Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в определении понятия предпринимательской деятельности, рассмотрении ее признаков.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие предпринимательской деятельности;
2. рассмотреть признаки предпринимательской деятельности:
систематичность извлечения прибыли;
самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности;
риск;
направленность на получение прибыли;
государственная регистрация в качестве предпринимателя.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Соотношение экономической, хозяйственной, предпринимательской и коммерческой деятельности
1.2. Эволюция концепций предпринимательской деятельности
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Систематичность извлечения прибыли
2.2. Самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности
2.3. Риск как признак предпринимательской деятельности
2.4. Направленность на получение прибыли
2.5. Государственная регистрация в качестве предпринимателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

поняти ипризнаки.doc

— 474.00 Кб (Скачать)
tify">  *(121) СЗ РФ. 1994. N 13. Ст.1447; 2001. N 7. Ст.607; N 51. Ст.4824. 

  *(122) СЗ РФ. 1999. N 31. Ст.4039. 

  *(123) См.: Хартли Т.К. Основы права  Европейского Сообщества. М., 1998. С.155. 

  *(124) Ведомости РСФСР. 1990. N 26. Ст.324. 

  *(125) См.: Вольдман Ю. Об особенностях правового регулирования труда в крестьянском (фермерском) хозяйстве// Хозяйство и право. 1998. N 3. С.50-52. 

  *(126) См.: Сумина Г.А. О практике рассмотрения  споров о ликвидации крестьянских (фермерских)хозяйств в Федеральном  арбитражном суде Дальневосточного округа// Вестник ВАС РФ. 1998. N 6. С.95-96. 

  *(127) См.: Информационный бюллетень Минсельхозпрода  РФ. 1999. N 11-12. С.22-24. 

  *(128) ВКС РФ. 2002. N 1. 

  *(129) СЗ РФ. 1997. N 51. Ст.5712; 1998. N 1. Ст.1. 

  *(130) См.: постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". 

  *(131) Бюллетень ВС РФ. 1998. N 11. 

  *(132) СЗ РФ. 1995. N 29. Ст.2757. 

  *(133) СЗ РФ. 1998. N 14. Ст.1514. 

  *(134) См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваах  Л. Европейская конвенция о  правах человека и Европейская  социальная Хартия: право и практика. М., 1998. С.409. 

  *(135) Европейский Суд по правам  человека. Избранные решения. Т.II. М., 2000. С.395. 

  *(136) См.: Комментарий к Конвенции о  защите прав человека и основных  свобод и практике ее применения. М., 2002. С.266-288. 

  *(137) СЗ РФ. 2000. N21. Ст.2258; ВКСРФ.2000. N4. 

  *(138) The Law Dictionary. Andersen Publishing Co. 1977. 

  *(139) Термин "имущественный комплекс" применяется к предприятию условно, поскольку кроме имущества к нему относятся и другие виды активов, включая постоянных клиентов, пользующихся услугами или товарами, произведенными предприятием, а также деловую репутацию (goodwill). 

  *(140) См.: Dunfee T.W. Modern Business Law and the Regulatory Environment. L., 1996; Gower C. Modern company law. L., 1954; Ершова Е.А. Правовые проблемы продажи бизнеса в странах общего права// Законодательство. 2002. N 3. 

  *(141) Тесная связь активов и задолженности принимается во внимание Общепринятыми принципами бухгалтерского учета (GAAP), в частности при определении справедливой цены за акции и активы в случае комбинирования бизнесов. См., например: Dauber N.A., Siegel J.G., Shim J.K. The Vest-Pocket CPA. NJ.: Prentice Hall, 1997; Peat Marwick. Business Combinations Handbook. U.S.A., 1996. 

  *(142) Российская правовая наука развивает  тему статуса предприятия в  другом направлении, а именно  тратит свои силы на дискуссию  о том, каким статусом должно  обладать предприятие, должно ли оно быть признано объектом права или субъектом права. При этом использовались и используются теории и концепции, разработанные еще в условиях социалистической экономики, в то время как правовая мысль за рубежом никогда не выражала сомнений по поводу предприятия как объекта права. См., например: Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе// Проблемы современного гражданского права/ Отв. ред. В.Н. Литовкин и В.А. Рахмилович. М., 2000. 

