Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:56, контрольная работа
На предприятиях планирование научно-технического прогресса осуществляется путем разработки и реализации плана организационно-технического развития — одного из разделов плана предприятия. Данный раздел определяет техническую политику на предприятиях. Техническое развитие предприятия представляет собой процесс совершенствования техники, технологии, выпускаемых изделий и услуг (видов обработки) и профессиональных возможностей кадров в целях интенсификации производства, повышения его эффективности и качества продукции.
1.Планирование организационно-технического развития предприятия...…...3
1.1.Содержание плана ОТРП и порядок его разработки………………….....4
2.Теоретические основы организации системы планирования
на предприятии…………………………………………………………………5
2.1 Виды и типы планов на предприятии………………….…………………5
2.2 Организация системы планирования деятельности
на предприятии……………………………………………………..……………11
Список использованных источников………………………………..………….18
Взаимосвязь между двумя группами планов представлена в приложении, из которого видно, что стратегические планы составляются на двух уровнях: для организации в целом и ее бизнес - единиц. Менеджеры структурных подразделений и функциональных подсистем несут ответственность за тактические планы. Оперативные планы составляют все функциональные подсистемы организации. В этой работе задействованы руководители и менеджеры всех уровней и звеньев организации - от высшего до низового и это должно обеспечивать конкретизацию стратегических и тактических заданий, а также доведение их до исполнителей, получающих четкие ответы на вопросы о том, что, где, как, когда, сколько нужно производить продукции, кто будет выполнять работу и какие ресурсы потребуются.
Характер взаимосвязи
между планами организации
Планирование деятельности организации - одна из общих функций управления организацией, вид управленческой деятельности, направленный на определение целей организации, путей, средств и этапов их достижения, необходимых ресурсов, затрат и результатов, а так же проектируемого изменения состояния организации.
В условиях рыночной экономики
планирование деятельности организации
решает следующие задачи: выявление
перспектив изменения внешнего окружения
фирмы, формирование целей и стратегии
развития, определение первостепенных
задач, действий для их решения, затрат
и результатов, а так же проектируемого
изменения состояния
Цель стратегического планирования: адаптация предприятия к прогнозируемым изменениям внешней среды, достижение надежной позиции на рынке, обеспечивающей финансовую устойчивость предприятия в условиях конкуренции. К задачам стратегического планирования относятся: правильно и своевременно оценить возможные последствия перемен, происходящих в социальной, экономической и научно-технической сферах, предвидеть опасности и возможности, выработать хозяйственную политику и стратегию фирмы, позволяющие справиться с опасностями и использовать возникающие новые возможности. Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения. Основные объекты стратегического планирования: продукция, рынки сбыта, новые технологии, взаимоотношения с обществом, внешнеэкономическая деятельность. Горизонт стратегического планирования определяется продолжительностью инновационных и структурных изменений в организации. Данный вид планирования является функцией высшего уровня управления организацией. Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей.
Цель тактического планирования
- последовательная поэтапная реализация
выработанной стратегии. Задача тактического
планирования: конкретизация стратегических
целей, применительно к более
короткому отрезку времени; выбор
наиболее эффективных путей реализации
стратегии; пропорциональное развитие
и наилучшее использование
Оперативное планирование является
продолжением тактического планирования.
Его цель состоит в обеспечении
повседневной согласованной работы
всех подразделений организации
по достижению перспективных и текущих
целей при наилучшем
Все три вида планирования взаимосвязаны, при этом ведущая роль принадлежит стратегическому планированию, которое служит фундаментом и ориентиром для других видов планирования.
Различия между стратегическим,
тактическим и оперативным
С точки зрения горизонта планирования различают перспективное планирование (долгосрочное - на 10-15 лет и среднесрочное - на 3-5 лет) и текущее (на 1-2 года и более короткие периоды).
Стратегическое планирование охватывает долгосрочный период, тактическое - среднесрочный и краткосрочный, оперативное - краткосрочный.
