Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:07, реферат

Краткое описание

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.

Файлы: 1 файл

семинар по экономике.docx

— 33.80 Кб (Скачать)

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года 
(утв. распоряжением Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. N 1538-р)

I. Общие положения

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и  сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни  населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.

Стратегия разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации  от 12 мая 2009 г. N 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р, Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212, Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 2205-р, стратегических документов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, и иных прогнозно-стратегических и нормативных документов.

В Стратегии:

проанализировано современное  состояние, проблемы и предпосылки  развития экономики и социальной сферы Южного федерального округа;

сформулированы цели и задачи развития с учетом общих приоритетов развития Российской Федерации и специфики  текущего состояния, а также конкурентного  потенциала регионов, входящих в состав Южного федерального округа;

разработаны сценарии и долгосрочный прогноз социально-экономического развития на период до 2020 года;

определены задачи, приоритеты, целевые  индикаторы, механизмы и необходимое  ресурсное обеспечение развития основных отраслей экономики и социальной сферы;

даны предложения по совершенствованию  пространственной структуры экономики  Южного федерального округа с учетом тенденций социально-экономического развития входящих в его состав субъектов  Российской Федерации и дальнейшего  развития форм, масштабов и качественного  содержания межрегиональных связей.

1. Общая характеристика  и современные тенденции социально-экономического  развития Южного федерального  округа

Южный федеральный округ объединяет в своем составе 6 субъектов Российской Федерации: Республику Адыгея, Республику Калмыкия, Краснодарский край, Астраханскую, Волгоградскую и Ростовскую области. Округ расположен на крайнем юге европейской зоны России, занимает южную часть Восточно-Европейской равнины, северо-запад Прикаспийской низменности и западную часть Большого Кавказского хребта. Территория Южного федерального округа составляет 420,9 тыс. кв. километров.

Главными особенностями Южного федерального округа являются:

выдающееся в масштабах Евразии  транспортно-географическое положение, обусловленное наличием Волго-Каспийского  пути из Северной и Центральной Европы в страны Средней, Юго-Западной и  Южной Азии, а также наличием Транссибирско-Черноморского пути, связывающего страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Корея, Япония) со странами Средиземноморского бассейна. Уникальный транспортно-транзитный потенциал Южного федерального округа должен стать важнейшим фактором развития данного макрорегиона;

наиболее благоприятные для  проживания, отдыха и для сельского  хозяйства природно-климатические  условия и природно-ресурсный  потенциал.

Высокая социально-экономическая  привлекательность Южного федерального округа обусловливает относительное  улучшение в нем динамики демографических  и миграционных процессов. Как следствие, по плотности населения Южный  федеральный округ занимает 3-е  место среди федеральных округов  страны (после Северо-Кавказского и Центрального федеральных округов), по динамике численности населения - 2-е место (после Северо-Кавказского федерального округа), по масштабам, уровню и темпам развития санаторно-курортной и туристической сфер - 1-е место; достаточно мощный промышленно-производственный потенциал, занимающий в некоторых отраслях агропромышленного комплекса, сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, пищевой промышленности ведущие позиции в стране.; формирующийся спортивно-рекреационный и транспортно-инфраструктурный Сочинский олимпийский комплекс, который стал катализатором социально-экономического развития Краснодарского края (в перспективе, после окончания работ на олимпийских объектах, его основные производственные звенья - трудоресурсное, строительное, технико-технологическое - могут и должны стать экономической базой развития инфраструктуры международных транспортных коридоров на всей территории округа).

