Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:07, реферат
Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.
В структуре денежных расходов населения
покупка товаров и услуг
Современное социально-экономическое
развитие Южного федерального округа
характеризуется преобладанием
позитивных процессов постепенного
преодоления имевшей место в 2008-2009
годах глубокой рецессии в отечественной
экономике, произошедшей в результате
глобального финансово-
В 2009 году общий уровень экономической
активности на территории Южного федерального
округа (в совокупности отражающий
ее уровень по важнейшим отраслям
экономики: промышленности, сельскому
хозяйству, строительству и торговле)
по сравнению с уровнем 2008 году сократился
на 10,7 процента на фоне снижения экономической
активности по России в целом на
7,7 процента. Наряду с этим в течение
2009 года существенно обострилась
ситуация на рынке труда в большинстве
регионов Южного федерального округа.
В целом по округу общий уровень
безработицы (рассчитанный по методологии
Международной организации
В то же время произошедший в первой
половине 2010 года перелом в развитии
экономики страны позволил существенно
улучшить тенденции социально-
В сфере промышленного
Активизация инвестиционной деятельности на территории округа, в значительной степени локализованная в пределах Краснодарского края, обусловила рост объема строительных работ в Южном федеральном округе на 11,6 процента на фоне его снижения по России в целом на 3,1 процента.
Относительно высокими темпами в текущем году развивается в Южном федеральном округе региональный потребительский рынок. Оборот розничной торговли по округу увеличился в первом полугодии 2010 года на 7,7 процента (при 3,4 процента прироста по Российской Федерации в целом). Наметившаяся положительная тенденция на региональном потребительском рынке Южного федерального округа подкреплена адекватным ростом реальных денежных доходов населения, который составил по округу 7,4 процента, что существенно выше среднероссийского показателя (4,5 процента).
Вместе с тем сохраняющаяся неустойчивость социально-экономического положения регионов Южного федерального округа выражается в виде отсутствия позитивных изменений в финансовом положении значительной части организаций. Доля прибыльных организаций в экономике по итогам января - июня 2010 г. уменьшилась в округе по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года с 67,7 до 66 процентов (в Российской Федерации - рост с 64,5 до 65,6 процента).
Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, по общему уровню текущей конкурентоспособности заметно выделяется Краснодарский край (интегральный индекс - 0,410). Также выше среднероссийского значение указанного интегрального индекса в Волгоградской области (0,379). Более низкий уровень конкурентоспособности экономики (ниже как среднего по округу, так и среднего по России) в 2009 году наблюдался в Ростовской (0,333) и Астраханской (0,327) областях, Республике Адыгея (0,342) и Республике Калмыкия (0,336).
При этом по основным компонентам текущей конкурентоспособности Южный федеральный округ пока заметно уступает показателям по Российской Федерации и большинству других федеральных округов. Так, уровень производительности труда в 2009 году составил по округу только 65 процентов от среднероссийского показателя, величина денежных доходов населения (с учетом уровня покупательной способности) - 79 процентов, среднедушевой объем частных инвестиций в основной капитал - 87 процентов, суммарный среднедушевой объем собственных бюджетных доходов регионов Южного федерального округа (с учетом уровня покупательной способности) - 65 процентов, величина экспорта на душу населения - лишь 29 процентов от соответствующего показателя по Российской Федерации.
Для экономики округа в настоящий
период характерен в целом низкий
уровень инновационной
Дальнейший рост конкурентоспособности
экономики Южного федерального округа
и входящих в его состав субъектов
Российской Федерации, обеспечение
их сильных конкурентных позиций
в глобальной экономике на долгосрочную
перспективу потребуют
Стратегической целью является
превращение Южного федерального округа
в прогнозном периоде в одного
из российских лидеров инновационного
развития, в оплот стабильности и
конструктивного российского
создание главной
реализацию транзитного
развитие многофункционального рекреационного комплекса международного масштаба и всех уровней ценовой доступности;
инновационную модернизацию, развитие и создание новых промышленных районов и кластеров на территории округа.
Одновременная реализация этих взаимосвязанных
направлений стратегического
социально-экономическую и
растушую социальную, рекреационную и инвестиционную привлекательность, а тем самым высокую занятость населения округа, рост уровня и качества жизни;
эффективное встраивание округа в
систему российской и мировой
экономики и мирового рынка, что
существенно повысит его
Стратегия развития Южного федерального округа направлена на достижение главной стратегической цели - существенное и постоянное повышение уровня и качества жизни населения, прежде всего на основе эффективного использования природно-ресурсного, транспортно-географического и социально-демографического потенциала путем реализации сценария устойчивого инновационного развития.
Стратегическая цель долгосрочного
развития округа предусматривает формирование
эффективной экономики и
Решение стратегических задач развития Южного федерального округа предполагает:
существенный рост производительности труда за счет инновационного развития экономики округа, основанного на новейших технологиях, новых социальных институтах, передовом мировом знании;
активизацию экономических возможностей округа за счет модернизации старых и создания новых экономических кластеров и промышленных районов и преодоления инфраструктурных ограничений;
развитие человеческого
эффективное использование природно-
4. Стратегии развития. Экономический потенциал Юга России
В настоящее время Министерством регионального развития уточняются основные направления развития территорий Российской Федерации на основе комплексного анализа их экономического потенциала и перспектив развития. В соответствии с этим обсуждение Стратегии развития Юга России становится особенно актуальным.
В рамках VIII Международного экономического
форума «Предпринимательство Юга России:
инновации и развитие»
В заседании приняли участие члены Экономического совета - руководители министерств и департаментов экономики субъектов РФ Южного федерального округа, Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, руководители торгово-промышленных палат субъектов РФ и муниципальных образований ЮФО.
На заседании совета был рассмотрен вопрос «О стратегии развития Южного федерального округа. Взаимосвязь со стратегиями развития субъектов РФ ЮФО».
Южный федеральный округ - целостный
природно-хозяйственный
Предприятия региона ведут торговые
отношения более чем со 120 странами
мира. Ведущую позицию занимают страны
дальнего зарубежья: ориентация участников
внешнеэкономической
При наличии значительного
Поэтому Стратегия экономического
развития Южного федерального округа
имеет огромное значение, как документ,
направленный на усиление интеграционных
процессов, создание взаимовыгодного
для субъектов обмена товарами, услугами,
активизацию инновационных
В настоящее время практически
всеми субъектами РФ ЮФО разработаны
собственные стратегии
Особое значение имеют также коррективы, которые должны быть внесены в Стратегию, связанные с мировым финансовым кризисом.
При разработке Стратегии использована
значительная статистическая база, проведен
международный и
Основные варианты социально-экономического развития юга России определяются несколькими ключевыми факторами:
- степенью развития и
- интенсивностью инновационного
обновления обрабатывающих
- динамикой развития
- интенсивностью повышения
- интеграцией евроазиатского
В зависимости от реализации этих
факторов выделено три качественных
сценария социально-экономического развития
регионов Южного федерального округа
в долгосрочной перспективе - инерционный,
базовый и прогрессивный
Все сценарии предполагают последовательное
проведение институциональных