Основы права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:55, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной работе даны 20 практических заданий на тему прав России и ответы на них

Файлы: 1 файл

Кр_Политология_Кирюнина О.В..doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное учреждение                                   высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РФ»

Кафедра « Государственно-правовые дисциплины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу

«ПРАВОВЕДЕНИЕ»

(«ОСНОВЫ ПРАВА РОССИИ»)

 

 

(ВАРИАНТ 2)

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Студент                                                                                              Группа

                                                                                             Преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2008

Задание 1. Проведите сравнительный анализ унитарного государства и федерации.

Признаки унитарного государства:

1. Единые для всей территории высшие органы государственной власти, органы государственного управления и судебные органы.

2. На всей территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика.

3. Унитарное государство  может состоять из областей, краев,  округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

4. В рамках унитарного  государства допускается существование  автономий (например, в составе Великобритании — Шотландия и Северная Ирландия).

5. Межгосударственные отношения  осуществляют только центральные органы.

Признаки федеративного государства:

1. Федерация представляет  собой добровольное объединение  нескольких административно-территориальных образований в единое государство. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т. п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового пространства.

2. Федеративное государство  имеет органы государственной  власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации.

3. Субъекты федерации  лишены права прямого представительства  в межгосударственных отношениях  и международных организациях.

4. Конституционное законодательство  не предусматривает одностороннего выхода субъекта федерации из состава государства.

5. Федеративное государство имеет  единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральными органами, а главнокомандующим является глава государства (президент).

 

Задание 2. Раскройте действие нормативных правовых актов во времени.

Действие нормативно-правовых актов  во времени связано с моментом вступления нормативного акта в законную силу и с моментом утраты им юридической силы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Время вступления нормативно-правового акта в законную силу:

1. С момента официального опубликования закона. Публикация принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации закона должна осуществляться не позднее, чем через семь дней после подписания этого закона Президентом РФ.

2. С момента подписания закона (что специально оговаривается  в законе). Население в таком случае немедленно информируется через средства массовой информации. Такой закон должен быть опубликован не позднее чем через два дня после подписания. Хотя такой закон вступает в силу с момента подписания, но ссылаться на него можно только после его опубликования.

3. Срок вступления закона в  силу может быть указан в  самом законе или в специальном  акте о введении закона в  действие.

4. Нормативный акт может вступить  в силу с момента получения  его в организациях и учреждениях.  Это относится к адресным нормативным  актам, которые нигде не публикуются,  а лишь направляются в соответствующие учреждения.

5. Нормативные акты Президента и Правительства. РФ вступают в силу через семь дней после их опубликования.

6. Все ведомственные подзаконные  акты вступают в силу через  четырнадцать дней после их  опубликования.

Нормативный акт утрачивает свою силу:

1. По истечении срока его действия (например, Закон «О федеральном бюджете Российской Федерации» каждый раз прекращает свое действие по окончании текущего года).

2. В результате его прямой  отмены. Для этого принимается  федеральный закон, содержащий статью о признании нормативного акта утратившим силу.

3. В результате его фактической отмены. Это означает, что специального закона, отменяющего правовой акт, не издавалось, но был принят новый нормативный акт, нормы которого входят в противоречие со старыми нормами. Главное, чтобы новые нормы не противоречили положениям Конституции.

Задание 3. На примерах 3 конкретных норм Гражданского кодекса РФ продемонстрируйте отсылочный способ изложения правовой нормы.

 

Задание 4. Дайте характеристику конституционно-правовой ответственности.

Конституционно-правовая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности и применяется в случаях, предусмотренных нормами конституционного права. Будучи одним из видов юридической ответственности, конституционно-правовая ответственность обладает всеми общими признаками, которые выделяют юридическую ответственность среди других социальных явлений. Она, как и любая другая юридическая ответственность, является мерой государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий.

Конституционно-правовая ответственность выступает в  качестве правового средства обеспечения  правопорядка в сфере конституционно-правовых отношений. В рамках отдельных групп указанных отношений, составляющих предмет конституционного права, конституционно-правовая ответственность проявляет некоторые особенности, находящие свое выражение в круге оснований наступления ответственности, круге субъектов ответственности, особенностях применяемых к ним санкций и др.

Конституционно-правовая ответственность имеет своим  фактическим основанием совершение правонарушения в сфере конституционно-правовых отношений и выражается в применении к правонарушителю в установленной  процессуальной форме уполномоченным субъектом определенных правовых мер государственного принуждения.