Внутрифирменное планирование
охватывает все функциональные
области производственно - хозяйственной
деятельности предприятия, что
находит отражение в
Соотношение целей организации и целей функциональных зон деятельности можно наглядно представить в виде «дерева целей», вершиной которого служит генеральная цель организации, а нижними ветвями являются цели функциональных зон.
Органическая составная
часть внутрифирменного планирования
- планирование деятельности производственных
подразделений различных
Объектом стратегического
планирования в специализированном
производстве является организация
в целом. В диверсифицированном
производстве разрабатываются стратегии
по каждому стратегическому
При всем разнообразии видов планирования для процесса планирования характерны следующие этапы:
- анализ состояния объектов
планирования и его внешнего
окружения, в том числе сбор
и обработка информации и
- формирование целей
- разработка и оценка
альтернативных направлений,
- выбор варианта плана
для реализации, а при необходимости
согласование запасных
- систематический контроль за ходом и итогами выполнения плана.
2.2 Организация системы планирования деятельности на предприятии
Результаты процесса планирования материализуются в виде системы планов предприятия - совокупности планов развития и деятельности организации и ее подразделений, согласованных по целям, срокам и ресурсам. Система планов служит инструментом реализации стратегии. Ее цель - направить текущую деятельность организации на достижение стратегических целей и организовать согласованную работу всех подразделений для реализации этих целей.
Процесс планирования базируется на ряде принципов или правил, которые необходимо учитывать при его осуществлении.
Ведущим принципом рыночного планирования в условиях производственной демократии является участие максимального числа сотрудников в работе над планом уже на самых ранних ее этапах.
Другой принцип планирования - непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности предприятия. В результате планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно обновляющийся процесс составления планов, постановки целей, выработки стратегий, распределения ресурсов, создание проектов перестройки организации в соответствии с изменившимися условиями.
В основе процесса планирования должны лежать принципы координации и интеграции. Координация плановой деятельности происходит «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня. А интеграция - «по вертикали», между вышестоящими и нижестоящими подразделениями. В результате процесс планирования приобретает необходимые целостность и единство.
Важный принцип планирования - экономичность. Ее суть в том, что планы должны предусматривать такой путь достижения цели, который связан с максимумом получаемого эффекта, а затраты на составление плана не должны превышать его.
Планирование должно быть
гибким. Гибкость достигается приданием
планам способности менять свою направленность,
но она допустима лишь в определенных
пределах, поскольку, например, не всегда
удается откладывать принятие решения
до тех пор, пока не будет полной
уверенности в его
Кроме перечисленных выше принципов планирования, в практике часто используют и другие принципы: пропорциональности, методологического единства планов, оптимальности и другие.
В зависимости от
степени централизации
Могут быть использованы три подхода к составлению плана, учитывая экономические возможности предприятия. Если предприятие испытывает дефицит в ресурсах, и появление дополнительных в будущем не предвидится, то именно исходя из их наличия ставятся цели, которые оно может реально достичь. Цели в дальнейшем не пересматриваются, даже при наличии благоприятных возможностей, поскольку на их реализацию может не хватить средств. Такой подход используют небольшие предприятия, главная задача которых - выживание.
Более состоятельные предприятия
могут позволить себе не пропускать
такие благоприятные
Предприятие со значительными ресурсами может использовать оптимизационный подход к планированию - планы составляются исходя из поставленных целей с учетом того, что для выгодного нового вложения средства всегда есть.
Под экономическим управлением следует понимать текущее внутрифирменное планирование и контроль над итогами хозяйственной деятельностью. Внутрифирменное планирование, в ходе которого вырабатываются предположения по отдельным альтернативам хозяйственной деятельности, может организовываться по различным схемам, предполагающим формирование соответствующих систем планирования предприятия.
Планирование представляет
собой процесс обработки
- субъекты планирования,
то есть менеджеры и
- процессы и операции обработки информации, предполагающие использование соответствующих методов планирования, аналитической и прогнозной информации о развитии внешней и внутренней среды предприятия;
- результаты данного процесса, представленные в виде планов в качестве выходной информации.
Информация о работе Планирование организационно-технического развития предприятия