Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
1) уточнение основных понятий и определений, характеризующих такой экономический инструмент как франчайзинг.
2) накопление и закрепление знаний о процессе формирования новой организации сферы обслуживания, различных организационно-правовых форм, организационной структуры управления для создаваемого предприятия.
Задачи:
1)раскрыть понятие, виды, формы франчайзинга; выявить его преимущества и недостатки.
2) разработать план по созданию новой организации сферы обслуживания
3) приобрести опыт аналитической работы, применить полученные знания в практической деятельности.

Оглавление

Введение 4
1.Теоретическая часть. 6
1.Франчайзинг. 6
1.1 Франчайзинг как форма отношений 6
1.1.1Обязанности франчайзера: 7
1.1.2 Обязанности франчайзи: 8
1.1.3 Цена франчайзинга 9
1.2 Виды франчайзинга 10
1.2.1 Производственный франчайзинг 11
1.2.2Франчайзинг товара 12
1.2.3 Сервисный франчайзинг 13
1.2.3Франчайзинг бизнес-формата 13
1.3 Формы франчайзинга 14
1.4 История франчайзинга 16
1.5 Франчайзинговый договор 20
1.5.1Основные элементы: 21
1.5.2Франшиза как лицензия. 21
1.5.3Финансовые обязательства. 22
1.5.4 Срок договора. 22
1.5.6Эксклюзивность. 22
1.5.7Обязанности сторон. 23
1.6 Плюсы и минусы франчайзинга 24
1.6.1 Плюсы 24
1.6.2 Минусы 26
1.6 Статистика франчайзинга 28
1.7 Основные проблемы франчайзинга при продвижении на Российский рынок и их типология 28
2.Практическая часть. 30
2.1 Генерация идеи. 30
2.2Форма организации. 31
2.3Персонал организации. 32
2.4 План-график. 35
2.5 Производственные факторы. 36
2.6 Структура организации. 38
2.7 Задачи персонала. 39
2.8 Методы отбора персонала 40
2.9План проведения интервью. 41
2.10 Культура организации. 42
2.11 Рекламная политика. 44
2.12 Система налогообложения. 45
Заключение. 48
Список литературы 50

Файлы: 1 файл

моя курсовая (2).docx

— 113.63 Кб (Скачать)

В зависимости от содержания франшизы (франчайзингового пакета) выделяются такие виды франчайзинга:

производственный;

товарный;

сервисный;

франчайзинг бизнес-формата.

1.2.1 Производственный франчайзинг

Производственный франчайзинг предполагает передачу франчайзером запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается.

В наибольшей степени этот вид франчайзинга представлен в  производстве безалкогольных напитков. Практически все предприятия, осуществляющие разлив и упаковку продукции таких  известных компаний, как Coca Cola, Pepsico и другие, осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга. При этом франчайзер продает франчайзи необходимые для производства концентраты. Франчайзи затем распределяет готовую продукцию среди местных дилеров.

Производственный франчайзинг  имеет много общих черт с лицензионным соглашением. Однако франчайзи в отличие от лицензиата во взаимоотношениях с потребителями, работая под фирменным наименованием или товарным знаком франчайзера, ассоциируется с ним и является представителем его товаров (услуг).

В рамках производственного  франчайзинга предметом соглашения является продажа на льготных условиях специального оборудования для производства определенной продукции. При этом франчайзинговый пакет, как правило, включает в себя: требования к производственным и складским помещениям, руководство по организации производства и инструкции по управлению производственным персоналом, право использования защищенных патентами технологий и торговой марки.

1.2.2Франчайзинг товара

При товарном франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера товары для их дальнейшей реализации. При этом франчайзером, как правило, выступает крупный производитель, предоставляющий франчайзи право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров, изготовителем которых может быть как сам франчайзер, так и другие компании. Как правило, франчайзер поставляет франчайзи определенный товар в рамках оговоренного ассортимента для продажи по оговоренной технологии. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака. Кроме того, франчайзер, как правило, обеспечивает франчайзи финансовой (в случае приобретения или строительства объектов недвижимости), рекламной, консультационной и информационной поддержкой, предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала.

Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно  в таком виде, в каком они  были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое  распространение и приносили  все выгоды потребителям.

В целом, по мнению экспертов, товарный франчайзинг в большей  степени выгоден франчайзеру, поскольку обеспечивает продвижение его товарного знака и расширение сети сбыта при минимальных капитальных и текущих затратах. Чаще всего товарный франчайзинг используется в продаже бензина, автомобилей, велосипедов, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров в рознице.

1.2.3 Сервисный франчайзинг

В рамках сервисного франчайзинга франчайзер, кроме передачи оборудования и предоставления права на продажу услуг, осуществляет передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также контролирует все аспекты их применения. В целом, сервисный франчайзинг представляет собой синтез двух описанных выше видов франчайзинга в сфере услуг. Сущность его заключается в том, что франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера.

Знакомая всем франчайзинговая система McDonalds наряду с товарным знаком и технологией приготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов.

1.2.3Франчайзинг бизнес-формата

Наиболее же перспективным  на сегодняшний день видом франчайзинга является франчайзинг бизнес-формата. Здесь франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих аренде торговой марки документов - так называемого brand-book, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Во многих случаях, как это, например, происходит в сетях фаст-фуд McDonald's, франшизные точки обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее. Исключения в виде незначительных отклонений от стандарта допускаются очень редко. К примеру, несмотря на то, что во всем мире в ресторанах сети McDonald's напитки, содержащие алкоголь, не входят в ассортимент продукции, в Германии и Чехии в меню включено пиво, поскольку оно является неотъемлемой частью национальной культуры.

Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

К примеру, в США, по оценкам  экспертов, на сегодняшний день франчайзинг  бизнес-формата составляет около 75% от общего количества франчайзинговых соглашений.

1.3 Формы франчайзинга

Формы франчайзинга задаются условиями франшизы и определяются распределением обязанностей между  франчайзером и франчайзи. В международной практике выделяются пять основных форм:

1.Прямой франчайзинг. Означает передачу прав по ведению бизнеса одному лицу (на одно предприятие) с ограничением территории. То есть франшиза продается головным предприятием только одной младшей компании. Передача прав другому лицу не допускается. Недостатком прямого франчайзинга является медленное освоение рынка.

2.Последовательный франчайзинг - это форма, при которой головная компания продает младшей компании несколько франшиз. Франшизы передаются постепенно. Каждая следующая отдается после того, как франчайзер убедится, что работа в уже действующих предприятиях налажена должным образом. Эта форма франчайзинга является более эффективной.

3.Разработка территории

Развитие территории (разработка территории) предполагает закрепление  за франчайзи – разработчиком территории – права заключать договоры от имени франчайзера с несколькими франчайзи. При этом нет необходимости ждать, пока будет налажена работа в уже открытых предприятиях.

Обычно в этом случае договором  франчайзинга оговаривается, какое  количество младших компаний будет  открыто на закрепленной территории и в какие сроки. Обязанностью разработчика становится поиск франчайзи и оказание им необходимой поддержки в дальнейшем.

4.Субфранчайзинг.

При этой форме франчайзер передает субфранчайзеру большую часть своих прав на закрепленной территории, включая право открывать свои предприятия и продавать франшизы третьим лицам. Субфранчайзер (назовем его средней компанией) исполняет роль заместителя головной фирмы в определенной местности. Помимо прав, к нему переходят обязанности головной компании по поддержке младших компаний, оказании консультационных и прочих услуг, оговоренных договором.

Работа сети строится следующим  образом – головное предприятии  контролирует среднее звено (субфранчайзера), которое, в свою очередь, наблюдает за деятельностью отдельных франчайзи. Прямое взаимодействие головной и младших компаний возникает только в некоторых предусмотренных договором случаях (например, при расторжении договора субфранчайзинга).

Средства от оплаты франшиз  и роялти при этой форме франчайзинга распределяются между головной и  средней компаниями в соответствии с их долей участия в работе франчайзинговой сети.

5.Мастер-франчайзинг.

