Практические основы предпринимательского риска на примере России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы я считаю изучение особенностей предпринимательских рисков на российском рынке.
Для достижения данной цели я ставлю следующие задачи:
1) Определить и раскрыть сущность предпринимательского риска как экономической категории;
2) охарактеризовать виды предпринимательского риска;
3) проанализировать функции предпринимательского риска;

Оглавление

Введение.
Глава 1. Теоретические основы предпринимательского риска.
1.1. Предпринимательский риск как экономическая категория.
1.2. Функции и виды предпринимательских рисков.
1.3. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска.
Глава 2. Особенности предпринимательских рисков в развитых странах.
2.1. Американская модель оценки предпринимательских рисков.
2.2. Особенности предпринимательских рисков и их оценка в экономике Франции.
Глава 3. Практические основы предпринимательского риска на примере России.
3.1. Основные предпринимательские риски в России.
3.2. Страхование предпринимательских рисков в России.
3.3. Способы снижения степени предпринимательских рисков.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 69.17 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы предпринимательского риска.

1.1. Предпринимательский  риск как экономическая категория.

1.2. Функции и виды предпринимательских  рисков.

1.3. Факторы, влияющие на  уровень предпринимательского риска.

Глава 2. Особенности предпринимательских рисков в развитых странах.

2.1. Американская модель  оценки предпринимательских рисков.

2.2. Особенности предпринимательских  рисков и их оценка в экономике  Франции.

Глава 3. Практические основы предпринимательского риска на примере России.

3.1. Основные предпринимательские  риски в России.

3.2. Страхование предпринимательских  рисков в России.

3.3. Способы снижения степени  предпринимательских рисков.

Заключение.

Библиографический список.

Введение.

Риск является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Согласно определению, под риском понимается опасность недополучения дохода, возникновения материальных и финансовых потерь в предпринимательской деятельности. Риск возникает на всех стадиях круговорота капитала и товара – на производстве, при распределении, обмене и потреблении. Также он связан с реализацией продукта.

Риск – объективная категория, которая характеризует взаимоотношения человека с окружающим миром. Он был, есть и будет всегда и везде. Им нужно управлять и это в значительной мере касается предпринимательства. В экономике свободного предпринимательства огромная доля деловых рисков приходится на уровень отдельной фирмы и лично предпринимателя, потому что решение организовать бизнес означает сознательное принятие риска в расчете на получение чего-то желательного – прибыли, влияния, положения в обществе.

Изменения в окружающей жизни носят непредсказуемый характер. Везде и во всем, в том числе и в бизнесе, растет неопределенность, причем растет с пугающей быстротой. Такая ситуация способствует появлению все новых и новых рисков. За недооценку рисков компании платят очень дорого: финансовые убытки, уменьшение стоимости акций и капитала, испорченная репутация, уход ценных сотрудников, увольнения ведущих менеджеров и, как возможный финал, банкротство и полное разорение.

С развитием рыночных отношений проблема управления предпринимательскими рисками становится все более актуальной. Однако в настоящее время теоретические аспекты ее решения разработаны еще недостаточно полно и глубоко. Что касается практической реализации вопросов управления рисками, то они находятся пока на стадии внедрения в деятельность предприятия.

Многие решения предприниматели предпринимают в условиях неопределенности, когда сложно спрогнозировать и предсказать результат от реализации принятого решения. Объективной основой существования предпринимательского риска является неопределенность внешней среды по отношению к фирме. Устранить неопределенность невозможно, так как она является объективной реальностью.

В России с расширением сферы экономической деятельности, с проведением экономических реформ, резко расширился и спектр рисков. Среда экономических отношений плавно перешла в рыночную систему, а это вызвало появление дополнительной неопределенности. Неуверенность в ожидаемом результате, неясность и неполнота информации влечет за собой возрастание предпринимательского риска.

После проведения приватизации в России в 1990-х годах, выросло число различных предпринимательских структур. Теперь предпринимательский риск лежит не только на плечах государства, а поделен между фирмами и компаниями.