Численность населения Южного-федерального округа (13713,5 тыс. человек на 1 января 2010 г.) составляет немногим менее 10 процентов населения Российской Федерации и, несмотря на некоторое ее снижение в последнее десятилетие, по основным демографическим характеристикам округ имеет положительную динамику, хотя темпы этих изменений несколько ниже среднероссийских. Так, отмечается рост уровня рождаемости (6-е место среди всех федеральных округов) и сокращение уровня смертности, которые обеспечили увеличение показателя естественного прироста (убыли) населения округа в последние годы, однако его абсолютное значение все еще остается отрицательным (-2,2 человека на 1000 человек населения в 2009 году). Практически все входящие в состав округа регионы находятся в первой двадцатке субъектов Российской Федерации по ожидаемой продолжительности жизни при рождении. В то же время следствием перечисленных положительных тенденций естественного движения населения становится высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население в Южном федеральном округе.

Округ отличается высокой миграционной динамикой населения, причем по характеру  миграции наблюдаются серьезные  региональные различия. В частности, Республика Калмыкия отличается значительным оттоком населения, увеличившимся  с 2004 года практически вдвое, что  компенсируется в масштабах округа высоким уровнем миграционного  притока населения в Краснодарский  край, Республику Адыгея и Астраханскую область.

В настоящее время на территории округа проживают представители  более 100 этносов. Наиболее крупные из них: русские - около 85 процентов, армяне - более 3 процентов, украинцы - 2,5 процента, казахи - 1,4 процента, калмыки - 1,2 процента, татары - 1,1 процента, адыгейцы - 1 процент общей численности населения округа..

Современная роль Южного федерального округа в экономике Российской Федерации, характеризующаяся его удельным весом в важнейших общероссийских экономических показателях, отражает пока недостаточный уровень использования  его социально-экономического потенциала. Удельный вес Южного федерального округа в основных показателях социально-экономического развития Российской Федерации за 2009 год приведен вприложении N 1. Так, при том, что по данным за 2009 год доля округа в соответствующих показателях по Российской Федерации составляет: по численности населения 9,7 процента, по занятым в экономике - 9,3 процента, по основным фондам - 6,1 процента (по оценке за 2008 год), здесь производится только 6 процентов совокупного валового регионального продукта и 5,1 процента всей промышленной продукции. Вместе с тем высокоразвитый агропромышленный комплекс Южного федерального округа обеспечивает примерно седьмую часть (13,7 процента) общего по Российской Федерации объема производства сельскохозяйственной продукции.

В настоящий период экономика Южного федерального округа сохраняет сильные  конкурентные позиции на общероссийском рынке по достаточно широкой номенклатуре промышленных товаров. Агропромышленный комплекс округа обеспечивает 12,5 процента общего по стране объема производства мяса и мясопродуктов, почти 11 процентов  яиц и цельномолочной продукции, около 12 процентов животного масла, 46 процентов растительного масла, 33 процента сахара-песка. Существенное развитие в округе получила легкая промышленность, ориентированная в  значительной степени на поставки в  другие регионы страны. На территории Южного федерального округа производится десятая часть всех трикотажных  изделий Российской Федерации и 28 процентов обуви.

Положение Южного федерального округа на пересечении двух основных евроазиатских  транспортных направлений Восток - Запад и Север - Юг обусловливает  перспективы развития его транспортной инфраструктуры.

Транспортно-логистическая инфраструктура округа, относительно развитая в настоящий период, с учетом роста транспортных потребностей производства и населения, а также объемов внешней торговли без инновационной модернизации и значительных инвестиций не сможет обеспечить в перспективе необходимый уровень транспортной доступности и качество услуг, тем самым будет сдерживаться реализация транзитного потенциала территории и развитие транспортно-логистических технологий, снижаться пространственная мобильность и возможности роста уровня и качества жизни населения.

Для снятия инфраструктурных ограничений  должно быть обеспечено комплексное  развитие опорной транспортной сети федерального значения, развитие существующих и формирование новых международных  транспортных коридоров, создание современной  логистической инфраструктуры.

Развитие транспортной инфраструктуры Южного федерального округа будет обеспечиваться выполнением программных мероприятий  по модернизации и развитию аэропортовых комплексов, транспортных узлов, участков автомобильных и железных дорог  и объектов на них, а также инфраструктуры внутренних водных путей, что позволит повысить уровень интеграции округа в единое экономическое пространство России и обеспечить его подключение  к глобальной транспортной системе.

