Лекции по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:41, лекция

Краткое описание

Цена — сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Роль цены, ее место на микро- и макроуровне проявляется через функции.

Файлы: 1 файл

1 (1).doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Информация об эластичности спроса может также использоваться при установлении уровня потоварного налога (акциза), принятии решений о соответствующей маркетинговой политике предприятия или фирмы, проведении различных операций на внешнем рынке (экспортно-импортных операций, операций с валютными курсами и т. д.).

Коэффициенты эластичности спроса по цене подразделяются на несколько видов: коэффициент прямой эластичности спроса по цене, коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене, коэффициент эластичности спроса по доходу.

Факторы,  влияющие на эластичность спроса:

1. Наличие товаров-заменителей: чем их больше, тем эластичнее спрос. На товары, не имеющие заменителей (соль), спрос практически (при малом изменении цены) неэластичен.

2. Доля расхода на  данный товар в бюджете потребителя: чем она больше, тем выше эластичность.

3. Степень необходимости  данного товара: эластичность спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него полезными. Поэтому здесь для каждого существуют свои критерии: одни при повышении цен на сигареты откажутся от курения, другие — нет.

4. Разнообразие возможностей  использования данного товара: чем больше направлений его использования, тем эластичнее спрос (спрос на универсальные станки более эластичен, чем на специализированные).

5. Время приспособления к изменению цены. Обычно экономисты оценивают эластичность спроса для кратковременного и долгосрочного периодов. Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном плане, поскольку за это время могут быть найдены или даже освоены производством товары-заменители, изысканы также возможности для безболезненного сокращения потребления данного товара.

Коэффициенты эластичности (ei):

  1. Коэффициент прямой эластичности спроса по цене

характеризует отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены и показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на товар при изменении его цены на 1%. Следовательно, его можно записать как

 







 где 

Q-спрос на  товар:

P-цена товара:

DQ, DP – соответствующие разницы



Эта формула используется, когда процентные изменения цены и количества достаточно велики, чтобы привести к существенному продвижению вдоль кривой спроса.

В том случае, когда функция спроса носит непрерывный характер, дуговая эластичность заменяется точечной, понимаемой как предел дуговой эластичности по мере того, как длина дуги стремится к нулю, то есть при бесконечно малом изменении цены.

В этом случае:

Рассмотрим, каким образом повлияет эластичность спроса на поведение покупателей. Здесь можно выделить несколько вариантов:

  • если спрос совершенно эластичный (е = ), то при снижении цены покупатели повышают объем спроса на неограниченную величину, а при повышении цены — полностью отказываются от товара;
  • при эластичном спросе (е > 1) при снижении цены объем спроса повышается более высокими темпами по сравнению с изменением цены, а при ее повышении — снижается в более значительных размерах, чем цена;
  • при единичной эластичности (е = 1) объем спроса изменяется теми же темпами, что и цена, но в противоположном направлении;
  • если спрос неэластичный (е < 1), то при повышении цены объем спроса снижается более низкими темпами, чем растет цена, а при ее снижении — увеличивается более медленно, чем падает цена;
  • при совершенно неэластичном спросе (е = 0) любое изменение цены объема спроса совершенно не меняет.
  1. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене(еij) :

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса на данный (i-й) товар при изменении цены другого (j-ro) товара. Этот коэффициент рассчитывается по формуле:

Поскольку , а , то формула принимает вид:

  • Если еij > 0, то такие товары называются взаимозаменяемыми, то есть повышение цены одного товара ведет к повышению спроса на другой. Так, при повышении цены на картофель может повыситься спрос на крупы и макаронные изделия, при повышении цен на масло животное может возрасти спрос на маргарин и жиры.
  • Если еij < 0, то товары являются взаимодополняющими (комплементарными), то есть при повышении цены одного товара спрос на другой падает. Классическим примером в этом случае является взаимозависимость спроса на автомашины от цен на бензин, ремонтные услуги, запасные части.
  • Если еij = 0, то товары называют независимыми, то есть изменение цены одного товара не влияет на спрос на другой товар.

Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при небольших изменениях цен. При значительных изменениях цен будет проявляться влияние эффекта дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара. Так, например, если цена картофеля снизится вдвое, то, очевидно, возрастет потребление не только картофеля, но и других товаров. В этом случае еij, < 0, то есть эти товары будут классифицироваться как взаимодополняющие, что неверно. Здесь же следует отметить, что при анализе взаимозаменяемости важно учитывать уровень цен соответствующих товаров. Если разница в ценах двух взаимозаменяемых товаров значительна, то, скорее всего, в реальной жизни при увеличении цены на дешевый товар потребители не увеличат потребления дорогого товара.

Также надо иметь в виду, что  коэффициент перекрестной эластичности спроса на i-й товар по цене j-гo товара не равен коэффициенту перекрестной эластичности спроса на j-й товар  по цене i-го товара.

Интерес представляет и тот факт, что степень взаимозаменяемости товаров различна в зависимости от того, изменение спроса на какой из них от цены

другого мы изучаем. Как видно, потребитель  при изменении цены на масло отреагирует  более значительным изменением спроса на маргарин, чем при обратной ситуации. Таким образом, знание коэффициента перекрестной эластичности позволяет производителям взаимозаменяемых видов продукции достаточно точно определять объем производства одного вида продукта при предполагаемом изменении цен на другой вид.

  1. Коэффициент эластичности спроса по доходу (еi)

На величину спроса на данный товар  оказывает влияние не только изменение  его цены и цен других товаров, но и изменение дохода потребителей.

