Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в определении понятия предпринимательской деятельности, рассмотрении ее признаков.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие предпринимательской деятельности;
2. рассмотреть признаки предпринимательской деятельности:
систематичность извлечения прибыли;
самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности;
риск;
направленность на получение прибыли;
государственная регистрация в качестве предпринимателя.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Соотношение экономической, хозяйственной, предпринимательской и коммерческой деятельности
1.2. Эволюция концепций предпринимательской деятельности
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Систематичность извлечения прибыли
2.2. Самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности
2.3. Риск как признак предпринимательской деятельности
2.4. Направленность на получение прибыли
2.5. Государственная регистрация в качестве предпринимателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

поняти ипризнаки.doc

— 474.00 Кб (Скачать)

  *(288) Создан постановлением Правительства  РФ от 12 апреля 1996 г. N 424 "Вопросы  федерального фонда поддержки малого предпринимательства" (с изм. от 27 августа 1999 г.) // СЗ РФ. 1996. N 16. Ст.1901; 1999. N 36. Ст.4402. 

  *(289) Специальный налоговый режим  - это особый порядок исчисления  и уплаты налогов и сборов, в течение определенного периода времени применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами (ст.18 НК РФ). 

  *(290) Следует отметить, что Налоговый  кодекс РФ, устанавливая критерии  отнесения организаций к числу  имеющих право применять упрощенную систему налогообложения, не использует понятия "малое предприятие". Как было показано выше, эти критерии не идентичны предусмотренным Законом о поддержке малого предпринимательства. При этом совершенно очевидно, что основной смысл специального налогового режима, установленного гл.26.2 НК РФ, заключается в установлении упрощенной системы налогообложения именно для субъектов малого предпринимательства. Такой вывод следует из ст.346.12, определяющей субъектов, имеющих право применять упрощенную систему, а также из ст.18 НК РФ, устанавливающей, что упрощенная система вводится по отношению к субъектам малого предпринимательства. 

  *(291) Уплата страховых взносов на  обязательное пенсионное страхование  организациями, перешедшими на  упрощенную систему налогообложения, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. 

  *(292) Указанный перечень идентичен  установленному для применения  упрощенной системы налогообложения.  См. выше. 

  *(293) СЗ РФ. 2001. N 33 (ч.1). Ст.3413. 

  *(294) За период с момента вступления Закона об упрощенной системе налогообложения в силу - с января 1996 г. по январь 2002 г. вопреки всем ожиданиям на упрощенную систему налогообложения перешло не более 3% малых предприятий. Одной из причин такой статистики была ранее имевшаяся возможность для субъектов малого предпринимательства воспользоваться льготой по налогу на прибыль при общеустановленной системе налогообложения. См. об этом: Музалевская И.Н. О правовых вопросах налогообложения малых предприятий// Правовые проблемы малого предпринимательства. М., 2002. С.267. 

  *(295) РГ. 2002. 4 дек. N 230. 

  *(296) Гражданский кодекс РФ использует  понятие "объединение" только  применительно к ассоциациям  (союзам) - ст.121 и религиозным объединениям - ст.117, не раскрывая содержание этого понятия. В народном хозяйстве социалистического периода промышленные и производственные объединения были широко распространены как форма организации производственно-хозяйственных комплексов и крупных предприятий. 

  *(297) Из приведенного перечня ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, конечно, не относятся к собственно предпринимательским объединениям, поскольку являются некоммерческими добровольными ассоциативными организациями, создаваемыми не для непосредственного занятия предпринимательской деятельностью, а только для содействия и координации предпринимательской деятельности участников. Однако ассоциации (союзы) и некоммерческие партнерства путем участия в хозяйственных обществах могут заниматься предпринимательской деятельностью и зачастую осуществляют координацию действий участников, направленную на ограничение конкуренции и монополизацию рынка. Поэтому такие объединения в форме некоммерческих организаций перечислены в ряду предпринимательских объединений. 

  *(298) А.Б. Фельдман, имея в виду различие между юридической формой объединения и ее экономическим содержанием, пишет: "Методологически правильно выделить экономические механизмы объединения предприятий, выражающие определенные производственные отношения, и организационно-правовые формы, в которых осуществляется действие этих механизмов" (см.: Фельдман А.Б. Управление корпоративным капиталом. М., 1999. С.107). 

