Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в определении понятия предпринимательской деятельности, рассмотрении ее признаков.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие предпринимательской деятельности;
2. рассмотреть признаки предпринимательской деятельности:
систематичность извлечения прибыли;
самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности;
риск;
направленность на получение прибыли;
государственная регистрация в качестве предпринимателя.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Соотношение экономической, хозяйственной, предпринимательской и коммерческой деятельности
1.2. Эволюция концепций предпринимательской деятельности
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Систематичность извлечения прибыли
2.2. Самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности
2.3. Риск как признак предпринимательской деятельности
2.4. Направленность на получение прибыли
2.5. Государственная регистрация в качестве предпринимателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

поняти ипризнаки.doc

— 474.00 Кб (Скачать)

  *(241) Голосующими акциями общества  являются все обыкновенные и  часть привилегированных, владельцы  которых в случаях, предусмотренных  Законом от АО получают право  голоса. Понятие "голосующие акции" не раскрывается в Законе, а следует из его общего смысла. 
 

  *(242) См.: Метелева Ю.А. Правовое положение  акционера в акционерном обществе. М., 1999. С.124. Порядок голосования акциями  в случае их передачи после  даты составления списка лиц,  имеющих право на участие в общем собрании, и до даты его проведения подробно урегулирован постановлением ФКЦБ от 7 февраля 2003 г. N 03-6/пс "О внесении изменений и дополнений в Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 31 мая 2002 г. N 17/пс" // РГ. 2003. 27 февр. 

  *(243) СЗ РФ. 2002. N 45. Ст.4436. 

  *(244) Федеральным законом от 7 августа  2002 г. в Закон об АО было  внесено изменение, в соответствии  с которым акционерные общества были лишены права на выплату промежуточных дивидендов. Логика последующей отмены этого положения, на наш взгляд, очевидна, поскольку акционерные общества решением собственников должны иметь право более оперативно распоряжаться полученной в результате хозяйственной деятельности прибылью. 

  *(245) В п.10 совместного постановления  Пленумов ВС РФ и ВАС РФ  от 2 апреля 1997 г. N 4/8 указано, что  решение совета директоров может  быть оспорено в судебном порядке  путем предъявления иска о  признании его недействительным как в случаях, когда возможность оспаривания предусмотрена в законе, так и при отсутствии соответствующего указания, если принятое решение не отвечает требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушает права и охраняемые законом интересы акционера. Ответчиком по такому спору является АО. 

  *(246) Согласно ст.53 ГК РФ юридическое  лицо приобретает гражданские  права и принимает на себя  гражданские обязанности через  свои органы, действующие в соответствии  с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Только в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. Такой случай применительно к общему собранию акционерного обществаустановлен только для "компании одного лица" (п.3 ст.47 Закона об АО). Об особенностях управления в "компании одного лица" см.: Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты // Библиотечка Российской газеты. 2002. Вып. 11. С. 133-136. 

  *(247) См.: Могилевский С.Д. Указ. соч.  С.120-123. 

  *(248) Комментарий к Федеральному закону  об акционерных обществах/ Под  ред. М.Ю.Тихомирова. М., 1996. С.255-256. 

  *(249) Гражданское право. Учебник/ Под  ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. Т. 1. М., 2001. С.160. 

  *(250) Далее - постановление ФКЦБ от 31 мая 2002 г. 

  *(251) О соотношении интересов различных  групп субъектов акционерных  отношений см.: Корпоративное управление  и корпоративный контроль/ Под  ред. Е.П. Губина. М., 1999. 

  *(252) Мы согласны с мнением тех авторов, которые квалифицируют договоры с управляющей организацией как договоры возмездного оказания услуг. См.: Степанов П.В. Правовая квалификация отношений, возникающих между единоличным исполнительным органом и акционерным обществом // Хозяйство и право. 2002. N 12. 

  *(253) Далее - Закон о производственных  кооперативах. 

  *(254) См.: Тихонова Я.Р. Правовое положение  работников как субъектов трудового  права. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1994. С.11. 

  *(255) См.: Сыроватская Л.А. О правовом регулировании трудовых отношений в современных условиях// Государство и право. 1994. N 1. С.44. 

  *(256) См.: Колгинов А.И. Коллективная  собственность и коллективное  предпринимательство. М., 1993. С.38. 

