Практические основы предпринимательского риска на примере России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы я считаю изучение особенностей предпринимательских рисков на российском рынке.
Для достижения данной цели я ставлю следующие задачи:
1) Определить и раскрыть сущность предпринимательского риска как экономической категории;
2) охарактеризовать виды предпринимательского риска;
3) проанализировать функции предпринимательского риска;

Оглавление

Введение.
Глава 1. Теоретические основы предпринимательского риска.
1.1. Предпринимательский риск как экономическая категория.
1.2. Функции и виды предпринимательских рисков.
1.3. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска.
Глава 2. Особенности предпринимательских рисков в развитых странах.
2.1. Американская модель оценки предпринимательских рисков.
2.2. Особенности предпринимательских рисков и их оценка в экономике Франции.
Глава 3. Практические основы предпринимательского риска на примере России.
3.1. Основные предпринимательские риски в России.
3.2. Страхование предпринимательских рисков в России.
3.3. Способы снижения степени предпринимательских рисков.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 69.17 Кб (Скачать)

- Хозяйственный – опасность  потерь, убытков в условиях, когда  коммерческая, производственная деятельность  происходит в ситуации неопределенности  из-за недостатка информации; предприниматель  в условиях хозяйственного риска  должен уметь выбирать надежный  из набора альтернативных вариантов, оценивая их с позиций приемлемого  оправданного уровня риска.

- Связанный с личностью предпринимателя – определяется тем, что все предприниматели обладают различными знаниями в области предпринимательства, навыками и опытом.

- Связанный с недостатком информации – недостаточность информации о партнерах. Недостаток информации о налогообложении в России или в стране зарубежного партнера – это источник потерь в результате взыскания штрафных санкций с предпринимательской фирмы со стороны государственных органов.

По масштабам выделяют:

- Локальный риск –  он сопряжен с осуществлением  частных задач на отраслевом  уровне. До середины 80-х годов  в России основная доля риска  приходилась на глобальный уровень  – уровень государства. С появлением  самостоятельности хозяйствующих  субъектов основную часть риска  стали нести предпринимательские  организации.

- Глобальный риск –  это отражение экономической  ситуации в стране. Он связан  с разработкой и реализацией  стратегических задач в рамках  всего государства. Его субъектами  являются государственные организации.

По источнику возникновения риски делят на:

- Внешние – риски, непосредственно  не связанные с деятельностью  предпринимателя. Речь идет о  непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую  деятельность; неустойчивости политического  режима в стране деятельности  и о других ситуациях. Источником  внутренних рисков является сама  предпринимательская фирма. Эти  риски возникают в случае неэффективного  менеджмента, ошибочной маркетинговой  политики, а также в результате  внутрифирменных злоупотреблений.

- Внутренние – связаны  с технико-организационной сферой  деятельности фирмы. Эти риски  не обусловлены чисто денежными  факторами и имеют персональное, а также вещественно-техническое значение. Они могут вызываться и различными преступными действиями. Выделяются три вида внутренних рисков: персональные, материально-технические и структурно-процессуальные.

По длительности воздействия выделяют следующие виды предпринимательских рисков:

- Кратковременные – те  риски, которые угрожают предпринимателю  в течение конечного известного  отрезка времени.

- Долговременные – непрерывно  угрожают предпринимательской деятельности. К примеру, риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой.

По степени допустимости существуют:

- Допустимый риск –  это угроза частичной потери  прибыли от реализации того  или иного проекта. Размер потерь  меньше ожидаемой предпринимательской  прибыли, т.е. вид деятельности, сохраняет  экономическую целесообразность.

- Критический риск –  связан с опасностью потерь  в размере всей ожидаемой прибыли  предприятия и части произведенных  затрат на осуществление данного  вида деятельности. Критический  риск I степени связан с угрозой  получения нулевого дохода, II степени  – с возможностью потерь в  размере полных издержек в  результате осуществления деятельности.

- Катастрофический риск  – риск, характеризующийся опасностью, угрозой потерь в размере, равном  или превышающем все имущественное  состояние предпринимателя.

По ожидаемым результатам риски бывают:

- Спекулятивный – вариант  получения прибыли или убытка, например, от продажи ценных бумаг.

- Обычный – рассчитан  только на проигрыш и может  быть классифицирован в свою  очередь на: личный риск, имущественный  и связанный с обстоятельствами.

- Предпринимательские риски  можно также классифицировать  по сфере деятельности. Выделяют:

- Производственный –  связан с процессом производства  продукции, при котором могут  возникнуть: неэффективное использование  ресурсов, рост затрат;

- Технический – вызывается внедрением в производство новой техники и технологии, что приводит к опасности техногенных катастроф;

- Коммерческий – возникает в процессе реализации товаров и услуг;

- Внешнеэкономический – вызывается различиями, существующими между отдельными странами в политическом устройстве;

- Финансовый – возникают при осуществлении финансовых сделок. Причина – высокая величина соотношения собственных и заемных средств, зависимость от кредиторов.

К рискам, связанным с покупательской способностью денег относят следующие риски:

- Инфляционный – риск  того, что при росте инфляции, намечаемые денежные доходы обесцениваются  быстрее, чем растут;

- Дефляционный – риск  того, что при росте дефляции  происходит падение уровня цен;

- Валютный – опасность валютных потерь;

- Риск ликвидности –  опасность валютных потерь, связанных  с изменением курса иностранной  валюты;

- Инвестиционный риск:

- Риск упущенной выгоды;

- Риск снижения доходности;

- Риск прямых финансовых  потерь.