В этом случае можно рассчитать коэффициент  эластичности спроса по доходу, который  характеризует относительное изменение спроса на товар при изменении дохода потребителя (I). Он рассчитывается по формуле:

 ,где 

Коэффициент эластичности спроса по доходу необходим при расчете  потребительской корзины, определении структуры потребления лиц с различными доходами, исчислении степени изменения потребления того или иного товара при изменении уровня дохода и т.д. Полученные данные по изменению объема спроса могут быть использованы при решении вопросов развития производства.

Товар называют:

  • низкокачественным, или неполноценным, если при увеличении дохода спрос на товар падает, то есть при ei < 0;
  • нормальным, если при увеличении дохода спрос на товар увеличивается, то есть при ei> 0.

Следует отметить, что один и тот  же товар может оказаться в разных группах по мере изменения доходов потребителей. Так, при высоком уровне дохода хлеб, скорее всего окажется неполноценным товаром, а при низком — товаром первой необходимости.

Среди нормальных товаров, в свою очередь, можно выделить три группы товаров:

  • товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0<еi<1) и, следовательно, имеет предел насыщения;
  • предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов (ei > 1) и поэтому не имеет пределов насыщения;
  • товары, спрос на которые изменяется пропорционально изменению доходов (ei= 1). Иногда эти товары называют товарами «второй необходимости»

Ценообразование в условиях совершенной конкуренции


В условиях совершенной конкуренции  фирма настолько мала по сравнению с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решения практически не влияют на рыночную цену. Сложившееся при единой цене равновесие между спросом и предложением не изменится, если отдельная фирма увеличит (уменьшит) количество производимой продукции. Поскольку каждый продавец имеет возможность реализовать по текущей цене любой желаемый им объем продукции, у него нет резона снижать цену.

Оптимум предприятия в условиях совершенной конкуренции достигается  при условии равенства предельных затрат и предельной выручки (причем последняя равна цене продукции).

В коротком периоде всe фирмы могут  быть разделены на три группы: получающие положительную экономическую прибыль, получающие нулевую экономическую  прибыль, несущие убытки.

Когда фирма несет убытки в коротком периоде, она имеет две альтернативы: выпускать продукцию или прекратить производство. Продолжая действовать, фирма несет убытки как на постоянных, так и на переменных затратах. Кроме того, она получает от продажи своей продукции некоторый доход. Когда же она совсем прекращает производство, переменные издержки сокращаются до нуля, но потери происходят из-за постоянных издержек. Фирма также отказывается от возможности заработать доход от продажи своей продукции, то есть в краткосрочном периоде фирма потеряет больше от своего закрытия, чем от продолжения операций. От стратегии максимизации прибыли фирма должна перейти к стратегии минимизации убытков.

В длительном периоде выпуск продукции  с убытком невозможен, и некоторые  фирмы вынуждены будут покинуть отрасль. Если же рыночная цена данного продукта обеспечивает типичному его производителю положительную экономическую прибыль, то фирмы из других отраслей начнут переходить в данную отрасль. Предложение увеличится, равновесный выпуск отрасли возрастет, а оптимальный объем производства отдельной фирмы сократится.

В длительном периоде все фирмы  отрасли будут получать нулевую  экономическую прибыль, то есть их выручка  будет равна альтернативным затратам.

В отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать прибыль только определенное время. Если бы все отрасли имели условия совершенной конкуренции, то фирмы могли бы постоянно вступать в новую для себя отрасль или покидать ее в ответ на изменение прибыльности. В долгосрочном плане ни одна фирма ни в одной отрасли не смогла бы получить больше, чем нормальную прибыль. В конкурентном мире прибыль- только временная награда для тех, кто умен и удачлив. Экономическая прибыль неизбежно сократиться до нуля, как только новые производители, привлеченные ею, вступят в отрасль, в которой ее можно получить. Это парадокс прибыли: экономическая прибыль приводит в действие механизм перераспределения ресурсов, который в конечном счете сводит ее до нуля. Аналогично убытки также являются временными.

В длительном периоде, так же как и в коротком, предельные издержки являются важным фактором, определяющим решение фирмы об объеме предложения. Единственная разница заключается в том, что предельное условие выбора оптимального объема производства в длительном периоде включает долгосрочные, а не краткосрочные предельные издержки. Фирме следует продолжать свою деятельность только в случае, если цена выше или равна долгосрочным предельным издержкам.

Ценообразование на монополизированном рынке


Монополия — тип структуры рынка, который характеризуется следующими чертами:

  • на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;
  • нет близких заменителей продукта монополиста;
  • барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен.

Барьеры для входа в отрасль  могут возникнуть вследствие различных  причин:

  • исключительные права, получаемые от правительства
  • имеющиеся патенты и авторские права, которые могут обеспечивать монопольные позиции лишь на ограниченное число лет;
  • контроль со стороны монополиста всего предложения какого-либо производственного ресурса (De Beers,-85% реализуемых, алмазов)
  • необходимость осуществления больших единовременных вложений в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть так как это часто затраты на создание специализированного оборудования;
  • высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков

В отличие от совершенного конкурента, монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и ее цену.

Поскольку монопольное предприятие  сосредоточило в своих руках  весь выпуск продукции монополист стоит  перед выбором: ограничить ли объем  продаж для поддержания высокой  цены или снизить цену в целях  увеличения объема реализации.

Таким образом, при определении, как установить объем выпуска, монополист должен иметь в виду, что по мере расширения своего производства он не только что-то приобретает (стоимость дополнительно выпущенной продукции), но и что-то теряет (часть стоимости прежнего объема производства из-за снижения цены).

В условиях совершенной конкуренции  это также имеет место: по мере расширения производства в отрасли  цена снижается. Но при этом каждый производитель в отдельности  не может предотвратить снижение цены, он может только увеличить выпуск и при сложившейся цене получить доход, прежде чем цена снизится в очередной раз.

Информация о работе Лекции по "Ценообразованию"