Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:07, реферат

Краткое описание

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.

Файлы: 1 файл

семинар по экономике.docx

— 33.80 Кб (Скачать)

В структуре денежных расходов населения  покупка товаров и услуг составляет 84,5 процента при среднем по стране показателе 74,1 процента. Это самый  высокий среди федеральных округов  показатель. Южный федеральный округ  имеет низкие показатели прироста финансовых активов населения и расходов на приобретение недвижимости, при  том что ввод жилья на 1000 человек населения в южных регионах (кроме Республики Адыгея и Республики Калмыкия) выше среднего по стране. Важным фактором, определяющим эту черту экономики Южного федерального округа, является приток денежных средств, направляемых на текущее потребление домохозяйств и на накопление, из других регионов. В результате спрос на недвижимость в южных регионах, как и потребительский спрос, сильно зависит от притока денежных ресурсов из-за пределов региона.

Современное социально-экономическое  развитие Южного федерального округа характеризуется преобладанием  позитивных процессов постепенного преодоления имевшей место в 2008-2009 годах глубокой рецессии в отечественной  экономике, произошедшей в результате глобального финансово-экономического кризиса.

В 2009 году общий уровень экономической  активности на территории Южного федерального округа (в совокупности отражающий ее уровень по важнейшим отраслям экономики: промышленности, сельскому  хозяйству, строительству и торговле) по сравнению с уровнем 2008 году сократился на 10,7 процента на фоне снижения экономической  активности по России в целом на 7,7 процента. Наряду с этим в течение 2009 года существенно обострилась  ситуация на рынке труда в большинстве  регионов Южного федерального округа. В целом по округу общий уровень  безработицы (рассчитанный по методологии  Международной организации труда) возрос с 6,5 процента в 2008 году до 8,6 процента в 2009 году, при том что по Российской Федерации он увеличился с 6,3 процента до 8,4 процента.

В то же время произошедший в первой половине 2010 года перелом в развитии экономики страны позволил существенно  улучшить тенденции социально-экономического развития Южного федерального округа и всех входящих в его состав регионов. Так, индекс динамики экономической  активности в I полугодии 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 года по Южному федеральному округу в целом составил 107,7 процента против 104,9 процента по Российской Федерации, причем по всем регионам Южного федерального округа данный индекс за указанный период также превысил среднероссийское значение.

В сфере промышленного производства за первые 6 месяцев 2010 года прирост  продукции по округу составил 8,6 процента, что несколько ниже, чем в среднем  по России (10,2 процента). Существенно  выше среднероссийского значения за отмеченный период оказался в Южном федеральном округе прирост продукции сельского хозяйства, составивший 6 процентов против 2,9 процента по Российской Федерации.

Активизация инвестиционной деятельности на территории округа, в значительной степени локализованная в пределах Краснодарского края, обусловила рост объема строительных работ в Южном  федеральном округе на 11,6 процента на фоне его снижения по России в  целом на 3,1 процента.

Относительно высокими темпами  в текущем году развивается в  Южном федеральном округе региональный потребительский рынок. Оборот розничной  торговли по округу увеличился в первом полугодии 2010 года на 7,7 процента (при 3,4 процента прироста по Российской Федерации  в целом). Наметившаяся положительная  тенденция на региональном потребительском  рынке Южного федерального округа подкреплена  адекватным ростом реальных денежных доходов населения, который составил по округу 7,4 процента, что существенно  выше среднероссийского показателя (4,5 процента).

Вместе с тем сохраняющаяся  неустойчивость социально-экономического положения регионов Южного федерального округа выражается в виде отсутствия позитивных изменений в финансовом положении значительной части организаций. Доля прибыльных организаций в экономике  по итогам января - июня 2010 г. уменьшилась в округе по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года с 67,7 до 66 процентов (в Российской Федерации - рост с 64,5 до 65,6 процента).

Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, по общему уровню текущей конкурентоспособности  заметно выделяется Краснодарский  край (интегральный индекс - 0,410). Также  выше среднероссийского значение указанного интегрального индекса в Волгоградской области (0,379). Более низкий уровень конкурентоспособности экономики (ниже как среднего по округу, так и среднего по России) в 2009 году наблюдался в Ростовской (0,333) и Астраханской (0,327) областях, Республике Адыгея (0,342) и Республике Калмыкия (0,336).

