена является одной из самых сложных экономических категорий.

Для понимания ее содержания необходимо иметь в виду исторический и общественный характер цены.

Во-первых, цена - это экономическая категория, обслуживающая товарно-денежные отношения и возникшая на определенном этапе развития общества. Цены существуют несколько тысячелетий. Первые упоминания о регулируемых ценах относятся к древней Ассирии за 1700 лет до н.э.: они были установлены царем Шамшиадатом I на зерно, масло, шерсть.

Во-вторых, цена, обслуживая товарно-денежные отношения той или иной общественно-экономической формации, отражает содержание определенных производственных отношений.

Поэтому экономическое содержание цены отличается в различных системах.

Так, многие базовые понятия (категории) рыночной и плановой экономических систем по форме между собой совпадают, например: деньги, товар, цена, прибыль. Но по своему экономическому содержанию они различаются, что определяется их взаимодействием в разных системах и зависит в первую очередь от соотношения влияния государства на экономику и свободы рынка.

Экономическую природу цены определяют четыре основных фактора (ценообразующие факторы):

1) стоимость товаров;

2) спрос и предложение;

3) стоимостное содержание денег;

4) экономическая политика государства.

 

Объективной основой цены является стоимость товаров, абстрактный труд товаропроизводителей. Величина стоимости определяется общественно необходимыми затратами труда (рабочего времени) на воспроизводство единицы товара в современных условиях. Цена как мера стоимости подразумевает неразрывное единство двух сторон: меновой стоимости (затрат общественно необходимого труда) и потребительной стоимости (полезности, качества) товара.

При формировании стоимости важную роль играет ограниченность товаров, ресурсов. Товары, произведенные в избыточном количестве, низкого качества могут иметь цену ниже стоимости и даже нулевую оценку (не нашли общественного признания, не признаны общественно необходимыми). И наоборот, ограниченные по количеству высококачественные товары могут иметь цену выше стоимости.

Более того, объекты, не имеющие стоимости в классическом понимании (на их воспроизводство не затрачен человеческий труд), такие, как девственная земля, лес, могут иметь высокие цены, отражающие их ограниченность и спрос.

Вторым важнейшим ценообразующим фактором является соотношение спроса и предложения, изменение которого порождает конъюнктурные колебания цен, отклонения их от стоимости.

Рассмотрим конъюнктурные колебания цен на следующей схеме (рис. 1.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Конъюнктурные колебания цен

 

Если на оси абсцисс отложить время (например, в днях), на оси ординат - стоимость и цену товара (например, в руб./единицу), то стоимость товара за определенный период времени будет постоянной величиной (горизонтальная линия). Цены же будут колебаться: при превышении спроса над предложением они превысят стоимость и наоборот.

Под влиянием различных соотношений спроса и предложения, а также ограниченности природных ресурсов стоимость и цены товаров могут регулироваться средними, худшими или лучшими условиями общественного производства.

Кроме конъюнктурных колебаний существуют и другие - устойчивые - отклонения цен от стоимости, связанные с модификацией рыночных цен в цены производства, монопольные цены.

Третий фактор, определяющий ценообразование, - это стоимостное содержание денег.

Исторически стоимостное содержание денег определялось стоимостью золота, затем - количеством бумажных денег в обращении. В настоящее время оно определяется сложной совокупностью факторов: товарной массой, количеством денег в обращении, состоянием платежного баланса страны, курсом национальной валюты, престижем страны, состоянием экономики и золотого запаса и другими.

Цена и деньги тесно связаны между собой. Цена - это денежное выражение стоимости товара.

Одним из важнейших факторов ценообразования является экономическая политика государства.

Для иллюстрации экономической роли государства рассмотрим ее “крайние” проявления.

При полном (“стопроцентном”) государственном регулировании цен функционировала централизованно-плановая система экономики, которая существовала в бывшем СССР.

При полном (“стопроцентном”) свободном формировании цен (совершенная конкуренция) все цены определялись бы спросом и предложением. Но такого рынка не существует ни в одной стране мира. В странах с рыночной экономикой в той или иной степени осуществляется государственное регулирование цен. Кроме того, государство осуществляет свою политику через налоги, таможенные тарифы и другие экономические рычаги.

 

4. Функции цен в плановой и рыночной экономике

Информация о работе Лекции по "Ценообразование"