Практические основы предпринимательского риска на примере России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы я считаю изучение особенностей предпринимательских рисков на российском рынке.
Для достижения данной цели я ставлю следующие задачи:
1) Определить и раскрыть сущность предпринимательского риска как экономической категории;
2) охарактеризовать виды предпринимательского риска;
3) проанализировать функции предпринимательского риска;

Оглавление

Введение.
Глава 1. Теоретические основы предпринимательского риска.
1.1. Предпринимательский риск как экономическая категория.
1.2. Функции и виды предпринимательских рисков.
1.3. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска.
Глава 2. Особенности предпринимательских рисков в развитых странах.
2.1. Американская модель оценки предпринимательских рисков.
2.2. Особенности предпринимательских рисков и их оценка в экономике Франции.
Глава 3. Практические основы предпринимательского риска на примере России.
3.1. Основные предпринимательские риски в России.
3.2. Страхование предпринимательских рисков в России.
3.3. Способы снижения степени предпринимательских рисков.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 69.17 Кб (Скачать)

Нарушение качества продукции может быть следствием как внешних (поставка некачественного сырья), так и внутренних (нарушение технологического цикла) факторов. Поэтому на предприятии должна действовать четко организованная система управления качеством, ориентированная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.

Кроме перечисленных, к внутренним факторам, усиливающим предпринимательский риск, относятся также нерациональное использование материальных и людских ресурсов предприятия; низкая мотивация персонала; болезнь и/или смерть ведущих специалистов и руководителей и др.

Используя системный подход, можно рассматривать риск как совокупность факторов и событий, которые способны снизить эффективность, результативность работы фирмы.

Выявление и классификация факторов – важный этап в управлении рисками. Классификация, представленная в таблице (см. приложение5) является базовой для последующего анализа факторов.

Глава 2. Особенности предпринимательских рисков в развитых странах.

2.1. Американская  модель оценки предпринимательских  рисков.

Опыт американского предпринимательства свидетельствует о том, что, если правильно строить свой бизнес и учитывать как можно больше самых неблагоприятных событий, можно действительно управлять риском, хотя и не со 100- процентной гарантией.

В США риск персонифицирован, каждый предприниматель рискует, но благодаря этому риску общество в целом выигрывает. Действительно, присутствие многочисленных и многообразных видов риска практически везде в системе предпринимательства США приносит большую выгоду обществу и национальной экономике. Зная о степени риска, бизнесмен старается быть осторожным при принятии ответственных управленческих решений. Чем больше предварительной проработки было осуществлено перед началом важных и крупных проектов, тем меньше шансов на ошибки и, следовательно, на риск.

Наличие фактора риска является сильным стимулом для предпринимателей

экономить средства и ресурсы, что вынуждает фирмы очень тщательно анализировать рентабельность проектов, сверхответственно разрабатывать инвестиционные сметы, закупать ресурсы, нанимать кадры и т. д. Одной из основных причин нашего расточительства, неэкономного отношения к ресурсам и средствам является отсутствие фактора риска при принятии и разработке решений, что связано с отчуждением от собственности. По-видимому, после законодательных изменений в области собственности фактор риска должен занять законное место и в нашей деловой жизни, и тогда американский опыт в этой области нам пригодится в значительной степени.

В качестве иллюстрации того, с какими сложными решениями и с каким огромным риском сталкивается бизнес, но какую при этом пользу обществу дает фирма, если ее решение оказалось правильным, приведем пример с разработкой нейлона известной американской химической компанией "Дюпон". В течение десяти лет упорной и зачастую разочаровывающей исследовательской работы, которая обошлась в несколько десятков миллионов долларов, было много сомнений и немало упреков со стороны акционеров, ученых, прессы и др. Но, в конце концов, компания добилась успеха, и вместе с этим успехом человечество получило материал, который во многом изменил нашу сегодняшнюю жизнь,- нейлон.

В одной из книг по бизнесу, выпущенных в США, риском называются "шансы нанесения ущерба или убытков вследствие занятия каким-либо делом". Но в отличие от российских менеджеров, американские менеджеры давно ввели экономический риск в практику и уделяют ему особое внимание. Помимо объективных причин "любви рисковать", связанных с рыночной системой свободного предпринимательства, сыграла роль и субъективно присущая американцам предпринимательская, порой авантюристическая жилка, унаследованная от предков-эмигрантов. В условиях острой борьбы за существование и жесткой конкуренции уклонение от риска неминуемо оборачивалось поражением.

Американские менеджеры практически различают два вида риска.