При этом по основным компонентам  текущей конкурентоспособности  Южный федеральный округ пока заметно уступает показателям по Российской Федерации и большинству  других федеральных округов. Так, уровень производительности труда в 2009 году составил по округу только 65 процентов от среднероссийского показателя, величина денежных доходов населения (с учетом уровня покупательной способности) - 79 процентов, среднедушевой объем частных инвестиций в основной капитал - 87 процентов, суммарный среднедушевой объем собственных бюджетных доходов регионов Южного федерального округа (с учетом уровня покупательной способности) - 65 процентов, величина экспорта на душу населения - лишь 29 процентов от соответствующего показателя по Российской Федерации.

Для экономики округа в настоящий  период характерен в целом низкий уровень инновационной активности, сводный индекс которой достигает  не более 60 процентов от среднего показателя по Российской Федерации.

Дальнейший рост конкурентоспособности  экономики Южного федерального округа и входящих в его состав субъектов  Российской Федерации, обеспечение  их сильных конкурентных позиций  в глобальной экономике на долгосрочную перспективу потребуют значительного  наращивания экономического потенциала, формирования высокоэффективной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, осуществления последовательной диверсификации и инновационной  модернизации хозяйственного комплекса  округа, значительного повышения  качества человеческого капитала.

4. Цели и стратегические задачи  долгосрочного развития Южного  федерального округа

Стратегической целью является превращение Южного федерального округа в прогнозном периоде в одного из российских лидеров инновационного развития, в оплот стабильности и  конструктивного российского влияния  в Кавказском макрорегионе, Черноморском и Каспийском бассейнах, что предполагает:

создание главной продовольственной  базы страны на основе формирования национального  мегакластера агропромышленного комплекса, включающего весь комплекс производств и инновационных центров, обеспечивающих его эффективное функционирование "от поля до продукта";

реализацию транзитного потенциала округа путем развития международных  транспортных коридоров;

развитие многофункционального рекреационного комплекса международного масштаба и всех уровней ценовой доступности;

инновационную модернизацию, развитие и создание новых промышленных районов  и кластеров на территории округа.

Одновременная реализация этих взаимосвязанных  направлений стратегического развития Южного федерального округа обеспечит:

социально-экономическую и транспортную интеграцию азово-черноморской и волжско-каспийской частей федерального округа;

растушую социальную, рекреационную  и инвестиционную привлекательность, а тем самым высокую занятость  населения округа, рост уровня и  качества жизни;

эффективное встраивание округа в  систему российской и мировой  экономики и мирового рынка, что  существенно повысит его социальную и геополитическую роль в масштабе Евразии.

Стратегия развития Южного федерального округа направлена на достижение главной  стратегической цели - существенное и  постоянное повышение уровня и качества жизни населения, прежде всего на основе эффективного использования  природно-ресурсного, транспортно-географического  и социально-демографического потенциала путем реализации сценария устойчивого  инновационного развития.

Стратегическая цель долгосрочного  развития округа предусматривает формирование эффективной экономики и комфортной социальной сферы на южных рубежах  России, сопоставимых по важнейшим  индикаторам с ближайшими соседями в Средиземноморье и с Турцией.

Решение стратегических задач развития Южного федерального округа предполагает:

существенный рост производительности труда за счет инновационного развития экономики округа, основанного на новейших технологиях, новых социальных институтах, передовом мировом знании;

активизацию экономических возможностей округа за счет модернизации старых и  создания новых экономических кластеров  и промышленных районов и преодоления  инфраструктурных ограничений;

развитие человеческого потенциала за счет гармонизации межэтнических  и межконфессиональных отношений, совершенствования системы обучения и переобучения, эффективной модернизации отраслей социальной сферы, формирования и обустройства новых крупных  городских агломераций, повышения  социальной мобильности и создания новых объектов инновационной инфраструктуры мирового уровня;

эффективное использование природно-ресурсного потенциала и защиту окружающей природной  среды, нейтрализацию негативного  воздействия водного дефицита и  возможных климатических изменений  на экономику и социальную сферу  округа.

