Социальная стратегия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 09:04, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследования социальных стратегий в системе управления организации обусловлена и тем, что этот вид социальной активности приобретает специфику в глобализирующемся обществе. Исторические реалии таковы, что России предстоит в сжатые сроки преодолеть процессы, происходившие в течение десятилетий в странах с развитой экономикой и в условиях демократии. В связи с этим разработка социальных стратегий в системе управления организации как деятельность с выраженной общечеловеческой доминантой приобретает особую значимость, а его теоретическое осмысление – небывалую остроту. Поэтому в наши дни управлениями социальными стратегиями в системе управления организации представляет большой интерес для науки и практики; философии и социологии.

Файлы: 1 файл

Социальна стратегия.docx

— 40.32 Кб (Скачать)

      В   соответствии   с   этим   основой   организации   производственного  процесса и развития творческого   потенциала персонала становится  система  управления   знаниями.   Данный   термин   означает   превращение   фирмы      в  самообучающуюся       систему,   лабораторию      передового   опыта,   которая   вовлекает   в   процесс   принятия   решений   весь персонал.

      Вместе   с   тем   необходимо   отметить,  что   внедрение   рассмотренной выше   системы   управления      персоналом   требует   значительных   ассиг- нований и повышения эффективности их использования. Общеизвестно, что инвестирование в подготовку кадров носит долгосрочный характер и их отдача распространяется на все время, пока работник трудится на данной фирме.

   Проблема  сокращения текучести кадров, как показывает опыт промышленно развитых стран, может быть решена только в рамках новой модели трудовых отношений и мотивации труда. Так, например, американские фирмы в последнее время начинают заимствовать многое в этой области из японской системы: гарантия от увольнения для основного ядра работников; участие в прибылях; введение пенсий; система индивидуального планирования карьеры и т. п.

      В   современных   условиях   для   отечественных   предприятий  значение  приобретает  активизация   творческого   потенциала работников, превращение их в заинтересованных в преобразованиях экономики людей, создание реальных условий для творческой реализации личности. Эта задача может быть решена в результате социального партнерства и совместных усилий предприятий  и государства.

      Руководство отечественных предприятий должно осознать настоятельную необходимость перехода к политике  «управления человеческими ресурсами», формирования новой производственной культуры, ориентированной  на человека и   предусматривающей  максимальную вовлеченность персонала в дела предприятия, поощрение инициативы и самодисциплины.

      Однако стратегия предприятия  по мобилизации творческих ресурсов может быть достаточно эффективной только тогда, когда она будет подкрепляться долгосрочной социальной политикой государства.

      Следовательно, в настоящее время  становится все более очевидным,  что производительность труда,  мотивация и творческий потенциал персонала превращаются в важнейшие конкурентные преимущества, которые в значительной мере определяют успех реализации базовой стратегии развития предприятия.  При этом  особое значение приобретает вопрос: каким образом функции стратегического управления кадрами смогут повысить адаптационные способности предприятия, обеспечить его инновационное развитие.

      В качестве основных компонентов социальной стратегии отечественного предприятия можно назвать следующие.

      I. Стратегия развития кадрового  потенциала предприятия. 

      Каждое предприятие должно ясно  представлять,  каким образом  и по каким направлениям оно  будет развивать профессиональные  и творческие способности персонала,  которые являются важнейшим 

   фактором, определяющим потенциал успеха. При любом варианте базовой стратегии развития предприятия   необходимо учитывать, с помощью   каких   кадровых   ресурсов   можно  ее  реализовать.   Разработка базовой стратегии должна осуществляться   с учетом   настоящих и   будущих   возможностей персонала.

      Стратегия развития   кадрового   потенциала предприятия   связана  с реализацией на практике  различных аспектов управления персоналом предприятия.

      Представляется, что эта стратегия  должна рассматриваться как непрерывный процесс, включающий следующие элементы.

      1. Планирование кадровых потребностей предприятия, в процессе которого необходимо учитывать как количественные (сколько  необходимо персонала), так и качественные его характеристики.

      2. Стратегия формирования персонала предприятия, которая должна  предусматривать   проведение   интенсивных   исследований   на  рынке труда для того, чтобы заранее оценить возможности своего кадрового обеспечения.

      Причем, каждое предприятие должно внимательно следить за своим имиджем на рынке рабочей силы. Именно имидж превращается в решающий фактор привлекательности предприятия, определяющим его шансы привлечения новых кадров. Следует отметить, что эти шансы значительно выше у предприятий  с достаточно хорошо налаженной системой стимулирования персонала.

      3.  Стратегия развития персонала  предприятия,  которая должна       заключаться в достижении максимального соответствия возможностей работника требованиям, которые к нему предъявляются.

         Для этого персоналу предприятия должны быть созданы необходимые условия. Прежде всего это касается обеспечения условий для развития персонала на рабочих местах.

      В этой связи особое значение  приобретает формирование стратегии  управления процессом подготовки  и переподготовки кадров, создания  необходимых условий для развития творческой активности работников и самореализации личности в процессе профессионального роста и создания карьеры.

      Более того, процесс развития  персонала должен быть тесно  увязан с общеорганизационным  развитием предприятия. 

      4. Стратегия использования и сохранения персонала, которая должна предусматривать конкретное закрепление сотрудников на предприятии и стимулирование с помощью соответствующего инструментария отдачи персонала и повышения производительности.