1.3. Факторы, влияющие  на уровень предпринимательского  риска.

В данном параграфе необходимо рассмотреть различные факторы, которые способны повлиять на уровень предпринимательского риска.

Предпринимательская фирма – это сложная система, подверженная влиянию различных внутренних и внешних факторов риска. Проявление их порождает неопределенность, при этом у предпринимателя есть определенные шансы получения прибыли, но одновременно он находится под угрозой возможных потерь.

Предпринимательские риски возникают в результате действия многочисленных факторов. Они могут быть заложены в организации деятельности или в стратегии фирмы либо выступать результатом действий самого предпринимателя. Риски могут быть следствием внутренних для фирмы решений или воздействия окружающей среды бизнеса–действия конкурентов, поставщиков, мнения общественности, изменения конъюнктуры рынка, отсутствия полноценной информации и т. д.

Анализ современного состояния экономики позволяет выделить следующие причины, приводящие к появлению предпринимательских рисков:

- необязательность и безответственность  хозяйствующих субъектов всех  видов;

- нечеткость и непрерывная  изменчивость законодательных и  нормативных актов, регулирующих  предпринимательскую деятельность;

- высокие темпы инфляции;

- политическая нестабильность;

- отсутствие реального  хозяйственного права, что препятствует  снижению общего уровня риска  через контрактные отношения;

- отсутствие персональной  ответственности значительной части  предпринимателей за результаты  своей деятельности, что увеличивает  уровень риска любой сделки;

- криминализация общества, неспособность правоохранительных  органов защитить его;

- неправильное безграничное  вмешательство политиков в экономику;

- резкое увеличение численности  работников аппарата управления;

- неустойчивое налоговое  законодательство;

- недобросовестная конкуренция;

- низкий уровень образования  предпринимателей по проблемам  рынка и предпринимательства.

Согласно социологическому опросу предпринимателей, опасными для ведения цивилизованного бизнеса являются следующие факторы (см. табл. 1).

Поскольку риск имеет объективную основу из-за неопределенности влияния среды и субъективную основу в результате принятия решения самим предпринимателем, успехи и неудачи предпринимательской фирмы следует рассматривать как взаимодействие ряда факторов, одни из которых являются внешними по отношению к предпринимательской фирме, а другие – внутренними. Внешняя среда включает в себя объективные экономические, социальные и политические условия, в рамках которых фирма осуществляет свою деятельность и к динамике которых вынуждена приспосабливаться. Неопределенность ситуации предопределяется тем, что она зависит от множества переменных факторов, контрагентов и лиц, поведение которых можно предсказать с достаточной точностью. Так как неопределенность – характерная черта в условиях рыночного хозяйства, риск является объективно неизбежным элементом любого хозяйственного решения. Все факторы, которые способны повлиять на предпринимательский риск, можно разделить на две большие группы – внешние и внутренние. (См. приложение 3) Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению. В приложении перечислены основные внешние факторы. Трудно выделить приоритетность этих факторов, так как внешние факторы взаимосвязаны: изменение одного фактора может вызвать изменение других. Так, политические изменения, произошедшие в середине 80-х годов в России, вызвали крупные перемены в экономической среде, что привело к усилению уровня риска экономической деятельности, как для отечественных предпринимателей, так и для их партнеров за рубежом.

Перейдем к рассмотрению внутренних факторов.

К внутренним факторам, влияющим на уровень предпринимательского риска, относятся:

- стратегия фирмы;

- принципы деятельности  фирмы;

- ресурсы и их использование;

Следует заметить, что эти четыре группы факторов включают в себя десятки конкретных, действующих в каждой фирме избирательно факторов.

По различным американским данным, около 90% неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или служебной некомпетентностью и несоответствием. Очень велико влияние на степень риска таких факторов, как: отсутствие профессионального опыта руководителя фирмы, слабые общеэкономические знания руководства и персонала фирмы, финансовые просчеты, плохая организация труда сотрудников, утечка конфиденциальной информации по вине служащих, плохая приспосабливаемость фирмы к переменам в окружающей рыночной среде, недостаток знаний в области маркетинга и др.

Утечка конфиденциальной информации – еще один внутренний фактор, усиливающий уровень риска предпринимательской фирмы. По оценкам экспертов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половины фирм, допустивших утечку сведений. Для эффективной работы любой предпринимательской организации, особенно с высоким уровнем развития, со сложной структурой и со значительным уровнем диверсификации наряду с прочими важными факторами, требуется некоторый уровень сохранения того множества сведений, которые при попадании в руки конкурентов, а также нелояльно настроенных к организации лиц могут привести к экономическому, социальному и моральному ущербу различной степени.

На практике довольно часто предприниматели не вполне четко представляют себе, что входит в понятие "коммерческая тайна", как ее следует охранять и как утечка информации может влиять на экономическое положение фирмы, в результате чего предпринимательский риск возрастает.

Следующий внутренний фактор, оказывающий значительное влияние на уровень предпринимательского риска, – это качество продукции, услуг. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности коммерческой организации. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость предпринимательских фирм в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства. Соответственно ухудшение качества продукции приводит к снижению конкурентоспособности фирмы и как следствие к увеличению уровня риска.

Информация о работе Практические основы предпринимательского риска на примере России