  *(257) В действующем ГК РФ закреплена двойственная позиция в отношении категории "предприятие": с одной стороны, оно рассматривается как объект гражданского права (ст.132 ГК РФ), с другой - как субъект гражданско-правовых отношений (ст.113 ГК РФ), что не могло не найти отражения и в современной юридической литературе. Так, негативное отношение к категории "предприятие" как субъекту гражданского права нашло свое отражение в учебнике "Гражданское право", подготовленном коллективом авторов МГУ (см.: Гражданское право/ Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. Т. 1. С.306). Однако существуют и иные точки зрения на место, роль и перспективы использования указанной категории. В.В. Лаптев считает необходимым установить в законодательстве "четкое и адекватное понятие предприятия как хозяйствующего субъекта и субъекта права, участвующего в отношениях и по горизонтали, и по вертикали, для которого наличие прав юридического лица хотя и обязательно, но служит лишь одним из элементов его право субъектности" (Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право в современных условиях// Государство и право на рубеже веков. М., 2001. С.221). Ю.К. Толстой пишет: "Почему же противники унитарных предприятий с такой настойчивостью предают их анафеме? Гносеологические корни этой позиции усматриваются в убежденности ее сторонников в том, будто предприятие имеет право на существование лишь как единый имущественный комплекс, но не как субъект права. Между тем С.Н. Братусь в свое время справедливо обратил внимание на то, что понятие "предприятие" является двузначным: это и субъект, и объект права. Именно по этому пути и идет законодательство. В том числе новейшее (см. параграф 4 гл.4 и ст.132 ГК РФ). Представляется, что унитарным предприятиям (особенно предприятиям ВПК) не только уготовлена в нашей экономике долгая жизнь, но и следует идти по пути применения данной организационно-правовой формы там, где путь ей сейчас вроде бы заказан" (Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе// Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М., 2000. С.110-111). 

  *(258) Далее - Закон о государственных  и муниципальных предприятиях. 

  *(259) Вестник ВАС РФ. 1996. N 9. Данное положение  нашло подтверждение и в материалах  конкретных арбитражных дел (см., например: постановление Президиума ВАС РФ от 15 февраля 2002 г. N 1248/01// Вестник ВАС РФ. 2002. N 6). 

  *(260) См.: Положение о таможенном брокере,  утвержденное постановлением Правительства  РФ от 17 июля 1996 г. N 873// СЗ РФ. 1996. N 31. Ст.3737. 

  *(261) Указанная позиция была представлена и в юридической литературе. Так, Е.А. Суханов (см.: Гражданское право: Учебник. 2-е изд. Т. 1. М., 2000. С.249), рассматривая унитарное предприятие как юридическое лицо - участника гражданских правоотношений, пишет: "Такая своеобразная организационно-правовая форма, как юридическое лицо - несобственник, не свойственна нормальному развитому имущественному обороту и представляет собой исключение, сохраненное законом на период становления рыночной экономики прежде всего для государственных и муниципальных (публичных) собственников. Поэтому и в законодательной систематизации данная разновидность коммерческих организаций поставлена на последнее место". 

  *(262) См., например, постановления Правительства  РФ: от 16 марта 2000 г. N 234; от 10 апреля 2002 г. N 228; постановление Правительства Москвы от 15 июня 1999 г. N 542 и др. 

  *(263) См.: Думный В.В. История предпринимательства  в России. Учебное пособие. Вып.1. М., 1995. С.95. 

  *(264) См.: Галаган А.А. История предпринимательства  Российского. От купца до банкира. М., 1997. С.81. 

  *(265) См.: Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 "О некоторых мерах  по обеспечению государственного  управления экономикой"; постановление  Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения  контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий"; распоряжение Министерства государственного имущества РФ от 16 февраля 2000 г. N 189-р "Об утверждении примерного контракта с руководителем федерального государственного унитарного предприятия" (с изм. от 9 июня 2000 г.). 

  *(266) См., например: постановление Правительства  РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах  по повышению эффективности использования  федерального имущества, закрепленного  в хозяйственном ведении федеральных  государственных унитарных предприятий"; Порядок определения перечней показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, утвержденный приказом Минэкономразвития России, Минимущества России, МНС России от 18 сентября 2001 г. N 320/208/БГ-3-21/355-а// БНА. 2001. N 48; постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 23 "О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности"// СЗ РФ. 2000. N 3. Ст.274. 

  *(267) См.: Порядок отчетности руководителей  федеральных государственных унитарных  предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. N 1116 (с изм. от 15 октября 2001 г.) // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст.5034; 2001. N 43. Ст.4104. 

