Лекция по "Ценообразование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:26, лекция

Краткое описание

1) Понятие и сущность ценообразования в рын. эк.
2) Виды рынков и цены на них
3) Классификация цен
4) Функции цены
5) Виды цен
6) Принципы ц/о
7) Методы ц/о
8) Состав и структура цены
9) Этапы формирования оптовой цены

Файлы: 1 файл

Лекции ценообразования.docx

— 38.68 Кб (Скачать)
  1. Понятие и сущность ценообразования в рын. эк.

Цена-эконом. категория, кот. определяет ден. выражение стоимости товара, услуги, а также позволяет косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени. Она является конечным показателем х-м товар, она в равной степени учитывает интересы всех участков товарообмена

Ценообразование- это процесс формир. цены на товары и услуги

Модели ценообраз-я

1.рыночная- процесс формир цен в условиях этой модели происходит в сфере реализ. прод. произведении на предприятии товар и цена на него проходит непосред. проверку рынком, где и формир. оконч цена на товара/услуги. К условия рын. модели ценообраз. относят:

-реальная экономич. самостоят субъектов хозяйствования, т.е свободе выбора д/всех предприятий, как собственников.

-установ. цен на рынке, а не в сфере произв. 

- равновесие цен рынка,  процентовка ставок на основе сбалансированности спроса и предлож

-налич.конкуренции и отсут.монополизма

-коммерческая основа  отношений субъектов хозяйствования  реализ. по средствам взаимовыг.договоров, контрактов и т.д

Факторы рын. ценообр.:

1.платежеспосбный спрос- т.е ср-во кот. может выделить покупат. на приобретение дан.тов.

2.потребит.выбор-опред.конкурентность тов. и спроса на рынке замещающих товаров

3.предложение-опред.цену предложения товара на кот. претендует поставщик(продавец)

2.  админ-командное.

Установление цены является прерогативой сферы правительства. Цены устан.исходя из затрат на производство товара/услуги, а часто это делается до начала процесса пр-ва на плановой основе непосредственным участием гос. органов. В результате рынок не играет никакой существенной роли изменение.

Цены играют важ. роль не только в экономике, но и в предпринимательской деятельности отдел. пп, т.к.от их уровня зависит конеч. результаты деятельности пп (прибыль и рентабельность)

Цены выступают  основным фактором в решении таких  вопросов так:

  1. Опред. рынков сбыта прод-и
  2. Целесообразность производства товара/услуги
  3. Расчет издержек производства
  4. Определение объектов инвестиций
  1. Виды рынков и цены на них

  1. Чистой конкуренции- на нем функционирует большое кол-во продавцов, кот. реализуют продукцию по рыноч. ценам. Никто из производителей не в состоянии повысить цену, т.к. покупатели могут удовл. свои потребности по рыноч. ценам- более низким. Действует рыночная цена.
  2. Монополистической конкуренции- х-ся множеством продавцов, а также большим разбросом цен на аналогич. товары, кот. объясняется тем, что один и тот же товар может отличаться качеством, затратами на его эксплуатацию, внеш.оформлением и т.д. Каждый производитель хочет выделиться среди др. Используется цена пробной прод.,в рез.чего производитель может получить инф-ю необход. для модернизации товара и созд. прод-и соответств. требованиям рынка.
  3. олигополистический– действует небольшое кол-во продавцов. Новому товаропроизводителю достаточно сложно преодолеть конкуренцию тех организаций, кот. прочно закрепились на рынке и владеют различ. средствами для устранение появляющихся конкурентов (используют механизм временного понижения цен)
  4. чистой монополии- представлен 1 товаропроизводителем и цены на товары устанавливаются в зависимости от целей гос. или частной монополии. Основывается на монополистической цене, кот. Предусматривает устан. более высоких цен на товар собственного производства и понижение цен на товар др.производ.

От рынка, на кот. реализ. прод-я зависит политика цен товаропроизводителя, поэтому при ее формир. след. учитывать:

  1. тип рынка
  2. обратно пропорциональная зависимость цены от спроса
  3. конечный результат хозяйственной деятельности пп
  4. конкурентоспособность товара
  1. Классификация цен

3 основные группы цен:

  1. свободные цены- формир. под воздействием спроса и предложения независимо от какого-либо влияния органов государства.

Гос-во в лице уполномоченных органов может возд. на своб. цены, но косвенно, т.е. путем влияния на конъюнктуру рынка, либо вводя запреты.

Своб. цены устан. по согласованию сторон исходя из потребит. св-в продукции, степени новизны товара и его полезности.