  *(143) Право Европейского Сообщества (ЕС), например, обеспечивает защиту интересов работников в случае передачи в другие руки именно предприятия или его части (см.: Директива Европейского Совета N 77/ 187/ СЕЕ от 14 февраля 1977 г. "О сближении законодательств государств-членов, связанных с защитой прав работников в случаях передачи предприятий или части предприятий"). 

  *(144) Надо отметить, что российское  налоговое право обычно не  признает результаты финансовой  деятельности компаний, входящих  в такой холдинг, в совокупности самостоятельным объектом налоговых отношений, за исключением отдельных вопросов (например, не признаются доходом средства, полученные дочерним обществом в качестве финансирования от основного общества, владеющего более 50% уставного капитала дочернего общества). 

  *(145) Здесь мы ограничивается только  рамками западной традиции права,  к которой тяготеет и российская  правовая система. О других  правовых традициях см.: Давид  Р., Жоффре-Спинози К. Основные  правовые системы современности.  М., 1996. 

  *(146) См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч.; Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996; Цвайгерт К., Котц Г. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т.1. Основы. М., 1995; Glendon M., Gordon M., Osakwe C. Comparative Legal Traditions. N.Y., 1985. 

  *(147) Берман Г. Дж. Западная традиция  права: эпоха формирования. М., 1998. 

  *(148) См.: Хартли Т.К. Основы права  Европейского Сообщества. М., 1998. 

  *(149) Данные тенденции обычно игнорируются  при выделении правовых традиций. См., например: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч.; Тихомиров Ю.А. Указ. соч. 

  *(150) См.: Council Regulation (EC). N 2157/2001 of 8 October 2001 on the Statute for aEuropean company (SE); Council Directive 2001/86/EC of 8 October 2001 supplementing the Statute for a European company with regard to the involvement of employees. 

  *(151) Главным пунктом разногласий  стал вопрос об участии работников  в управлении компанией по  германской модели (там представители  работников являются членами  наблюдательного совета и занимают от 1/2 до 2/3 общего состава совета). Великобритания в противовес Франции и Германии была непримиримым противником таких положений. В результате свыше 20-летней дискуссии эта норма была сохранена в Директиве с приданием ей диспозитивного характера. 

  *(152) Подробнее см.: Лахно П.Г. Становление  и развитие энергетического законодательства  Российской Федерации/ Государство  и право на рубеже веков  (материалы Всероссийской конференции). М., 2001. С.274-284; его же. На пульсе  ТЭКа// ЭЖ-ЮРИСТ.2002. Апрель. N 14. С.11; Договор к Энергетической хартии: путь к инвестициям и торговле для Запада и Востока / Под ред. А.М. Коноплянина. М., 2002; Budenbender Ulrich, Heinegg Wolff Heintschellvon, Rosin Peter. Energierecht. Recht der Enegieeanlagen. Walter de Gruyter. Berlin. 1999. T.1. 2002. T.2; James E. Hickey...Rocki Mountain Mineral Law Foundation. Denver. Colorado, 2000; Roggencump Marta M., Ronne Anita. Energy Law in Europe (National, EU and International Lae and Institutions). Oxford University Press, 31 Dekabria 2000. 

  *(153) О перспективах ратификации ДЭХ  Российской Федерацией см.: Липатов  Ю. Формируется европейский энергетический  рынок. Условия вхождения России  предстоит рассмотреть Государственной  Думе// Независимая газета. 2001. 11 янв.; Сергеева О. Европейская энергетическая хартия: PRO и CONTRA для России. Почему Москва не спешит ратифицировать Договор к ЕЭХ// Мировая энергетическая политика. 2002. N 4. С.52-57. 

  *(154) С 1 января 1999 г. ГАТТ преобразовалось  во Всемирную торговую организацию  (ВТО), размещающуюся в Женеве в здании бывшей Лиги Наций. 

  *(155) Например, Комиссией издан ряд  разъяснений смысла и критериев  использования в правоприменительной  практике понятий, имеющих общий  характер, таких как общая польза (применительно к регулированию  банковской деятельности), публичная политика, публичный порядок, общественное здоровье. 

  *(156) Отменен 12 ноября 1999 г. с принятием  Закона "О модернизации финансовых  услуг" (Financial Services Modernization Act 1999). Отмена  такого ограничения банковской  деятельности стала возможной в результате общих изменений в экономике, возросшей конкуренции в банковской сфере, прозрачности в деятельности банков и совершенствования системы контроля за банковской деятельностью. 

