Лекции по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:41, лекция

Краткое описание

Цена — сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Роль цены, ее место на микро- и макроуровне проявляется через функции.

Файлы: 1 файл

1 (1).doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Функции цены

Цена — сильная экономическая  категория. Она может активно  участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и  различные субъекты рынка учитывают  и используют все качества цены в  своих действиях. Роль цены, ее место на микро- и макроуровне проявляется через функции.

Функции цены:

  1. измерительная

благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое  покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии, отрасли и т. д.

  1. соизмерительная

с помощью цены сопоставляются ценности разных товаров.Сравнивая цены разных товаров, мы можем их дифференцировать на дорогие и дешевые. Если цены учитывают полезность, то  по соотношению таких цен можно судить о соотношении полезности разных товаров.

  1. учетная

с помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. С помощью цены в ее учетной функции исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т. д.

  1. регулирующая

цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя.

  1. стимулирующая

заключается в том, что ее уровень  служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов. С помощью розничных цен стимулируется потребление продукции.

  1. перераспределительная

посредством цен осуществляется распределение  и перераспределение доходов. Другими  словами, распределительная, или более правильно — перераспределительная функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения.

 

Изучая функции ценообразования, необходимо учитывать, что одни и  те же экономические процессы можно  выполнять с помощью различных  элементов хозяйственного механизма. Разница состоит в том, что  финансовый, кредитный, плановый аппараты воздействуют на производство и распределение, как правило, административными методами, цена же воздействует всегда на экономические интересы. Например, налоги, которые платят производители, потребители, они не в силах отменить, не в силах отменить процентную ставку за кредит, в то время как цены они могут снижать, повышать или покупать товары, сырье с разным уровнем цен. Методы государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.

Решение о необходимости регулирования  цен принимается на основе анализа  деятельности субъектов ценообразования  с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:

  1. Общее замораживание цен

(оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары).

  1. Установление фиксированных цен и тарифов.

 субъекты ценообразования в  случае введения фиксированных  цен обязаны реализовать свою  продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

  1. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены

то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.

  1. Установление предельного норматива рентабельности.

В этом случае в цене при ее расчете  учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня. Метод имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек.

  1. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок.

Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления.

  1. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен .
  2. Декларирование цен.

По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. С момента регистрации цены субъекты ценообразования обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

  1. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

Если цена превышает рекомендуемый  уровень, может применяться прогрессивное  налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам превышающим  рекомендованные.

Косвенное вмешательство  в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование  цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.

Органы исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции при участии органов государственного управления, а также принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

К формам косвенного регулирования  цен также можно отнести  различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:

  • Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства.

Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.

  • Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.
  • Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.
  • Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
  • Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.

Реакция потребителя на изменение цены и дохода.


Реакция потребителя на изменение дохода и цен обычно рассматривается под углом зрения изменения его спроса. Что касается системы предпочтений потребителя, то они находятся, как правило, вне сферы влияния данных факторов. Остановимся вначале на анализе реакции потребителя на изменение цен. Его доход при этом остается неизменным.

ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ И ЭФФЕКТ ДОХОДА

Эффект замены и дохода для качественных товаров

Изменение цены какого-либо товара оказывает  влияние на объем спроса на него двумя способами. Во-первых, посредством изменения соотношения цен, £-что приводит к смещению спроса с одних товаров на другие (с относительно дорогих на относительно дешевые) и, во-вторых, посредством изменения покупательной способности или реального дохода потребителя, когда рост или снижение реального дохода индивидуума в результате изменения цены данного товара приводит соответственно к росту или снижению спроса на этот товар, впрочем, как и на другие товары.

Изменение объема спроса, достигнутое  с помощью первого способа, называется эффектом замены, а с помощью второго способа — эффектом дохода. При этом предполагается, что оба эффекта возникают в условиях стабильности денежного дохода потребителя и цен всех других товаров, кроме рассматриваемого.

Эффекты замены и дохода для некачественных товаров

До сих пор рассмотрение как  общего эффекта изменения цены, так  и составляющих его эффектов (замены и дохода) велось применительно к ситуации, когда оба блага качественные. В таком случае, как мы видели, эффект дохода (положительный — при снижении цены и отрицательный — при росте цены) всегда дополняет эффект замены. Если же, скажем, благо X оказывается некачественным, то в этом случае эффект дохода (положительный — при росте цены и отрицательный — при снижении цены) становится антиподом эффекта замены. Это значит, что с повышением цены блага спрос на него будет расти, а с понижением цены — падать. Такое отступление от закона спроса называется «парадоксом Гиффена».

 

 

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ  НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА

Проанализируем теперь реакцию потребителя на изменение его дохода при условии, что его предпочтения и цены благ остаются стабильными.

  1. с ростом дохода спрос на блага увеличивается.

Такие блага обычно называют нормальными  или качественными.

  1. с ростом дохода индивидуума его спрос возрастает лишь на одно благо, тогда как на другое падает.

Благо, спрос на которое снижается  при увеличении дохода потребителя, называется некачественным.

С ростом дохода доля его, направляемая на продукты питания, снижается, доля, расходуемая на одежду и жилье, остается в принципе неизменной, а доля, направляемая на другие нужды, увеличивается.

Эластичность  спроса по цене.


Как уже было определено выше, уровень  рыночного спроса на товар зависит  в первую очередь от продажной цены. Однако по каждому отдельному товару зависимость изменения объема спроса от изменения уровня цены может быть разной. И зачастую важно определить не абсолютный объем спроса, а его реакцию на изменение цены.

Измерение зависимости  изменения объема спроса от изменения  цены требует введения понятия эластичности как показателя степени влияния одной переменной на другую. В математике под эластичностью понимают отношение темпов прироста зависимой переменной к темпам прироста независимой переменной. Традиционно для целей ее измерения служат коэффициенты эластичности разных видов. Экономический смысл коэффициента эластичности состоит в том, что он показывает, на сколько процентов изменится зависимая переменная (в данном случае объем спроса) при изменении независимой переменной на один процент. В качестве последней могут выступать цена данного товара, цены других товаров, уровень дохода и др.

Данные об эластичности спроса необходимы при принятии решений  о пересмотре цен, его направленности и степени изменения цен на отдельные товары. Это позволяет проводить обоснованную политику цен как с точки зрения коммерческой выгоды, так и повышения уровня жизни населения. Использование этих данных дает возможность выявить реакцию потребителя на изменение цены, подготовить производство к изменению спроса, осуществить регулирование рынка.

Информация о работе Лекции по "Ценообразованию"