      Причем, наряду с широко практикуемыми материальными стимулами на первый план выходит более взвешенная концепция поощрения труда — организация рабочего времени, увеличение возможности личного развития, расширение участия в коммуникационном процессе и т. п. Подобное стимулирование будет содействовать развитию предпринимательского духа и инновационной активности персонала.

      В этой связи особое значение  приобретает разработка на предприятии  специального мотивационного механизма, направленного на индивидуальные потребности и интересы работников, что в конечном счете определяет их поведение в процессе трудовой деятельности (рис. 2).

      В качестве основных компонентов мотивационного механизма можно назвать:

      -   внутренние биосоциальные факторы мотивации поведения;

      -   внешние стимулы экономического поведения.

      5. Мотивационный механизм. В общем случае мотивационный механизм на предприятии может включать реализацию следующих  последовательных      процедур:

      -   обоснование и выбор управленческим работником целей и задач       мотивационной деятельности на предприятии;

      -   выбор конкретной модели мотивационного механизма на основе       анализа и   оценки   внутренних факторов   мотивации   и   внешних       стимулов   экономического  поведения   работников   предприятия.

      Необходимо   отметить,   что   полнота   удовлетворения     потребностей членов трудового коллектива предприятия зависит от того, насколько правильно осуществлена постановка целей и выбор способов активизации факторов мотивации поведения, степени осознания и принятия подчиненными мотивирующих воздействий со стороны руководителя.

   Мотивационный   механизм

Творчество Потребности Цели Ценностные  ориентации Установки Интересы Мотивы
   
Внутренние факторы мотивации
 

   

     

   Внешние стимулы  мотивации
Социально-политические условия Природная среда Духовная культура Жилищно-бытовые  и семейные условия Законодательство Производственные  условия Финансовая  и налоговая политика
 

   рис. 2 Принципиальная схема мотивационного механизма на предприятии

      6.  Стратегия  сокращения персонала   предприятия,  которая   предполагает   разработку   тщательно   дифференцированного   инструментария сокращения штатов.

      П. Базовая социальная стратегия  предприятия. 

      Содержание данной стратегии  заключается в обеспечении комплексного развития социальной сферы  предприятия, которая может включать следующие основные составляющие.

      1. Совершенствование социальной структуры производственного коллектива предприятия.

      На основе анализа и оценки  социально-квалификационной структуры работников предприятия, учитывая цели и планируемые результаты других функциональных стратегий, определяются основные направления деятельности в социальной сфере как в производственном коллективе   в   целом,  так   и   в   разрезе   отдельных   социальных   групп (женщин, молодежь, рабочие, служащие и т.  п.).

      2. Улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работающих.

      Разработка данного  раздела  базовой   социальной   стратегии   предприятия должна  осуществляться   с   учетом   специфики   производства, которая определяет условия труда, характер профессионального травматизма и профессиональных заболеваний.

      3. Улучшение жилищно-бытовых и социально-культурных условий работающих и их семей.

      В данном разделе базовой социальной стратегии определяются основные цели и средства по формированию и совершенствованию социальной инфраструктуры предприятия.

      III. Целевые социальные программы. 

      В рамках разработки и реализации  социальной стратегии могут выделяться целевые программы для решения наиболее приоритетных задач социального развития предприятия. Так, например, могут разрабатываться такие целевые программы, как «Здоровье», «Жилье», «Мать и ребенок» и др.

      IV. Социальная защищенность работников  предприятия. 

      В этом разделе стратегии предприятия за счет средств из прибыли могут устанавливаться дополнительные компенсации работающим, пенсионерам, женщинам-матерям, уменьшаться   стоимость товаров  и услуг, реализуемых в рамках социальной инфраструктуры организации.

   Финансовое  обеспечение  (составление бюджета)  социальной стратегии предприятия может формироваться несколькими способами.

      Во-первых, руководство предприятия  само обосновывает и определяет сумму средств на социальное развитие, т. е. исходит из наличных средств.

      Во-вторых,   планирование   бюджета   социальной           стратегии   предприятия   может основываться   на  определении   процента  от   получаемой прибыли.

      В-третьих,  планирование  бюджета  социальной  стратегии   предприятия   может   исходить   из   конкретных   целей   и   средств,   необходимых для реализации конкретных социальных мероприятий.

      Выбор   определенного  метода  обоснования   и   составления   бюджета социальной стратегии должен осуществляться индивидуально в зависимости  от специфики  конкретного предприятия   и определяться его руководством. 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В заключение можно сказать, что актуальность исследования социальных стратегий в системе управления организации обусловлена и тем, что этот вид социальной активности приобретает специфику в глобализирующемся обществе.

      Проектирование социальных стратегий, как выявление оптимального варианта социального развития организации, дает возможность определять тактику и стратегию взаимодействия; технологию воздействия на объект, выбор способов планомерного осуществления нововведений. Социальное проектирование как понятие более высокого уровня обобщения включает в себя социальное планирование и прогнозирование. Социальный проект определяется как система сформулированных проектных целей и создаваемых для этих целей учреждений, физических объектов, а также разрабатываемых и утверждаемых соответствующих документов (программ, планов, расчетов и др.); рассчитываемых необходимых ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, временных); управленческих решений, мероприятий по достижению целей В этом смысле на российских предприятиях неизмеримо возрастает роль департамента социальных стратегий, призванных различными методами социологии прикладного характера добиваться экономического развития предприятия устранением на нем контрпродуктивных конфликтов неэкономическими методами.  
 
 
 

Информация о работе Социальная стратегия