  1. Регулируемые- это цены складывающиеся под влиянием спроса и предложения и устан. Гос. Органами посредством прямого ограничения роста или понижения их уровня, а также введ. ряда норм и нормативов. Регулируемые цены м.б.:

- гарантированные- это единые для всех производителей цены, по кот. закуп-ся прод-я. Устанавливаются с целью создания оптимальных экономических условий ее производства

- рекомендуемые- это цены, кот. предполагают устанавливать на любой вид прод-и. Не носят директивного х-ра.

- лимитные- устанавливаются лимитные цены, по кот. можно прод. прод-ю.

3. Фиксированные- цены устан. на опред. уровне и изменение кот. возможно только в соответствии с решением органов гос. В усл. рын. эконом. круг товаров на кот. устан. фиксир. цены ограничен и обычно фиксация цен осущ. как временная мера и преслед цель поддержать соц. незащищ слоев населения или выход из кризисной ситуации, связ. с инфляционным ростом цен.

По  способу получения инф-и о ценах они м.подраздел:

  1. Публичные- цены, сообщ. в спец.источниках информации

-справочные 

-биржевые котировки

-цены аукционов и торгов

      2.    Расч.- это цены, кот. рассчитываются поставщиками прод. с учетом индивид. заказа потребителя. Эти цены нуждаются в обосновании, пояснении и уточнении в момент заключения договора.

4) Функции цены

  1. Учетно-измерительная- объективное и точное отраж. в ценах уровней и динамики общественно-необходим. затрат труда на произв. и реализации с учетом сопоставления потребительных св-в разных видов продукции. В условиях рын. отношений цены нельзя сводить только к изм. затрат, поскольку рын. цена может значительно отличаться от издержек производителя и реализации под воздействием различ. рыноч. факторов.                                                        

Уч-изм. ф-я влияет на оборот товаров и т.о. отр. эк.интерес участников товарооборота- потребителя, производителя, посредника. Благодаря цене можно измерить к-во денег, кот. покупатель должен уплатить, а продавец- получить за проданный товар. Сопоставляя ценность разл. товаров и сравнивая их цены можно подразделить товары на дорогие и дешевые. Чем больше цены учитывают потребительские св-ва, технич. надежность, высокие эксплуатационные возможности, полезность, тем точнее по их уровню можно судить о соотношении уникальных св-в и полезности различ. товаров.

  1. Регулирующая- цена проявляет себя как инструмент регулирования эк. процессов, т.е уравновешивает спрос и предложение связывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя.
  2. Распределительная- закл. в том, что посредством цен осущ. распределение и перераспределение нац. дохода между отраслями, секторами нац. экономики, регионами страны, соц.группами населения, фондами накопления и потребления. При этом перераспределение доходов осущ. через уровень цен, их структуру, а также соотн. цен разн. видов прод. отраслей. Распределительная ф-я цены прояв. также через акцизы на отдельные группы товаров, через НДС и др.формы централиз. чистого дохода, кот. поступает в бюджеты различных уровней на общегосударственные нужды и решение гос-бытовых задач общества.
  3. Как инструмента рационального размещения производства. Складывающийся уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует приливу капитала из одной сферы в другую.
  4. Стимулирующая- посредством сист. цен реализуются экономические интересы всех участников процесса воспроизводства и общества в целом. При этом сущность дан. ф-и выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производителя и производителя различ. видов товара. Цена стимулирующее влияет на производ. и потребителя через величину заключенной в ней прибыли, размера надбавок и скидки. В хоз. жизни цены могут способств. или препятствовать увеличению выпуска товара, также цены оказывают стимулир. влияние на рацион. исп. и потребление продуктов личного и производственного назначения. Посредством механизма формирования цены можно стимулировать НТП, эк.затраты ресурсов, улучшение и совершенствование качества прод., расширение ассортимента товаров и их полезности, изменение структуры производства и потребление. Стимул. ф-я характерна в основном для рыночной цены, кот. позвол. производителю выгодно реализовывать свою прод. стим. осущ-ся за счет повыш. уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене. Стимул. ф-я проявляется в том, что ее уровень служит материальным стимулом к применению прогрессивных и экономичных форм общественного производства, а также наиболее эффект использованию всех видов ресурсов общества.
  5. Социальная- с помощью цен регулируется объем потребления, происходит распределения нац. дохода между различ. соц. группами населения. От величины цен зависит уровень жизни населения, прожит.минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи

5) Виды цен

-в зависимости от сферы  торговли:

+оптовые

+розничные

+закупочные

- от степени и способа  регулирования:

+жесткофиксированные

+регулируемые

+договорные

+свободные

6) Принципы ц/о -это постоянно действующие осн. положения или направления характерные для всей системы цен и является базовым для нее

1. принцип научности обоснования  цен- состоит в необходимости познания и изучения влияния на ц/о объективных эк.законов развития рын. экономики. ПР: закон спроса, предлож-я, стоимости и др.научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рын. факторов, а также действий национал. эконом. системы цен. В связи с этим необходимо выявить тенденции развития производства на перспективу, изменить уровень издержек и спроса, учесть качество товаров, а также др. инф-ю в т.ч. и экономическую при установлении цен.