Конституционно-правовая ответственность носит публично-правовой характер. Публично-правовые нормы  призваны обеспечить гармонию и согласие в обществе, баланс интересов личности, коллективов, общностей и общества в целом, стабильность государства и его институтов, устойчивость основ экономического и социального развития.

Привлечение правонарушителей к конституционно-правовой ответственности  за нарушение законодательства о выборах возможно в административном и судебном порядке. Фактическим основанием конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах является совершение избирательного правонарушения, под которым понимается виновное деяние лица, нарушающего нормы законодательства о выборах.

 

Задание 5. Раскройте, что включают в себя основы конституционного строя РФ.

Конституционный строй — это система господствующих в обществе и закрепленных в Основном Законе государства экономических, правовых и политических отношений, характеризующих принципы организации и деятельности государственной власти, устанавливающая основные права и свободы граждан как высшую ценность.

Принципы конституционного строя Российской Федерации означают:

1. Принцип демократизма: любое государство, стремящееся стать правовым, непременно должно иметь демократический характер (ст.1 Конституции РФ).

2. Принцип приоритета прав и свобод гражданина: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», и государство обязано признавать, соблюдать и защищать эти ценности (ст.2 Конституции РФ).

3. Принцип народовластия: «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст.3 Конституции РФ). В силу этого принципа обеспечивается, во-первых, народовластие как основное выражение государственной власти в целом, во-вторых, суверенитет Российского государства как юридическое выражение народного суверенитета.

4. Принцип федерализма: целостность и неприкосновенность территории России не может быть поставлена под сомнение в связи с ее федеративным устройством (ст.4 Конституции РФ). Согласно этому принципу все законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст.5 Конституции РФ). Принцип федерализма также означает, что лица, имеющие российское гражданство, пользуются одинаковыми правами и имеют равный объем обязанностей независимо от территории проживания, национальной принадлежности и вероисповедания (ст.6 Конституции РФ).

5. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве социального государства: основным направлением деятельности государства должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 Конституции РФ).

6. Принцип единства экономического пространства устанавливает единое экономическое пространство на всей территории Российской Федерации, разрешает свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах государственных границ России. Этот принцип также провозглашает множественность форм собственности при их равной юридической защите (ст.8 Конституции РФ). Одним из отражений этого принципа является признание права частной собственности, в том числе и на землю (ст.9 Конституции РФ).

7. Принцип разделения государственной власти: в Российской Федерации существует три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), которые выполняют свои функции самостоятельно соответствующими органами государственной власти: Федеральным Собранием, Правительством, Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами (ст. 10 и 11 Конституции РФ). При этом закрепляется наличие президентской власти. Являясь главой государства, Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст.80 Конституции РФ). Согласно данному принципу гарантируется и признается самостоятельность местного самоуправления, органы которых не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

8. Принцип политического и идеологического многообразия: в Российской Федерации разрешены создание и деятельность любых общественных объединений, кроме запрещенных законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной (ст. 13 Конституции РФ).

9. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве светского государства провозглашает свободу совести и вероисповеданий, запрещает устанавливать или навязывать населению какие-либо религиозные вероучения в качестве официальной государственной религии (ст. 14 Конституции РФ). Согласно этому принципу государство не должно вмешиваться в деятельность законных религиозных объединений и не может поручать им выполнение каких-либо государственных функций.

Конституция Российской Федерации 1993 г. широко определяет правовой статус человека и гражданина. Этому посвящена гл. 2 Конституции РФ (ст. 17-64). Поскольку соблюдение и защита прав и свобод человека является одним из основных принципов правового государства, данная глава Конституции РФ занимает центральное место и по сути включает в себя Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., которая полностью соответствует всем международным актам о защите прав и свобод человека.

Задание 6. Проведите сравнительный анализ административной и уголовной ответственности.

Административная ответственность наступает при наличии административного проступка. Административный проступок — это посягающие на общественный порядок противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия или бездействия, которые запрещены административным законодательством.

Административная ответственность  в Российской Федерации наступает для граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста. За лиц в возрасте до 16 лет ответственность несут родители или опекуны правонарушителя. К лицам от 16 до 18 лет административные взыскания применяются в соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21 мая 1999 г. № 120-ФЗ.

Информация о работе Основы права России