  *(299) См.: Шиткина И.С. Предпринимательские  объединения. М., 2001. С.75-77, 262, 267-271. 

  *(300) Как известно, в соответствии  со ст.6 Закона о государственных  и муниципальных унитарных предприятиях  такие предприятия с согласия  собственника могут быть участниками  (членами) коммерческих и некоммерческих  организаций, в которых в соответствии  с федеральным законом допускается участие юридических лиц, за исключением кредитных организаций. Унитарные предприятия с момента принятия названного Закона не вправе учреждать дочерние унитарные предприятия (п.3 ст.37 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях). 

  *(301) В теории права под правосубъектностью  традиционно признается установленное  и признанное законом особое  юридическое качество или свойство, которое позволяет лицу или  организации стать субъектом  права или участником правоотношения. Правосубъектность представляет собой совокупность таких свойств, как правоспособность (возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, т.е. способность быть их носителем) и дееспособность (способность субъекта своими непосредственными действиями приобретать и осуществлять юридические права и обязанности, включая деликтоспособность - ответственность за совершение правонарушений). См.: Теория государства и права/ Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С.361-363. 

  *(302) Гражданское право/ Под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. С.69. 

  *(303) См., например: Предпринимательское  (хозяйственное) право/ Под ред.  О.М. Олейник. Т. 1. М., 1999. С.231; Ершова  И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское  право. М., 1999. С.21. 

  *(304) См.: Лаптев В.В. Акционерное право.  М., 1999. С.127. 

  *(305) См. об этом: Кулагин М.И. Избранные  труды. Из серии "Классика  российской цивилистики". М., 1997. С.139. 

  *(306) Понятие "холдинг" и "холдинговая  компания" рассматриваются нами  как равнозначные, что находит  свое подтверждение в российской и зарубежной предпринимательской практике, законодательстве и проектах нормативных актов, посвященных правовому регулированию этого вида предпринимательских объединений. 

  *(307) Контроль над организацией - синоним  господства над ней, заключающийся  в праве оказывать определяющее влияние на принятие решений этой организацией. 

  *(308) Утверждено Указом Президента  РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах  по реализации промышленной политики  при приватизации государственных  предприятий". 

  *(309) В соответствии с ГК РФ основным (материнским) может быть как хозяйственное общество, так и товарищество, а дочерним только хозяйственное общество (ст.105). Поскольку наиболее распространены холдинги, где основными являются хозяйственные общества, далее для удобства изложения применительно к основным будет использоваться конструкция "хозяйственное общество". 

  *(310) См.: Гражданское право/ Под ред.  Е.А. Суханова. Т. 1. С.241. 

  *(311) Классификация холдинговых компаний  на чистые и смешанные является  общепринятой. В чистом холдинге в отличие от смешанного основное общество в качестве единственного вида деятельности осуществляет владение и управление пакетами акций дочерних обществ. 

  *(312) Общество признается зависимым,  если другое (преобладающее) общество  имеет более 20% голосующих акций (долей участия) первого общества (ст.106 ГК РФ, ст.6 Закона об АО, ст.6 Закона об ООО). Зависимость - это более слабое выражение отношений контроля. Зависимое общество может входить в состав холдинговой компании, но не является ее конституирующим признаком (см.: Шиткина И.С.Холдинги. Правовой и управленческий аспекты// Библиотечка Российской газеты. 2002. Вып.11. С. 130-132). 

  *(313) См. п.6 Приложения к Информационному  письму Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. N 32 "Обзор практики  разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства// Вестник ВАС РФ. 1998. N 5. 

  *(314) См.: Кулагин М.И. Государственно-монополистический  капитализм и юридическое лицо. М., 1987. С.132-143. 

  *(315) См.: Развитие корпоративных форм  управления в России// Российский экономический журнал. 2000. N2. С.41. 

  *(316) Такое положение дел связано,  на наш взгляд, наряду с другими  обстоятельствами также с тем,  что для холдинговых компаний  не требуется государственной  регистрации. ФПГ холдингового  типа существуют de-facto и слабо подлежат статистическому учету. 

