Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:26, лекция
1) Понятие и сущность ценообразования в рын. эк.
2) Виды рынков и цены на них
3) Классификация цен
4) Функции цены
5) Виды цен
6) Принципы ц/о
7) Методы ц/о
8) Состав и структура цены
9) Этапы формирования оптовой цены
Цена-эконом. категория, кот. определяет ден. выражение стоимости товара, услуги, а также позволяет косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени. Она является конечным показателем х-м товар, она в равной степени учитывает интересы всех участков товарообмена
Ценообразование- это процесс формир. цены на товары и услуги
1.рыночная- процесс формир цен в условиях этой модели происходит в сфере реализ. прод. произведении на предприятии товар и цена на него проходит непосред. проверку рынком, где и формир. оконч цена на товара/услуги. К условия рын. модели ценообраз. относят:
-реальная экономич. самостоят субъектов хозяйствования, т.е свободе выбора д/всех предприятий, как собственников.
-установ. цен на рынке, а не в сфере произв.
- равновесие цен рынка, процентовка ставок на основе сбалансированности спроса и предлож
-налич.конкуренции и отсут.монополизма
-коммерческая основа
отношений субъектов
Факторы рын. ценообр.:
1.платежеспосбный спрос- т.е ср-во кот. может выделить покупат. на приобретение дан.тов.
2.потребит.выбор-опред.
3.предложение-опред.цену предложения товара на кот. претендует поставщик(продавец)
2. админ-командное.
Установление цены является прерогативой сферы правительства. Цены устан.исходя из затрат на производство товара/услуги, а часто это делается до начала процесса пр-ва на плановой основе непосредственным участием гос. органов. В результате рынок не играет никакой существенной роли изменение.
Цены играют важ. роль не только в экономике, но и в предпринимательской деятельности отдел. пп, т.к.от их уровня зависит конеч. результаты деятельности пп (прибыль и рентабельность)
Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов так:
От рынка, на кот. реализ. прод-я зависит политика цен товаропроизводителя, поэтому при ее формир. след. учитывать:
3 основные группы цен:
Гос-во в лице уполномоченных органов может возд. на своб. цены, но косвенно, т.е. путем влияния на конъюнктуру рынка, либо вводя запреты.
Своб. цены устан. по согласованию сторон исходя из потребит. св-в продукции, степени новизны товара и его полезности.
- гарантированные- это единые для всех производителей цены, по кот. закуп-ся прод-я. Устанавливаются с целью создания оптимальных экономических условий ее производства
- рекомендуемые- это цены, кот. предполагают устанавливать на любой вид прод-и. Не носят директивного х-ра.
- лимитные- устанавливаются лимитные цены, по кот. можно прод. прод-ю.
3. Фиксированные- цены устан. на опред. уровне и изменение кот. возможно только в соответствии с решением органов гос. В усл. рын. эконом. круг товаров на кот. устан. фиксир. цены ограничен и обычно фиксация цен осущ. как временная мера и преслед цель поддержать соц. незащищ слоев населения или выход из кризисной ситуации, связ. с инфляционным ростом цен.
По способу получения инф-и о ценах они м.подраздел:
-справочные
-биржевые котировки
-цены аукционов и торгов
2. Расч.- это цены, кот. рассчитываются поставщиками прод. с учетом индивид. заказа потребителя. Эти цены нуждаются в обосновании, пояснении и уточнении в момент заключения договора.
Уч-изм. ф-я влияет на оборот товаров и т.о. отр. эк.интерес участников товарооборота- потребителя, производителя, посредника. Благодаря цене можно измерить к-во денег, кот. покупатель должен уплатить, а продавец- получить за проданный товар. Сопоставляя ценность разл. товаров и сравнивая их цены можно подразделить товары на дорогие и дешевые. Чем больше цены учитывают потребительские св-ва, технич. надежность, высокие эксплуатационные возможности, полезность, тем точнее по их уровню можно судить о соотношении уникальных св-в и полезности различ. товаров.
-в зависимости от сферы торговли:
+оптовые
+розничные
+закупочные
- от степени и способа регулирования:
+жесткофиксированные
+регулируемые
+договорные
+свободные
1. принцип научности обоснования цен- состоит в необходимости познания и изучения влияния на ц/о объективных эк.законов развития рын. экономики. ПР: закон спроса, предлож-я, стоимости и др.научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рын. факторов, а также действий национал. эконом. системы цен. В связи с этим необходимо выявить тенденции развития производства на перспективу, изменить уровень издержек и спроса, учесть качество товаров, а также др. инф-ю в т.ч. и экономическую при установлении цен.
2. принцип целевой
3. принцип непрерывности
-в том, что продукция на каждом этапе движения, от сырья до готовой прод-и, имеет свою цену.
-в действ. цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с пр-ва устаревших товаров и освоением новых видов.
4. принцип единства процесса ц/о и контроля за соблюдением цен- заключ. в гос. установлении общих принципов и правил ц/о, в том числе в формировании, регулировании и контроле за ценами услуг отраслей национал. экономики и пп -монополистов.
С помощью методов опред. цены на новые товары, пересматр. цены на выпускаемые товары, обосновываются размеры надбавок или скидок к ценам, одноврем. осущ. и применение нескольких методов связано с многообразием выпускаемых товаров и условий их изготовления, что как раз не позволяет исполнять только один метод расчета цен
«+»
1.легкость определении издержек
2.сущ.возможность устан.единой цены, если необход. снизить ценовую конкуренцию.
«-»
Затратный метод целесообразно применять для расчета нижнего предела цены
2.методы ориентированные на спрос- этот метод расчета цен предполагает определить ее исходя из спроса на товар/услугу. Уровень цены ставится в зависимость от изменения спроса, т.е. высокая цена устан при большом спросе, низкая- при низком спросе. При этом затраты на производство товара обоих случаях м.б. одинак. Затраты в этом методе рассматриваются как ограниченный фактор, который показывает может ли товар продаваться по установленной цене с запланированной прибылью.
3. методы ориентированные на конкурению
- м.ориентированный на лидера
- м.тендерного ц/о- примен в тех случаях, когда несколько фирм конкурируют друг с другом в борьбе за какой-либо контракт
-м.текущей цены- исп.на рынках однородных товаров, где влияние конкуренции на величину цены ставится в зависимость от типа рынка
4. методы учитывающие затраты, спрос и конкуренцию
Ориентир. на нахождение равновесия между затратами и состоянием рынка. Этот метод включает в себя след. этапы:
1.опред возмож объема пр-ва, затрат и прибыли на предпол объем, а также определение цены единицы товара
2.определение ф-й спроса, анализа различных комбинаций «цена- объем продаж» и выбор такой комбинации, кот. обеспечит максимальную прибыль
3.выявление + и – товара
в сравнении с товарами-
4.проработка новых комбинаций «цена-объем продаж» с учетом конкурентных факторов, выявл. на 3 этапе и выбор такого объема пр-ва, а также цены, которая обеспечит максим прибыль и позволит вписаться в существующую систему
5.нормативно-параметрические
Для потребителей важное значение имеет не только цена, но и параметры полезности товара. В зависимости от получаемой полезности потребитель решает проблему выбора конкретного товара. В связи с этим появляется необходимость использовать методы определения цен. На пп часто возникает необход в производстве такой новой продукции, кот. не заменяет ранее освоенную старую, а дополняет или расширяет уже существующий ряд старой продукции, которую называют параметрическим рядом.