Очень близок к субфранчайзингу и используется, как правило, в деятельности крупных международных сетей (в качестве закрепленной территории обычно выступает целая страна или группа стран).

В отличие от предыдущей формы, при которой среднему звену  делегируется только часть прав и  обязанностей головной компании, в  этом случае предполагается полная и  эксклюзивная передача полномочий франчайзера мастер-франчайзи. Он получает неограниченное право открывать свои предприятия и продавать франшизы третьим лицам, выполняя для них весь спектр услуг франчайзера. При продаже мастер-франшизы оговаривается доля дохода, которая будет выплачиваться франчайзеру.

Две последние формы франчайзинга считаются наиболее агрессивными способами  освоения рынков и очень распространены в практике развития бизнеса. [17]

1.4 История франчайзинга

Почти любой вид бизнеса (по информации Международной Ассоциации Франчайзинга - более 70 отраслей хозяйства) может стать предметом франчайзингового договора. Но это сегодня. А истоки франчайзинга уходят почти на 500 лет в глубь истории.

Оксфордский словарь английского  языка 1933 года выпуска утверждает, что  franchising – это пожалованные епископатам королевской короной в 1559 года права и свободы.[11,с.15]

Развитие именно коммерческих систем франчайзинга произошло в  США, где с 1860-х годов франчайзинг  использовался американской компанией  по производству швейных машин "Зингер". Введение в практику торговли нового приема объяснялось следующим: домохозяйки  неохотно приобретали новое механическое оборудование, а создание сети собственных  продавцов на огромной территории США  требовало значительных затрат. Тогда  владелец компании решил продавать  право на продажу и обслуживание швейных машин "Зингер" на определенной территории независимым продавцам. Причем последние платили за машину $60, а продавали ее за $125. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины. Идея передавать право на обслуживание определенной категории потребителей была так удачна, что ее стали использовать и в других отраслях хозяйства. Так к 1880 году некоторые города стали предоставлять франшизы уличным перевозчикам, а также франшизы на эксплуатацию канализационной системы и использование воды, газа и позднее электричества.

В 1890-1900 годах нефтеперерабатывающие  и автомобильные компании развивают  дистрибьюторскую сеть, предоставляя права на торговлю продукцией конкретного  производителя. Пионером этой деятельности стала молодая американская компания "Дженерал Моторс", которая, не имея достаточного капитала, организовала продажи паровых двигателей и  автомобилей через систему независимых  дилеров. За дилерами закреплялась определенная территория, гарантировались постоянные поставки продукции и защита от сторонних  фирм. Дилер же, в свою очередь, не имея права реализовывать продукцию  конкурентов, должен был вложить  в дело свои средства, а также  обеспечивать высокий уровень обслуживания и поддерживать высокую репутацию  компании "Дженерал Моторс". Сейчас система этой компании насчитывает 10900 дилеров, рассеянных по всей территории США. Кстати, до сих пор продажа автомобилей на Западе в основном ведется по системе франчайзинга.

В 20-х годах ХХ века идея франчайзинга как формы ведения  бизнеса окончательно сместилась в  сторону отношений "оптовик –  розничный продавец". Оптовый  продавец предоставлял своим клиентам – мелким фирмам – многочисленные скидки, разрешал использовать марку  торговой своей фирмы и при  этом сохранять свою независимость.

С 1930 года в США после  кризиса в экономике нефтеперерабатывающие  компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как  франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.

Это и были первые франшизы, которые, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с  дополнительными обязанностями  франчайзи (дилера) обслуживать машины, продавать произведенные лимонады или торговать бензином. На смену первому этапу пришел следующий, основным признаком которого стала не дистрибуция, а продажа бизнес-системы, устанавливающей правила ведения деятельности.

Современный формат

С конца 1950-1960-х годов франчайзинг  становится одной из самых передовых  форм малого предпринимательства в  странах с развитой рыночной экономикой. Сегодня он применяется в самых  разнообразных видах деятельности. Это предприятия питания, сфера  бытового обслуживания, автотранспортные фирмы, индустрия развлечений, консалтинговые услуги и т.п.

Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в РФ