  *(317) См.: Войтенко А.И. Состояние и  перспективы официальных финансово-промышленных  групп в России// Российский экономический  журнал. 1999. N 11-12. С.24. 

  *(318) Организационно-правовые формы некоммерческих организаций следует отличать от видов таких организаций, определяемых общностью стоящих перед соответствующим видом организаций задач, целей, других существенных признаков. Например, благотворительные организации, как вид некоммерческих организаций, могут создаваться в формах общественных организаций, фондов, учреждений и др. 

  *(319) Государственные корпорации являются  сравнительно новой формой некоммерческих  организаций в российском законодательстве  и практике, хотя в зарубежных  странах они достаточно распространены. В Англии, например, они именуются публичными корпорациями. Государственные корпорации были введены в отечественное законодательство Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ, внесшим дополнения в Закон о некоммерческих организациях (СЗ РФ. 1999. N 28. Ст.3473). Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" (СЗ РФ. 1999. N 28. Ст.3477; 2002. N 12. Ст.1093) открытое акционерное общество небанковская кредитная организация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО) было преобразовано в одноименную государственную корпорацию. Подробно об особенностях правового статуса некоммерческой организации АРКО см.: Ершова И.В. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. М., 2001. С.217-228. 

  *(320) Андреев В.И. Роль государства  в развитии малого предпринимательства// Правовые проблемы малого предпринимательства.  М., 2001. С.72. 

  *(321) Суханов Е.А. Проблемы развития  законодательства о коммерческих организациях// Хозяйство и право. 2002. N 5. С.53. 

  *(322) Кудрявцева Г.А. Федеральное законодательство  России о праве общественных  объединений на осуществление  предпринимательской деятельности// Право и экономика. 1998. N 9. 

  *(323) СЗ РФ. 1995. N33. Ст.3340; 2002. N 12. Ст.1093. 

  *(324) См.: Маттей У., Суханов Е.А. Основные  положения права собственности.  М., 1999. С.331; Комментарий к Гражданскому  кодексу Российской Федерации  части первой (постатейный) / Под  ред. О.Н. Садикова. М., 1995. С.321; Некоммерческие организации: правовое положение, законодательство, учредительные документы / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1998. С.67. 

  *(325) См.: Камышанский В.П. Право собственности:  пределы и ограничения. М., 2000. С.172; см. также п.7 ст.39 Закона РФ  от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 10-ФЗ, с изм. и доп., включая от 25 июля 2002 г.) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 1997. N 47. Ст. 5341; 2000. N 30. Ст. 3120; N 33. Ст. 3348; 2002. N 7. Ст. 631; N 12. Ст. 1093; N 26. Ст. 2517; N 30. Ст. 3029. 

  *(326) См.: Гражданское право/ Под ред.  Ю.К.Толстого и А.П. Сергеева. М., 1996. Ч.1. С.357. 

  *(327) См.: Ершова И.В. Указ. соч. С.213. 

  *(328) См.: Ершова И.В. Указ. соч. С.214. См. также постановления Президиума  ВАС РФ от 23 мая 2000 г. N 4940/99 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 8; от 7 декабря 1999 г. N 4488/99 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 2; от 23 марта 1999 г. N 1132/99 // Вестник ВАС РФ. 1999. N 8. 

  *(329) См.: Степанов В.В. Несостоятельность  (банкротство) в России, Англии, Франции,  Германии. М., 1999. С.22-23. 

  *(330) Далее - Закон о банкротстве  кредитных организаций. 

  *(331) Далее - Закон об особенностях  банкротства субъектов естественных  монополий. 

  *(332) СЗ РФ. 1998. N 21. Ст.2249. 

  *(333) См.: Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский  М.Л. Правовые основы несостоятельности  (банкротства). М., 2001. С.22. 

  *(334) СЗ РФ. 1998. N 2. Ст.222 (далее - Закон  1998 г.). 

  *(335) См.: Витрянский В.В. Как реформировать законодательство о банкротстве// Законодательство. 1999. N 5. С.53. 

  *(336) Шершеневич Г.Ф. Учение о несостоятельности.  Казань, 1890. 

Информация о работе Понятие и признаки предпринимательской деятельности