Первый – неизбежный риск, которые можно заранее учесть и переложить на плечи страховых компаний, заключив с ними договоры страхового имущества. Сюда относятся риски потерь от землетрясений, пожаров, наводнений и других стихийных бедствий, риски потерь от аварий, ведения в районе бизнеса боевых действий, краж, народных волнений, транспортировки грузов. Сюда же относятся риски потерь от нечестности и небрежности работников фирмы, а также от нарушения обязательств партнерами, субподрядчиками и другими участниками бизнеса. Отдельно страхуется риск приостановки деловой активности, риски потерь от смерти или болезни менеджеров и сотрудников предприятия. Все эти риски страхуются разветвленной сетью страховых компаний (в основном частных). Предусматривается страхование убытков от войн. Выдаются страховые полисы для возмещения убытков от небрежности персонала, приостановки деловой активности фирмы, а также компенсации потерь от смерти, несчастного случая. При страховании от нечестности служащих можно приобрести в страховой компании, так называемые боны "честности", а от невыполнения обязательств партнерами или субподрядчиками – боны "гарантии". В печати сообщалось о страховании боксерами своих рук, бегунами – ног.

Второй риск в бизнесе, пожалуй, более важный. Он связан с неизбежной неопределенностью самого процесса бизнеса. Сюда можно отнести риск потерь из-за непредсказуемого изменения рыночного спроса и предложения на товары и услуги, изменения мировой конъюнктуры акций и других ценных бумаг.

Американские менеджеры принимают следующий ряд серьезных мер, связанных с риском. Во –первых, организуется квалифицированная и хорошо технически оснащенная служба информации. Тщательно изучается положение на рынке, состояние конкурентов, потребительский спрос. Во – вторых, создается служба прогнозирования, которая позволяет бизнесмену заглянуть в завтрашний день, проследить тенденции развития рынка. В- третьих, организуется разумно – достаточное резервирование товаров, производственных мощностей, позволяющее избежать потерь от резких, внезапных изменений рыночной конъюнктуры. Для сведения к минимуму финансовых просчетов, исключения гибельного замораживания средств проводится передача части инвестиций в руки другим фирмам. Для уменьшения коммерческого риска проводится тщательная балансировка технико-экономических показателей, принятие мер по повышению рентабельности капитальных вложений. Для уменьшения риска из-за ошибок менеджеров и персонала, устанавливается постоянно действующая система контроля и материального стимулирования. Все американские менеджеры владеют методами рационального риска, умеют выполнять его расчеты.

Одним из широко распространенных в США методов риска является хеджирование. В США сырьевые материалы обычно покупаются и продаются на сырьевых товарных биржах, крупнейшими из которых являются Чикагская и Нью-Йоркская. Предположим, что на сырьевой бирже в Чикаго в конце октября 1985 года цена на зерно, которое должно быть доставлено в октябре 1986 года, была установлена 10 долл. за бушель. Условная хлебопекарная компания заключает фьючерсный контракт на поставку зерна в октябре 1986 года. На основании указанного контракта компания получает право на фиксированное количество зерна по оговоренной цене и может защитить себя от вероятных коммерческих неурядиц вследствие возможного неурожая или возможных колебаний цен в будущем году. Поставщик, в свою очередь, гарантирует себе получение фиксированной цены на зерно даже в случае ее падения при перепроизводстве. Цены, фиксируемые во фьючерсах, могут колебаться на рынке в соответствии с изменениями соотношения спроса и предложения. Предположим, к декабрю 1985 года спрос на октябрьское 1986 года зерно может вырасти, и покупатели фьючерса могут заплатить уже большую цену (12 долл.) за доставку зерна к указанному сроку, если не успели заключить сделку в октябре. Изменения биржевых цен указываются в большинстве американских газет и пристально изучаются бизнесменами и индивидуальными инвесторами. Необходимо отметить, что такие колебания цен привлекают к сырьевым рынкам и биржам спекулянтов. Дело в том, что цены во фьючерсных контрактах гарантированы. Поэтому спекулянты скупают фьючерсы и в случае рыночного роста цен продают их потребителям, получая всю или часть разницы. Встречаются и другие разновидности хеджирования. Бизнесмены могут застраховаться от колебаний цен путем заключения контрактов "с условным требованием" (долгосрочных соглашений между покупателями и поставщиками), в которых указываются количество и цены на продаваемые товары или услуги. Продавец и покупатель получают от таких контрактов взаимную выгоду. Например, 20-летний контракт "с условным требованием" между электрической компанией и поставщиком угля обеспечивает необходимые поставки угля для этой компании и одновременно гарантированный рынок для поставщика угля.

