Вопрос о размещении предприятий розничной торговли в городе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:48, реферат

Краткое описание

Важность выбора места размещения будущего магазина предопределяется несколькими причинами. Во - первых, месторасположение – существенный фактор привлекательности торгового предприятия для потребителей, который влияет на решение осуществить покупку именно в данном магазине. Во – вторых, с точки зрения владельца, местоположение магазина может являться, устойчивым конкурентным преимуществом.

Файлы: 1 файл

doklad4.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

    К ВОПРОСУ О РАЗМЕЩЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ  ТОРГОВЛИ В ГОРОДЕ 

Бакаева В.В., д.э.н., профессор, кафедры коммерции СибУПК

Сабаева Н.Н., ассистент кафедры маркетинга СибУПК 

    Сибирский университет потребительской кооперации

    г. Новосибирск, e-mail: nina81@ngs.ru 

    Местоположение  предприятий розничной торговли – одна из наиболее значимых составляющих успеха розничного продавца.

    Важность  выбора места размещения будущего магазина предопределяется несколькими причинами. Во - первых, месторасположение – существенный фактор привлекательности торгового предприятия для потребителей, который влияет на решение осуществить покупку именно в данном магазине. Во – вторых, с точки зрения владельца, местоположение магазина может являться, устойчивым конкурентным преимуществом.

    Система размещения предприятий розничной торговли непосредственно связана с современными требованиями к градостроительству, городской планировке, организации городской территории и организации быта населения.

    Проблемы  расположения предприятий розничной торговли находятся в сфере интересов не только предпринимателей, покупателей, но и власти.

    Основные  интересы предпринимателя можно  представить следующим образом:

    - доступность будущего предприятия для пассажирского и грузового транспорта;

    - минимальный уровень конкуренции в зоне действия будущего предприятия;

    - соответствие уровня доходов потенциальных покупателей уровню ассортимента и оказываемых услуг

    - размер потенциального покупательского потока.

    Интересы  потребителя заключаются в следующем:

    - доступность магазина (транспортная, либо пешеходная);

    - предлагаемая ассортиментная модель;

    - характер и уровень торговых услуг;

    Предприятия розничной торговли размещаются в соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Строительные нормы и правила градостроительство планировка и застройка городских и сельских поселений», поэтому с позиции властных структур необходимо соблюдать установленные этим документом требования:

    - при размещении предприятий обслуживания  следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке в соответствии с действующими СНиП;

    - при определении вместимости  предприятий обслуживания следует дополнительно учитывать транзитное население (работающие на производственных предприятиях и в учреждениях в зоне обслуживания, учащихся высших и средних специальных учебных заведений в зоне обслуживания, внутригородские транзитные пассажиры в транспортном узле у рассчитываемого предприятия, приезжающее население из других населенных мест);

    - радиус обслуживания размещаемого  предприятия должен соответствовать действующим СНиП.

    В плановой экономике проблема размещения предприятий розничной торговли рассматривалась только с позиции государственных органов управления, так как в то время отсутствовала частная собственность в торговле.

    Различалось два типа размещения:

    - рассредоточенное;

    - концентрированное;

    Рассредоточенное  размещение предприятий торговли сложилось  в городах в связи с тем, что торговая сеть создавалась постепенно, по мере завершения строительства отдельных  частей города, без единого комплексного плана ее организации.

    Концентрированное размещение предприятий торговли нашло  отражение в трёхступенчатой системе обслуживания населения [1].

    Теоретической основой построения трехступенчатой  системы обслуживания являлась классификация торговой сети в соответствии с частотой приобретения тех или иных товаров. В действительности покупательский спрос всегда носил и носит комплексный характер, и потребитель стремится сделать покупки одновременно.

    С переходом к экономике нового типа, в связи с изменениями в архитектуре произошли существенные изменения в розничной торговле, а, следовательно, изменились и взгляды на размещение предприятий розничной торговли.

    Сегодня, перед тем как принять решение о месторасположении городского торгового предприятия, розничному торговцу необходимо определить, какой тип месторасположения наилучшим образом подходит для товаров и услуг, которые организация предлагает на рынке.

    Существует  три основных типа месторасположения для магазина:

    - центральные деловые районы;

    - торговые центры;

    - отдельно стоящие торговые предприятия [2].

    Традиционно представление о том, что приближение торговых предприятий к центральным районам, является наиболее выгодным для продавца, поскольку при этом возрастает мощность и интенсивность покупательского потока. Между тем, новейший опыт организации и размещения торговых предприятий дает весьма убедительные примеры в пользу преимуществ другого подхода к размещению розничных торговых предприятий: на окраине, на значительном удалении их как от центра города, так и от места проживания покупателей.

    Таким образом, с точки зрения именно размещения розничных торговых предприятий в городе, можно назвать два подхода:

    - тяготение к центральным районам  города;

    - размещение крупнейших по размеру торговых предприятий на окраине.

    Полагаем, что данные подходы получили распространение в связи с теми или иными предпочтениями потребителей.

    При поиске подходящего места для  размещения магазинов, розничные торговцы руководствуются рядом факторов:

    - потенциальный покупательский поток,

    - окружающая обстановка,

    - остановки общественного транспорта, стоянки для автомобилей.

    Кроме того, предпринимателю важно знать ответы на вопросы:

    - будут ли окружающие магазины  конкурировать за одних и тех  же покупателей и продавать однотипные товары?

    - будут ли они способствовать  расширению торговли, поскольку  торгуют смежными товарами?

    - будут ли они противоречить имиджу друг друга?

    Правильное  местоположение розничной торговли должно обеспечить:

    - оптимальное соотношение видов розничной торговой сети, позволяющих использовать магазинные и внемагазинные формы продажи товаров;

    - рационализацию товарного ассортимента  за счет организации крупных торговых объектов;

    - рационализацию торговых процессов  за счет внедрения современных форм торгового обслуживания, а также организацию дополнительных торговых услуг населению.

    Розничный торговец должен брать во внимание, то, что идеальное место для расположения магазина, вряд ли существует. Любая зона имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

    Задача  заключается в том, чтобы усилить  первые и ограничить вторые. 
 

    Библиографический список

    1. Предприятия розничной торговли: пособие по проектированию. Государственное издательство литературы по строительное архитектуре и строительным материалам. М.-1962 г.

    2. Никишкин В.В. Маркетинг розничной торговли. Теория и методология / В.В Никишкин. 2-е изд. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 
 

 

     Аннотация доклада 

    В статье обозначены основные проблемы, связанные с размещением городских розничных торговых предприятий, возникшие в условиях рыночных отношений.

    При этом рассматриваются интересы трех групп субъектов:

    - органов муниципальных властей;

    - предпринимателей;

    - покупателей.

 

Заявка

Фамилия Сабаева

Имя Нина

Отчество Николаевна

Место работы кафедра маркетинга СибУПК

Должность ассистент

Ученое  звание, ученая степень ______________

Название  доклада  «К вопросу о размещении предприятий розничной торговли в городе»

Тел., 8-9137696281 e – mail nina81@ngs.ru

Почтовый  адрес г. Новосибирск, ул. Кропоткина 106 кв. 24 
 
 

Информация о работе Вопрос о размещении предприятий розничной торговли в городе