Ценовая политика и стратегия предприятия в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:06, контрольная работа

Краткое описание

Современный этап развития нашего общества характеризуется качественными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности, прежде всего – экономической. Среди различных рычагов экономического механизма управления экономикой центральное место принадлежит ценам и ценообразованию.
Цены являются активным инструментом формирования структуры производства, оказывают решающее воздействие на движение общественного продукта в материально-вещественной форме, способствуют эффективности производства, влияют на распределение и использование рабочей силы, предопределяют уровень жизни населения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Цена и ценообразование как инструмент маркетинговой деятельности……6
2 Роль ценовой политики в современных условиях……………………………9
3 Основные ценовые стратегии и методы ценообразования………………..11
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………22

Файлы: 1 файл

Тулякова.doc

— 106.50 Кб (Скачать)


2

 

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГУСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)

 

Факультет Подготовки Авиационных Специалистов

Кафедра управления и экономики на воздушном транспорте

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Ценообразование в ГА»

Тема: Ценовая политика и стратегия предприятия в условиях рыночной экономики

 

 

 

 

Выполнил курсант группы М3-09-1

Сотникова О.Н.

Проверил преподаватель:

Тулякова Л.М.

 

 

 

Ульяновск 2012            

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Цена и ценообразование как инструмент маркетинговой деятельности……6

2 Роль ценовой политики в современных условиях……………………………9

3 Основные ценовые стратегии и методы ценообразования………………..11

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованных источников…………………………………………22

 

 


Введение

 

Современный этап развития нашего общества характеризуется качественными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности, прежде всего – экономической. Среди различных рычагов экономического механизма управления экономикой центральное место принадлежит ценам и ценообразованию.

Цены являются активным инструментом формирования структуры производства, оказывают решающее воздействие на движение общественного продукта в материально-вещественной форме, способствуют эффективности производства, влияют на распределение и использование рабочей силы, предопределяют уровень жизни населения.

Ценовая политика является составной частью экономической политики государства и в условиях перехода к рыночным отношениям имеет важное значение.

Ценовая политика – очень сложный и тонкий инструмент рынка, в действии которого разобраться весьма не просто. Одной из основ успешной реализации политики цен является изучение вопросов экономической сущности цен, методологии ценообразования, государственного регулирования цен.

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь отражаются на процессах формирования цен.

Государства с рыночной экономикой оказывают регулирующее воздействие на ценообразование путем создания специальных административно-правовых механизмов. Государство влияет на процесс внутреннего ценообразования в основном по двум направлениям: посредством прямого регулирования и путем контроля за ценами.

Цена и их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки-продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

Цены представляют тонкий, гибкий инструмент, и в тоже время довольно мощный рычаг управления экономикой. В основе формирования цены лежит сложение издержек производства (себестоимость) фактически осуществленных предпринимателем на производстве того или иного товара (работ, услуг) и минимально допустимой с его точки зрения прибыли.

Под таким определением цены может пониматься лишь минимально допустимая цена, предполагаемая предпринимателем, но и устанавливаются цены нам рынке спросом и предложением.

Цена и ценовая политика для предприятия являются вторым после товара существенным элементом маркетинговой деятельности.

Принятие решения в области цен сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы внутреннего состояния предприятия и соответствующего рынка, под влиянием которых формируется рыночная цена. В современных условиях ценообразующая политика в России заключается в основном в контроле за уровнем цен и выполнением государственной дисциплины цен в отношении объектов ценообразования.

Целью курсовой работы является изучение ценовой политики фирмы.

Объектом исследования является ОАО «Молочный комбинат Саранский».

Задачи, поставленные в данной работе можно сформулировать следующим образом:

-   рассмотреть сущность цены и ценообразования в рыночной экономике;

-   выявить факторы влияющие на уровень цен;

-   провести анализ ценовой политики на предприятии;

-   разработать предложения по совершенствованию ценовой политики.

 

 


1. Цена и ценообразование как инструмент маркетинговой деятельности

 

Одним из ключевых элементов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика.

Цена как экономическая категория имеет несколько определений:

-   денежное выражение стоимости товара;

-   экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины, затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени;

-   количественное соотношение конкретных спроса и предложения;

-   фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара.

Цена и их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки-продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

Будучи широко употребительными в экономике любого типа, цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с директивной, чисто распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.

Цены представляют тонкий, гибкий инструмент, и в тоже время довольно мощный рычаг управления экономикой. В основе формирования цены лежит сложение издержек производства (себестоимость) фактически осуществленных предпринимателем на производстве того или иного товара (работ, услуг) и минимально допустимой с его точки зрения прибыли.

Под таким определением цены может пониматься лишь минимально допустимая цена, предполагаемая предпринимателем, но и устанавливаются цены нам рынке спросом и предложением.

Цена и ценовая политика для предприятия являются вторым после товара существенным элементом маркетинговой деятельности.

Принятие решения в области цен сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы внутреннего состояния предприятия и соответствующего рынка, под влиянием которых формируется рыночная цена.

Существует множество цен, посредством которых осуществляется управление экономикой предприятия и в целом экономикой страны. Во многих случаях цена может быть много выше сложившейся на предприятии, может быть и ниже, например, цена аукционная, складывающаяся при продаже товара на аукционе, является наивысшей ценой, предложенной за товар;

-   цена валовая – цена, исключающая затраты на перевозки, страхование и другие расходы;

-   цена восстановленная – цена, достигшая прежнего уровня после цикла понижения или повышения;

-   цена демпинговая – согласно антидемпинговому закону экспортная цена, которая ниже, чем на внутреннем рынке, или ниже мировой цены;

-   цена льготная – пониженный уровень цены на товар в целях стимулирования продаж либо цена, формируемая для отдельных групп покупателей;

-   цена лимитированная, лимитная – минимальная гарантированная цена, на которой государство или другой заказчик, потенциальный покупатель гарантируют производителю закупку данного товара, устанавливается на определенный период;

-   цена успокаивающая – цена, устанавливаемая продавцом чуть ниже привычной круглой величины, такая цена используется как психологический прием для привлечения покупателей и т.д.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и с другой – ценообразование как способ правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которыми люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активной, задающей частью всего ценового механизма. Оно собственно, и предопределяет величину цены, но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования:

-   рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения;

-   централизованное государственное ценообразование – формирование цен государственными органами. При этом в раках затратного ценообразования в основу формирования цен ложатся издержки производства и обращения.

Перед всеми предприятиями в качестве одной из основных проблем встает определение цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено воздействию множества факторов.

Рынок и цена – категории, обусловленные товарным производством. При товарном производстве экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, заработной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизводства. Все стоимостные категории теснейшим образом взаимосвязаны, каждая из них занимает соответственное место, определяемое тем аспектом экономических отношений, которые она выражает. В системе стоимостных категорий цена занимает центральное место. Представляя денежное выражение стоимости, она отражает совокупность экономических отношений.

 

2 Роль ценовой политики в современных условиях

 

Функцию цены характеризует совокупность общих свойств, которые активно присущи ей как экономические категории. Эти качества определяют роль и место цены в хозяйственном механизме и активно воздействуют на экономические процессы. При всем разнообразии теоретических трактовок присущих цене функций, их проявлений на практике большинство экономистов признает за данной категорией пять основных функций.

Учетная функция цены отражает необходимые затраты труда на выпуск и реализацию этой или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья. Материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства, но и размер прибыли.

В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели – валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественные – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

Функция цены как средство рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и де стимулирующее воздействие на производство.

Информация о работе Ценовая политика и стратегия предприятия в условиях рыночной экономики