Как показывает практика, многие предприниматели начинают свой бизнес в неблагоприятное время и при несовершенных условиях. К примеру, в экономический кризис. Это ведет к максимизации предпринимательского риска и к увеличению числа убыточных и обанкротившихся фирм.

Риск неизбежен, рискуя, предприниматель способен увеличить свою прибыль, вывести дело на новый уровень, или же не оправдать риск и уйти с рынка.

Проблема российского предпринимательства заключается в том, что субъекты хозяйствования не уделяют должного внимания вопросам управления рисками. Экономическая нестабильность, которая усложняет эффективную работу управления предприятиями, подталкивает к необходимому анализу рисков и их предотвращению.

По теории рисков известен ряд мыслителей, которые уделяли особое внимание данной проблематике. Среди них можно выделить Дж. М.Кейнса, А.Маршалла, О.Моргенштейна, Ф.Найта, Дж.Неймана, Б.А.Райзберга, В.В.Черкасова.

Таким образом, актуальность темы моей курсовой работы "Предпринимательский риск: его сущность, виды и особенности в России" сомнений не вызывает.

Целью данной работы я считаю изучение особенностей предпринимательских рисков на российском рынке.

Для достижения данной цели я ставлю следующие задачи:

1) Определить и раскрыть  сущность предпринимательского  риска как экономической категории;

2) охарактеризовать виды  предпринимательского риска;

3) проанализировать функции  предпринимательского риска;

4) провести сравнительный  анализ предпринимательских рисков  в развитых странах (США, Франция)

5) выявить особенности  предпринимательских рисков относительно  российского рынка.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Основными методами, использующимися в работе, я могу назвать:

- Сравнительный метод;

- Количественный, или, статистический  метод;

- Качественный метод;

- Метод системного анализа.

Глава 1. Теоретические основы предпринимательского риска.

1.1. Предпринимательский  риск как экономическая категория.

Что такое предпринимательский риск? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, так как риск – понятие сложное и многоаспектное. В экономической литературе нет единого мнения относительно определения сущности предпринимательского риска, поэтому большой интерес представляет анализ различных точек зрения по этому вопросу. Согласно трудам ученых-экономистов, мы можем подчеркнуть мысль о том, что предпринимательство – это деятельность, всегда связанная с риском.

Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов стал проявляться в условиях всеобщности товарно–денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории особое внимание уделяют исследованию проблем риска и предпринимательской деятельности.

К примеру, французский экономист Р. Котильон, который считается отцом самого термина "предприниматель", одним из первых выдвинул концепцию риска как отличительной черты предпринимательской деятельности. Он считал, что предпринимателем является человек с непостоянными доходами: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д. В своей работе "Исследования о природе и причинах богатства народов" Адам Смит пишет, что достижение даже обычной нормы прибыли всегда связано с большим или меньшим риском – "Прибыль так сильно колеблется, что человек, ведущий какое-нибудь торговое дело, не всегда может сам сказать вам, какова в среднем его годовая прибыль. На нее оказывают влияние не только каждое колебание цены товаров, которыми он торгует, но и удачи и неудачи его конкурентов и потребителей, а также тысячи других случайностей, которым подвержены его товары при перевозке морем или сушей или даже на складе. Прибыль поэтому колеблется не только из года в год, но и изо дня в день и почти с часу на час". К. Макконелл и С. Брю пишут: "Предпринимательство – это особый вид деятельности, в основе которой лежит ряд признаков, среди которых характеристика предпринимателя как человека, идущего на риск. Предприниматель рискует не только временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами – собственными и своих компаньонов или акционеров". В 30-е годы XX века экономисты А. Маршалл и А. Пигу разработали основы неоклассической теории предпринимательского риска. Основы этой теории состоят в следующем: предприниматель, работающий в условиях неопределенности и прибыль которого есть случайная переменная, при заключении сделки руководствуется двумя критериями:

I. размерами ожидаемой  прибыли;

II. величиной ее возможных  колебаний.

Поведение предпринимателя, согласно неоклассической теории риска, обусловлено концепцией предельной полезности. Это означает, что при наличии двух вариантов, например, капитальных вложений, дающих одинаковую ожидаемую прибыль, предприниматель выбирает вариант, в котором колебания ожидаемой прибыли меньше.