  *(268) См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности"// СЗ РФ. 2001. N 33 (ч.I). Ст.3422. 

  *(269) См.: Порядок проведения конкурса  по отбору уполномоченных аудиторских  организаций, утвержденный распоряжением  Минимущества России от 2 августа  2000 г. N 331-р// БНА. 2000. N 34. 

  *(270) В соответствии с п.2 ст.11 НК  РФ рабочее место считается  стационарным, если оно создается  на срок более одного месяца. Согласно ст.1 Федерального закона  от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах  охраны труда в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст.3702; 2002. N 21. Ст. 1916; 2003. N 2. Ст. 167) рабочим местом признается место, где работник обязан находиться или куда он должен прибыть. Однако оно таковым не считается, если работодатель не может прямо или косвенно повлиять на условия труда в этом месте. 

  *(271) Местом нахождения организации  в соответствии с п.2 ст.54 ГК  РФ является место ее государственной  регистрации, если в соответствии  с законом в учредительных  документах юридического лица  не установлено иное. Так, в соответствии с п.2 ст.4 Закона об АО учредительными документами общества может быть установлено, что местом нахождения АО является место постоянного нахождения его органов управления или основное место его деятельности. 

  *(272) Для определения территориальной обособленности рекомендуется использовать Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) ОК-019-95. 

  *(273) Согласно п.2 ст.14 Закона РФ от 25 декабря 1990 г. (ред. от 30 ноября 1994 г.)"О предприятиях и предпринимательской деятельности" (Ведомости РСФСР. 1990. N 30. Ст.418; СЗ РФ. 1994. N 32. Ст.3302) регистрация филиалов и представительств производилась в порядке, установленном для юридических лиц. 

  *(274) См.: п.3 ст.19 Закона о регистрации  юридических лиц. 

  *(275) См. Письмо МНС России от 2 марта  1999 г. N ВГ-6-18/1510// РГ "Ведомственное  приложение". 1999. 10 апр. N 69. 

  *(276) См.: Клочихина С. Филиалы и  представительства: правовое положение,  налогообложение, учет отдельных  операций // ФПА АКДИ "Экономика и жизнь". 1997. N 15. 

  *(277) См., например: п.4 ст.5 Закона об ООО,  п.5 ст.5 Закона об АО. 

  *(278) По соответствующему профилю  деятельности или в рамках  одного профиля, но в различных  точках технологической цепочки  производства определенного продукта (услуги). 

  *(279) Например, службами бухгалтерского  учета, планово-экономической, управления  персоналом и пр. 

  *(280) Впервые в отечественном законодательстве  понятие "малое предприятие"  было использовано в Законе  СССР от 4 июня 1990 г. "О предприятиях  в СССР"// Ведомости СССР. 1990. N 25. Ст.460. 

  *(281) См.: Экономика и жизнь. 2002. N 17. С.2. 

  *(282) Объективности ради следует отметить, что уменьшение количества малых  предприятий связано с ростом  числа индивидуальных предпринимателей, поскольку многие малые предприятия из-за большей привлекательности предпринимательской деятельности без образования юридического лица, заключающейся прежде всего в наличии упрощенного учета и отчетности, преобразовались в эту форму. 

  *(283) См.: Устюкова В.В. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве// Правовые проблемы малого предпринимательства. М., 2001. С.160; Бухгалтерский учет и налогообложение субъектов малого предпринимательства// АКДИ "Экономика и жизнь". 2000. N 4. С.11. 

  *(284) Действующий до 1 января 2003 г. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства 

  *(285) Одобрена постановлением Правительства  РФ от 14 февраля 2000 г. N 121 "О федеральной  программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы". 

  *(286) В установленные сроки это  мероприятие не было исполнено. 

  *(287) Такая "двойная" регистрация  введена в Москве. Условием, дающим  преимущественное право на поддержку со стороны органов власти города, является включение субъекта малого предпринимательства в специальный реестр. При этом невключение его в реестр не может служить основанием для непредоставления льгот и преимуществ, предусмотренных федеральным законодательством (распоряжение мэра Москвы от 7 мая 1997 г. N 367-РМ "О создании реестра субъектов малого предпринимательства Москвы"// Вестник Мэрии Москвы. 1997. N 16). 

Информация о работе Понятие и признаки предпринимательской деятельности