2. принцип целевой направленности  цен- состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, кот. должны решаться с помощью цен. ПР: соц.защита населения или целевая ориентация цен на освоение новой эффективной продукции, либо на повышение ее качества. Целевые приоритеты и целевая направленность цен могут изменяться на каждом этапе развития национальной экономики страны.

3. принцип непрерывности процесса  ц/о- опред. своей динамичностью. Проявл:

-в том, что продукция на каждом этапе движения, от сырья до готовой прод-и, имеет свою цену.

-в действ. цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с пр-ва устаревших товаров и освоением новых видов.

4. принцип единства процесса  ц/о и контроля за соблюдением цен- заключ. в гос. установлении общих принципов и правил ц/о, в том числе в формировании, регулировании и контроле за ценами услуг отраслей национал. экономики и пп -монополистов.

7) Методы ц/о

С помощью  методов опред. цены на новые товары, пересматр. цены на выпускаемые товары, обосновываются размеры надбавок или скидок к ценам, одноврем. осущ. и применение нескольких методов связано с многообразием выпускаемых товаров и условий их изготовления, что как раз не позволяет исполнять только один метод расчета цен

  1. Методы ориентированные на затраты- предполагает последовательное определение и суммирование всех элементов цены наиболее часто он применяется при определении цен на принципиально новую продукцию, т.к практически невозможно исполнить какие-либо иные методы из-за несоответствия этой продукции ни по параметрам, ни по эффективности, ни по затратам на производство с выпускаемой продукцией. Этот метод применяется также для определения оптовых цен на продукцию изготовленную в порядке разовых заказов, на опытные образцы продукции и на продукцию предназначенную для удовлетворения собственных нужд пп

«+»

1.легкость определении издержек

2.сущ.возможность устан.единой цены, если необход. снизить ценовую конкуренцию.            

«-»

    1. В нем  оценочные величины возможного объема продаж и не учитывается тот факт, что цена сама по себе может быть гл.фактором определяющим объем продаж
    2. Сущ слабая взаимосвязь цен с потребит свойствами, качеством, спросом на нее. Соотношение цен рассчит этим методом отражает в основном различие в издержках производства товаров

Затратный метод целесообразно  применять для расчета нижнего  предела цены

2.методы ориентированные на  спрос- этот метод расчета цен предполагает определить ее исходя из спроса на товар/услугу. Уровень цены ставится в зависимость от изменения спроса, т.е. высокая цена устан при большом спросе, низкая- при низком спросе. При этом затраты на производство товара обоих случаях м.б. одинак. Затраты в этом методе рассматриваются как ограниченный фактор, который показывает может ли товар продаваться по установленной цене с запланированной прибылью.

3. методы ориентированные на  конкурению

- м.ориентированный на лидера

- м.тендерного ц/о- примен в тех случаях, когда несколько фирм конкурируют друг с другом в борьбе за какой-либо контракт

-м.текущей цены- исп.на рынках однородных товаров, где влияние конкуренции на величину цены ставится в зависимость от типа рынка

4. методы учитывающие затраты,  спрос и конкуренцию

Ориентир. на нахождение равновесия между затратами и состоянием рынка. Этот метод включает в себя след. этапы:

1.опред возмож объема пр-ва, затрат и прибыли на предпол объем, а также определение цены единицы товара

2.определение ф-й спроса, анализа различных комбинаций «цена- объем продаж» и выбор такой комбинации, кот. обеспечит максимальную прибыль

3.выявление + и – товара  в сравнении с товарами-конкурентами

4.проработка новых комбинаций  «цена-объем продаж» с учетом  конкурентных факторов, выявл. на 3 этапе и выбор такого объема пр-ва, а также цены, которая обеспечит максим прибыль и позволит вписаться в существующую систему

5.нормативно-параметрические методы  ц/о

Для потребителей важное значение имеет не только цена, но и параметры полезности товара. В зависимости от получаемой полезности потребитель решает проблему выбора конкретного товара. В связи с этим появляется необходимость использовать методы определения цен. На пп часто возникает необход в производстве такой новой продукции, кот. не заменяет ранее освоенную старую, а дополняет или расширяет уже существующий ряд старой продукции, которую называют параметрическим рядом.

Информация о работе Лекция по "Ценообразование"