В настоящее время Южный федеральный  округ является энергодефицитным регионом. Его энергетические системы устарели, основное оборудование характеризуется высокой степенью износа.

Стратегической целью развития энергетического комплекса округа на период до 2020 года будет являться преодоление дефицита электроэнергии путем дальнейшего развития, обеспечения  надежности и устойчивости функционирования регионального энергетического  комплекса. Формирование рациональной структуры генерирующих мощностей  в Южном федеральном округе предполагается обеспечить за счет расширения, модернизации и нового строительства 32 объектов. Стратегическими целями развития сетевого сектора являются: модернизация электросетевого комплекса на основе новых технологий, повышение эффективности и инвестиционной привлекательности энергокомпаний, осуществление полного комплекса производственно-технологических операций по передаче электроэнергии по распределительным сетям в необходимом объеме с обеспечением высокой надежности и качества.

Темпы роста производства в Южном  федеральном округе в последнее  десятилетие превышали среднероссийские, рост валового регионального продукта составил в округе в 2009 году 165,7 процента по отношению к 2000 году, рост промышленного производства - 153,4 процента (средние по стране показатели составляли соответственно 159,2 процента и 135 процентов).

Тенденции развития экономики Южного федерального округа и факторы, их определяющие в 2000-2009 годах, в целом совпадали  с общероссийскими. К числу таких тенденций относятся:

рост внутрирегионального спроса на товары отечественного производства и импорт;

снижение влияния экспортного  спроса на общерегиональную динамику.

Динамика макроэкономических показателей  в округе складывалась под действием  ряда структурных факторов и особенностей экономического развития, имеющих долгосрочный характер.

Структура производимой в округе валовой  добавленной стоимости отличается от среднероссийской высокой долей сельского хозяйства, удельный вес которого в Южном федеральном округе почти втрое превосходит средний показатель по стране, высокой долей транспорта и связи, прежде всего в Краснодарском крае и Астраханской области, где расположены транспортные комплексы международного и межрегионального значения, а также высокой долей сектора социальных услуг (доля социальных услуг выше средней по стране во всех южных регионах, кроме Волгоградской области, особенно велика она в Республике Адыгея и Республике Калмыкия, где в силу низкого экономического потенциала сектор бюджетных услуг является существенным фактором занятости и формирования доходов).

Несмотря на высокую долю социальных услуг, удельный вес сервисного сектора  в целом в Южном федеральном  округе ниже, чем в других федеральных  округах, доля наиболее высокодоходных услуг коммерческого характера  в валовой добавленной стоимости  во всех регионах Южного федерального округа ниже среднероссийской, исключая Краснодарский край. Для трудоизбыточного региона с относительно дешевой рабочей силой, которая может быть эффективно занята в сервисных отраслях, это отражает, с одной стороны, недостаточный уровень развития рыночных услуг в округе (особенно в сфере транспорта и связи, а также бытовых услуг), с другой стороны, вероятно, недоучет доходов в сервисном секторе округа за счет теневого бизнеса и нерегистрируемой экономической деятельности.

Южный федеральный округ и все  входящие в его состав субъекты Российской Федерации относятся к числу  ввозящих регионов, чистый ввоз добавленной  стоимости составляет порядка 20 процентов  от ее производства. В динамике масштабы перераспределения валовой добавленной  стоимости в пользу Южного федерального округа обнаруживают тенденцию к  росту. Объемы используемой в округе валовой добавленной стоимости  превышают объемы ее производства и  достаточны только для покрытия текущего потребления домашних хозяйств и  органов государственного управления. Ресурсы, необходимые для формирования накопления, завозятся в округ  извне. Это означает, что сильное  влияние на региональную динамику оказывает  инвестиционная привлекательность  регионов Южного федерального округа для частных инвесторов, а также  возможность привлечения в регион бюджетных инвестиций.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года