4. Стратегии развития. Экономический  потенциал Юга России

В настоящее время Министерством  регионального развития уточняются основные направления развития территорий Российской Федерации на основе комплексного анализа их экономического потенциала и перспектив развития. В соответствии с этим обсуждение Стратегии развития Юга России становится особенно актуальным.

В рамках VIII Международного экономического форума «Предпринимательство Юга России: инновации и развитие» состоялось совместное заседание Экономического совета Ассоциации «Северный Кавказ»  и Ассоциации торгово-промышленных палат ЮФО.

В заседании приняли участие  члены Экономического совета - руководители министерств и департаментов  экономики субъектов РФ Южного федерального округа, Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, руководители торгово-промышленных палат субъектов РФ и муниципальных  образований ЮФО.

На заседании совета был рассмотрен вопрос «О стратегии развития Южного федерального округа. Взаимосвязь со стратегиями развития субъектов  РФ ЮФО».

Южный федеральный округ - целостный  природно-хозяйственный комплекс, интегрированный  в экономику России. Выгодное геополитическое  положение, высокий экономический  потенциал, хорошо развитая транспортно-коммуникационная система, близость к государственной  границе и ее большая протяженность  выводят ЮФО в ряд наиболее перспективных регионов для развития внешнеэкономической деятельности. По данным Южного таможенного управления в зоне ЮФО в настоящее время  зарегистрировано порядка 8,5 тысяч  участников внешнеэкономической деятельности, большинство из которых функционирует  в Ростовской и Волгоградской  областях и Краснодарском крае.

Предприятия региона ведут торговые отношения более чем со 120 странами мира. Ведущую позицию занимают страны дальнего зарубежья: ориентация участников внешнеэкономической деятельности в течение последних лет была направлена именно на партнеров из стран ЕС - Германии, Италии, Франции, Греции и других.

При наличии значительного потенциала хозяйственного развития регионы Южного федерального округа в настоящее  время имеют целый комплекс экономических, социальных и политических проблем. Ряд основных показателей социально-экономического развития Юга России ниже, чем в  других регионах страны.

Поэтому Стратегия экономического развития Южного федерального округа имеет огромное значение, как документ, направленный на усиление интеграционных процессов, создание взаимовыгодного  для субъектов обмена товарами, услугами, активизацию инновационных процессов, создание единых систем транспорта, коммуникаций, информационных сетей.

В настоящее время практически  всеми субъектами РФ ЮФО разработаны  собственные стратегии социально-экономического развития регионов. Поэтому согласование взаимных интересов отдельных территорий, целей, направлений развития и инвестиционных проектов имеет особое значение.

Особое значение имеют также  коррективы, которые должны быть внесены  в Стратегию, связанные с мировым  финансовым кризисом.

При разработке Стратегии использована значительная статистическая база, проведен международный и межрегиональный  сравнительный анализ по ряду основных экономических показателей, использованы современные аналитические методы.

Основные варианты социально-экономического развития юга России определяются несколькими  ключевыми факторами:

- степенью развития и реализации  сравнительных преимуществ российской  экономики в энергетике, науке  и образовании, высоких технологиях  и других сферах;

- интенсивностью инновационного  обновления обрабатывающих производств  и динамикой производительности  труда;

- динамикой развития транспортной  и энергетической инфраструктуры;

- интенсивностью повышения качества  человеческого капитала и формирования  среднего класса;

- интеграцией евроазиатского экономического  пространства.

В зависимости от реализации этих факторов выделено три качественных сценария социально-экономического развития регионов Южного федерального округа в долгосрочной перспективе - инерционный, базовый и прогрессивный варианты.

Все сценарии предполагают последовательное проведение институциональных преобразований, направленных на развитие конкуренции, защиту прав собственности и экономических  свобод, улучшение инвестиционного  климата. В то же время в рамках второго и третьего вариантов  предполагается проведение активной структурной  политики, или политики повышения  конкурентоспособности, которая оказывает  значительное влияние на состояние  инвестиционного климата, структуру  производства и экспорта.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года