  *(157) Это означает, что служащий или  управляющий компании не может использовать информацию о нынешнем или будущем состоянии компании, ставшую ему известной в связи с его статусом, для продажи или покупки акций компании или передавать эту информацию другим лицам, поскольку такая информация дает ее обладателю привилегии по сравнению с другими инвесторами, не обладающими ею. 

  *(158) Как уже отмечено, страны романо-германской  системы права традиционно проповедуют  более активную роль государства  в экономике (в целях поддержания  наиболее гармоничного развития), чем страны англо-американского права, старающиеся, наоборот, максимально ограничить такое вмешательство для того, чтобы не допустить дисбаланса рыночных сил. 

  *(159) См. подробнее: Познер Р. Экономический  подход к праву // Право и  экономика. М., 1999. 

  *(160) Статьи 142, 264 Закона о Компаниях 1985 г. 

  *(161) См.: Зайфферт В. Общество с  ограниченной ответственностью  в российском праве: взгляд  из Германии// Государство и право. 2001. N 9. С.79-84. 

  *(162) СЗ РФ. 2001. N 33 (ч.I). Ст.3422; N 51. Ст.4829. 

  *(163) См.: постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 318 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц"// СЗ РФ. 2002. N 20. Ст.1872. 

  *(164) См. также ст.8 Закона об АО, ст.11 Закона об ООО, ст.114 ГК РФ. 

  *(165) В некоторых случаях условием  для регистрации коммерческой  организации является предварительное  согласие федерального антимонопольного  органа или его последующее  уведомление. Например, предварительное  согласие требуется при регистрации организации, созданной в результате слияния или присоединения двух или нескольких организаций, если балансовая стоимость их активов превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Федеральный антимонопольный орган должен быть также уведомлен заявлением одного из учредителей в 15-дневный срок со дня государственной регистрации о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тыс. МРОТ, а также о слиянии или присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 тыс. МРОТ (ст.17 Закона о конкуренции на товарных рынках). 

  *(166) СЗ РФ. 2002. N 12. Ст.1093. лица, совершенные  до признания его регистрации  недействительной 

  *(167) См. Информационное письмо Президиума ВАСРФ от 9 июня 2000 г. N 54 "О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной"// Вестник ВАС РФ. 2000. N 7. 

  *(168) Для реализации этих целей  было бы разумно включить в  реестр сведения не только  об учредителях, но и об участниках (акционерах)хозяйственных обществ. 

  *(169) СЗ РФ. 2002. N 26. Ст.2585. 

  *(170) СЗ РФ. 1995. N 10. Ст.823; 1999. N 7. Ст.879; 2000. N 2. Ст.141; 2001. N 33 (ч.I). Ст.3429; 2002. N 22. Ст.2026. 

  *(171) Определение Конституционного Суда  РФ от 13 января 2000 г. по жалобе гражданки Маршаковой Е.З. на нарушение ее конституционных прав статьей 10 Закона Республики Мордовия "О торговле и оказании услуг населению в Республике Мордовия"...// СЗ РФ. 2000. N 12. Ст.1311. 

  *(172) Надо отметить, что право Европейского Сообщества относит к компаниям предпринимательские объединения, не являющиеся юридическими лицами (например, полные товарищества в Германии). В то же время некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, к компаниям не относятся, поскольку их целью не является занятие предпринимательской деятельностью. 

  *(173) Подробнее см.: Лаптев В.В. Предпринимательское  право: понятие и субъекты. М., 1997; его же. Проблемы предпринимательской  (хозяйственной) правосубъектности  // Государство и право. 1999. N 11. 

  *(174) Вестник ВАС РФ. 1999. N 10. 

  *(175) См.: Бурмистрова Т., Мартыненко Г.  Методы и практика антимонопольного  регулирования действий исполнительных  органов власти // Право и экономика. 2000. N 2. С.19. 

  *(176) Термин "обязанности" больше  соответствует содержанию публично-правовых, внутрихозяйственных или управленческих отношений, означая выполнение определенных функций или требований. Поэтому применительно к гражданско-правовым отношениям более правильным является употребление термина "обязательства" в силу существования обязательственных правоотношений, возникающих из гражданско-правовых сделок. 

  *(177) См.: Закон о защите прав потребителей; Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4871-I "Об  обеспечении единства измерений"// Ведомости РФ. 1993. N 23. Ст.811; 2003. N 2. Ст.167. 

Информация о работе Понятие и признаки предпринимательской деятельности