Следующим распространенным способом снижения потерь при риске в США является метод самострахования. Это случай, когда фирма на случай потерь создает специальный резервный фонд, предназначенный для их возмещения. При этом страхование распространяется лишь на часть имущества предприятия. Подобное страхование выгоднее фирме, чем привлечение для этой цели страховой компании. Кроме того, самострахование оказывается выгоднее и при малых вероятностях появления убытков, например, когда у фирмы множество однотипных единиц имущества. Так, транснациональные нефтяные компании обладают несколькими сотнями танкеров. Вероятность потери одного танкера в год весьма мала. Поэтому компания предпочитает не страховать их у страховых фирм, а возмещать потери из своих средств.

Кроме того, в США распространен перевод части финансового риска при дорогостоящих наукоемких разработках на другие компании, которые в случае неудачи всего проекта возьмут на себя часть финансовых потерь (венчурные или рисковые компании).

Хотелось бы также отметить, что в США к группе страхуемых предпринимательских рисков, относятся: пожар и другие стихийные бедствия; риск уничтожения или порчи груза при транспортировке; риск небрежности работников фирмы; риск невыполнения обязательств одним из работников или группой работников (субподрядчиков), от чего зависит выполнение всего проекта; риск приостановки деловой активности фирмы; риск возможной смерти или болезни руководителя, ведущего работника, от интеллектуальной деятельности которого зависит успех фирмы.

Таким образом, опыт американского предпринимательства свидетельствует о том, что, если правильно строить свой бизнес и учитывать как можно больше самых неблагоприятных событий, можно действительно управлять риском, хотя и не со 100-процентной гарантией.

2.2. Особенности  предпринимательских рисков и  их оценка в экономике Франции.

Риски внешнеторговых операций, включающие и политические, и военные, и террористические, и другие риски, российские страховщики практически не принимают, кроме "Ингосстраха", проводящего подобное страхование эпизодически. Да и во всем мире подобным страхованием обычно занимаются специализированные государственные организации и агентства, поскольку для коммерческих страховщиков объем ответственности слишком велик. Во Франции существует специальная компания, страхующая от предпринимательских рисков – Компания страхования внешней торговли (КОФАСЕ)

В страховании политических рисков принимают участие и институты, входящие в группу Мирового Банка (Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций). Страхованием от политических рисков занимаются и некоторые частные и корпоративные страховщики, например "Ллойд" и AIG, обычно с участием государства через перестрахование в госагентствах.

Объектами страхования являются:

- вложения в акции и  паи иностранных компаний на  территории других, прежде всего  развивающихся стран;

- прямые инвестиции, связанные  со строительно-монтажными работами, модернизацией и т.п.;

- имущественные права, связанные  с лицензированием, международным  лизингом и др.;

- ссуды, кредиты и займы.

Конечно, в результате развития страховой деятельности появились и специфичные виды страхования, например, страхование от перерывов в производственной деятельности, характерные только для предпринимательства. Однако ясно, что это лишь сочетание, некий симбиоз имущественного страхования и страхования ответственности.

Глава 3. Практические основы предпринимательского риска на примере России.

3.1. Основные предпринимательские  риски в России.

Резкое изменение социально-экономической среды в ходе экономических реформ 90-х годов в России поставило предприятия в сложное положение. Предоставленная предприятиям плановая свобода оказалась для многих из них не стимулом, а бременем. В условиях централизованно управляемой экономики практически все наиболее важные хозяйственные решения принимались не на уровне товаропроизводителей, а в органах административного управления – министерствах и ведомствах. Соответственно издержки, не оправдавшей себя хозяйственной деятельности, предприятия традиционно брало на себя государство. В рыночной же экономике и обязанность принимать хозяйственные решения, и ответственность за их последствия для предприятия ложатся непосредственно на субъект хозяйствования.

Функционирование предприятия в рыночной хозяйственной среде осуществляется в условиях существенно большей неполноты информации и неопределенности протекания экономических процессов. Принятие хозяйственных решений в этих новых для отечественных предприятий условиях требует соответствующих специальных знаний и навыков рационального хозяйствования. Однако предприятия, вышедшие из недр планово-централизованной экономической системы, не только не имели достаточного опыта самостоятельного принятия решений, но и не были обеспечены методическими рекомендациями для работы в новых для них условиях неопределенности и риска.

Как показывают обследования, производственные предприятия остро нуждаются в методическом обеспечении своей деятельности в новых экономических реалиях. Ощутимым является отсутствие методических рекомендаций по учету риска в процессах принятия планово-управленческих решений в условиях переходной российской экономики. Образовавшийся методический вакуум заполнили издания, в подавляющем большинстве не отвечающие ни потребностям практики, ни критериям научности, ни требованиям, предъявляемым к методическим пособиям. Как правило, эта литература является переводной, построенной на материале деятельности западных фирм, которые работают в других условиях и решают иные проблемы. Недостаточно разработаны методические и организационные аспекты управления риском в условиях России и в отечественной научной литературе.

Информация о работе Практические основы предпринимательского риска на примере России