Согласно неоклассической теории, для предпринимателя верная прибыль того же ожидаемого размера, но связанная с возможными колебаниями менее интересна.

Дальнейшее развитие неоклассической теории риска продолжили в своих работах венгерские экономисты Т. Бачкаи, Д.Мессен. Сущность риска они видят в возможности отклонения от цели, ради достижения которой принималось решение.

Проблема риска в нашей стране достаточно "созрела". Однако сейчас, как отмечает А.П. Альгин, перечень литературы о риске досадно беден, фундаментальных исследований, по существу, нет. А.П. Альгин определяет риск как "деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели". Анализ экономической литературы, посвященной проблеме риска, таких авторов, как: В. Абчук, А. Альгин, С. Жизнин, Ю. Осипов, Б. Райзберг, С. Валдайцев, показывает, что среди исследователей нет единого мнения относительно определения предпринимательского риска.

В. Абчук определяет риск как "образ действий в неясной, неопределенной обстановке (наудачу), и то, что рисковать следует лишь в тех случаях, когда возможен успех (в надежде), и, в-третьих, что ожидаемый положительный результат риска носит закономерный характер". Л. Растригин и Б. Райзберг определяют риск как "ущерб, возможные потери", придерживаясь тем самым классической теории предпринимательского риска.

Анализ многочисленных определений риска позволяет выявить основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации, такие как:

- случайный характер события, который определяет, какой из  возможных исходов реализуется  на практике;

- наличие альтернативных  решений;

- известны или можно  определить вероятности исходов  и ожидаемые результаты;

- вероятность возникновения  убытков;

- вероятность получения  дополнительной прибыли.

Таким образом, категорию "риск" можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.

Хотя предпринимательский риск чаще всего отождествляют с возможностью финансовых потерь или невозможности получения ожидаемой прибыли, иногда он рассматривается и как вероятность превысить ожидаемую прибыль.

Предпринимательский риск можно рассматривать в качестве экономической категории, которая количественно и качественно выражается в неопределенности исхода намеченной к осуществлению предпринимательской деятельности, отражает степень неуспеха (или и успеха) деятельности предпринимателя (фирмы) по сравнению с заранее планируемыми результатами.

Существуют объективные (не зависящие от предпринимателя) и субъективные причины и факторы, влияющие на появление рисков при осуществлении предпринимательской деятельности. Поэтому предприниматель может нести потери на всех стадиях жизненного цикла фирмы, на всех этапах воспроизводственного процесса.

Исходя из опыта, есть множество объективных причин появления рисков при создании, осуществлении и ведении предпринимательской деятельности, ведь нельзя знать заранее и просчитать, как повлияют все факторы на итоговые результаты деятельности фирмы. При этом, в течение деятельности, факторы способны меняться, варьироваться и, следовательно, просчет их влияния на конечные данные, невозможен. Является фактом и то, что получение прибыли не гарантировано. Это положение зафиксировано в Гражданском Кодексе РФ (статья 933).

Появление предпринимательского риска – это обратная сторона экономической свободы предпринимателей. В то время как предприниматель способен извлечь выгоду из своего дела и максимизировать прибыль, он может разориться. И, так как, помимо одного предпринимателя существует множество других, то, по мере развития в стране рыночных отношений произойдет увеличение неопределенности и предпринимательского риска. Следовательно, исключить неопределенность настоящего и будущего в предпринимательской деятельности весьма сложно, так как неопределенность является элементом объективной действительности, поэтому риск присущ предпринимательству в любой сфере деятельности.

Риск – понятие достаточно неопределенное, ведь оно используется в ряде наук и имеет качественно разный смысл. Так, к примеру, в отрасли права риск рассматривается в связи с нарушением правовых норм и законодательства. В последнее время исследования по анализу рисков можно найти в литературе по психологии, медицине, философии, в каждой из них изучение риска основывается на предмете исследования данной науки и, естественно, опирается на собственные подходы и методы. Такое разнообразие направлений исследования риска объясняется многоаспектностью этого явления.

Информация о работе Практические основы предпринимательского риска на примере России