Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:55, контрольная работа
В контрольной работе даны 20 практических заданий на тему прав России и ответы на них
Федеральное государственное
образовательное учреждение
«ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ»
Кафедра « Государственно-правовые дисциплины»
Контрольная работа
по курсу
«ПРАВОВЕДЕНИЕ»
(«ОСНОВЫ ПРАВА РОССИИ»)
(ВАРИАНТ 2)
Тула 2008
Задание 1. Проведите сравнительный анализ унитарного государства и федерации.
Признаки унитарного государства:
1. Единые для всей территории высшие органы государственной власти, органы государственного управления и судебные органы.
2. На всей территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика.
3. Унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.
4. В рамках унитарного
государства допускается
5. Межгосударственные отношения
осуществляют только
Признаки федеративного государства:
1. Федерация представляет
собой добровольное
2. Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации.
3. Субъекты федерации
лишены права прямого
4. Конституционное
5. Федеративное государство
Задание 2. Раскройте действие нормативных правовых актов во времени.
Действие нормативно-правовых актов
во времени связано с моментом вступления
нормативного акта в законную силу и с
моментом утраты им юридической силы.
Время вступления нормативно-правового акта в законную силу:
1. С момента официального опубликования закона. Публикация принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации закона должна осуществляться не позднее, чем через семь дней после подписания этого закона Президентом РФ.
2. С момента подписания закона (что специально оговаривается в законе). Население в таком случае немедленно информируется через средства массовой информации. Такой закон должен быть опубликован не позднее чем через два дня после подписания. Хотя такой закон вступает в силу с момента подписания, но ссылаться на него можно только после его опубликования.
3. Срок вступления закона в
силу может быть указан в
самом законе или в
4. Нормативный акт может
5. Нормативные акты Президента и Правительства. РФ вступают в силу через семь дней после их опубликования.
6. Все ведомственные подзаконные акты вступают в силу через четырнадцать дней после их опубликования.
Нормативный акт утрачивает свою силу:
1. По истечении срока его
2. В результате его прямой отмены. Для этого принимается федеральный закон, содержащий статью о признании нормативного акта утратившим силу.
3. В результате его фактической отмены. Это означает, что специального закона, отменяющего правовой акт, не издавалось, но был принят новый нормативный акт, нормы которого входят в противоречие со старыми нормами. Главное, чтобы новые нормы не противоречили положениям Конституции.
Задание 3. На примерах 3 конкретных норм Гражданского кодекса РФ продемонстрируйте отсылочный способ изложения правовой нормы.
Задание 4. Дайте характеристику конституционно-правовой ответственности.
Конституционно-правовая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности и применяется в случаях, предусмотренных нормами конституционного права. Будучи одним из видов юридической ответственности, конституционно-правовая ответственность обладает всеми общими признаками, которые выделяют юридическую ответственность среди других социальных явлений. Она, как и любая другая юридическая ответственность, является мерой государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий.
Конституционно-правовая
ответственность выступает в
качестве правового средства обеспечения
правопорядка в сфере конституционно-
Конституционно-правовая
ответственность имеет своим
фактическим основанием совершение
правонарушения в сфере конституционно-
Конституционно-правовая
ответственность носит
Привлечение правонарушителей к конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах возможно в административном и судебном порядке. Фактическим основанием конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах является совершение избирательного правонарушения, под которым понимается виновное деяние лица, нарушающего нормы законодательства о выборах.
Задание 5. Раскройте, что включают в себя основы конституционного строя РФ.
Конституционный строй — это система господствующих в обществе и закрепленных в Основном Законе государства экономических, правовых и политических отношений, характеризующих принципы организации и деятельности государственной власти, устанавливающая основные права и свободы граждан как высшую ценность.
Принципы конституционного строя Российской Федерации означают:
1. Принцип демократизма: любое государство, стремящееся стать правовым, непременно должно иметь демократический характер (ст.1 Конституции РФ).
2. Принцип приоритета прав и свобод гражданина: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», и государство обязано признавать, соблюдать и защищать эти ценности (ст.2 Конституции РФ).
3. Принцип народовластия: «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст.3 Конституции РФ). В силу этого принципа обеспечивается, во-первых, народовластие как основное выражение государственной власти в целом, во-вторых, суверенитет Российского государства как юридическое выражение народного суверенитета.
4. Принцип федерализма: целостность и неприкосновенность территории России не может быть поставлена под сомнение в связи с ее федеративным устройством (ст.4 Конституции РФ). Согласно этому принципу все законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст.5 Конституции РФ). Принцип федерализма также означает, что лица, имеющие российское гражданство, пользуются одинаковыми правами и имеют равный объем обязанностей независимо от территории проживания, национальной принадлежности и вероисповедания (ст.6 Конституции РФ).
5. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве социального государства: основным направлением деятельности государства должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 Конституции РФ).
6. Принцип единства экономического пространства устанавливает единое экономическое пространство на всей территории Российской Федерации, разрешает свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах государственных границ России. Этот принцип также провозглашает множественность форм собственности при их равной юридической защите (ст.8 Конституции РФ). Одним из отражений этого принципа является признание права частной собственности, в том числе и на землю (ст.9 Конституции РФ).
7. Принцип разделения государственной власти: в Российской Федерации существует три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), которые выполняют свои функции самостоятельно соответствующими органами государственной власти: Федеральным Собранием, Правительством, Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами (ст. 10 и 11 Конституции РФ). При этом закрепляется наличие президентской власти. Являясь главой государства, Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст.80 Конституции РФ). Согласно данному принципу гарантируется и признается самостоятельность местного самоуправления, органы которых не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).
8. Принцип политического и идеологического многообразия: в Российской Федерации разрешены создание и деятельность любых общественных объединений, кроме запрещенных законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной (ст. 13 Конституции РФ).
9. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве светского государства провозглашает свободу совести и вероисповеданий, запрещает устанавливать или навязывать населению какие-либо религиозные вероучения в качестве официальной государственной религии (ст. 14 Конституции РФ). Согласно этому принципу государство не должно вмешиваться в деятельность законных религиозных объединений и не может поручать им выполнение каких-либо государственных функций.
Конституция Российской Федерации 1993 г. широко определяет правовой статус человека и гражданина. Этому посвящена гл. 2 Конституции РФ (ст. 17-64). Поскольку соблюдение и защита прав и свобод человека является одним из основных принципов правового государства, данная глава Конституции РФ занимает центральное место и по сути включает в себя Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., которая полностью соответствует всем международным актам о защите прав и свобод человека.
Задание 6. Проведите сравнительный анализ административной и уголовной ответственности.
Административная
Административная