Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является описание преимуществ и недостатков индивидуального предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
- проанализировать государственную и финансово-кредитную структуру поддержки предпринимательства.

Оглавление

Введение
Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран
Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане
2.1 Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства
Глава 3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

макроэкономика курсовая.docx

— 88.60 Кб (Скачать)

Распределение субъектов микрокредитного рынка по территории республики неоднородно, при этом наибольшее количество сосредоточено в Южно-Казахстанской области – 254 организации, 176 организаций зарегистрированы в г. Алматы, в Карагандинской области – 102. Наименьшее количество зарегистрировано в Атырауской области – 17 МКО, в Мангистауской области – 29. Данная тенденция обусловлена плотностью населения, уровнем предпринимательской активности и спросом на микрокредиты в регионе.

Как видно  из графика, начиная с третьего квартала 2007 года и до 2 квартала 2008 года, произошло  снижение объемов выданных кредитов МКО с 16,8 млрд. тенге до 8,8 млрд. тенге, т.е. почти в 2 раза. Данный факт свидетельствует  об ухудшении положения субъектов  малого предпринимательства, при том, что такая же ситуация складывалась и в отношении кредитования МСБ  банками второго уровня.

Однако  во 2 квартале 2008 года произошло увеличение объемов выданных кредитов до 8,8 млрд. тенге. По нашему мнению данная тенденция  обусловлена реализацией в рамках постановления Правительства от 6 ноября 2007 года № 1039 антикризисных  мер в части обеспечения кредитными ресурсами субъектов малого и  среднего предпринимательства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 5 – Динамика выданных микрокредитов 2009-2010 гг

Показатели 1 квартал 2007 года 2 квартал  2007 года 3 квартал 2007 года 4 квартал 2007 года 1 квартал 2008 года 2 квартал  2009 года
количество  микрокредитов, выданных юр.лицам, ед. 87 135 77 72 134 147
сумма микрокредитов, выданных юр. лицам, млн. тенге 137,4 246,9 173,7 152,1 289,9 318,2
количество  микрокредитов, выданных физ. лицам, ед. 58465 90475 93633 78401 62068 61141
сумма микрокредитов, выданных физ. лицам, млн. тенге 10523 16491 16670 11202 7998 8461
 

По количеству микрокредитов, выданных юридическим лицам произошло увеличение со 134 единиц в 1 квартале 2008 года до 147 единиц во 2 квартале 2008 года, с соответствующим увеличением сумм микрокредитов с 289,9 млн. тенге до 318,2 млн. тенге.

Показатели  количества микрокредитов, выданных физическим лицам снизились с 62068 единиц в 1 квартале 2008 года до 61141 единиц во 2 квартале 2008 года, но возросли показатели в денежном выражении с 7998 млн.тенге до 8461 млн.тенге.

Данная  ситуация объясняется тем, что экономический  кризис затронувший разные слои предпринимательства  ударил прежде всего по физическим лицам (индивидуальным предпринимателям), так как данная категория наименее защищена от подобных экономических  явлений, что сделало проблемным их кредитование не только в банках второго уровня, но и в микрокредитных организациях.

По другому данный факт повлиял на заемщиков - юридических лиц, если им стало сложно получить кредиты в банках второго уровня, то более благоприятные условия кредитования в микрокредитных организациях позволили юридическим лицам выйти из ситуации и получить необходимые средства для дальнейшего развития в МКО.

Общая тенденция снижения объемов выданных микрокредитов сопровождается снижением микрокредитов, выданных на предпринимательские цели с 10,3 млрд. тенге в 3 квартале 2007 года до 4,2 млрд. тенге во 2 квартале текущего года.

Можно сказать, что микрокредитные организации наряду с субъектами предпринимательства невольно испытали на себе действие экономического кризиса и показали себя как устойчивые финансовые структуры третьего уровня финансового сектора страны.

Продолжением  мероприятий        государства по институциональному развитию системы микрокредитования в Республике Казахстан является Программа мер по развитию микрокредитных организаций в Республике Казахстан на 2008-2012 годы, которая разработана и утверждена Фондом «Даму».

Основными задачами данной Программы являются увеличение возможности активно  действующих МКО по получению  доступных по стоимости кредитных  ресурсов на конкурсной основе; оказание технической поддержки МКО (программное  обеспечение); разработка и внедрение  стандартов по микрокредитованию; осуществление  мероприятий по обучению и повышению  квалификации участников системы микрокредитования  и некоторые другие.

В соответствии с данной Программой поддержка МКО  будет осуществляться в следующих  основных направлениях: финансовая поддержка  МКО и нефинансовая поддержка  МКО.

Финансовая  поддержка МКО будет осуществляться посредством кредитования активно  действующих МКО на конкурсной основе, для чего Фондом «Даму» разработаны  соответствующие Правила финансирования МКО на конкурсной основе.

С мая  текущего года Фонд начал реализацию вышеуказанной Программы, которая  предусматривает кредитование МКО  на конкурсной основе. На осуществление  данной Программы в 2008-2012 годах из собственных средств Фонда и  республиканского бюджета будет  выделено 26,1 млрд. тенге, из них – 5,1 млрд. тенге запланировано на 2008 год.

В настоящее  время, Фондом проведен первый конкурс, по итогам которого профинансированы 43 проекта на сумму 3 755,6 млн. тенге.

Таким образом, наряду с решением экономических  задач, микрокредитные и микрофинансовые организации параллельно задействованы в решении социальных задач, направленных на развитие предпринимательской инициативы, обеспечение самозанятости экономически активной части населения, увеличение его общего уровня жизни и приобщение к кредитной культуре. Также одной из задач развития сектора микрокредитования являются легализация и вывод из теневого сектора мелких финансовых посредников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Заключение 

Переход к рыночной экономике - длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опыт показывает, что все  глобальные социально-экономические  реформы, связанные с коренной ломкой ранее действующей хозяйственной  системы, неизбежно сопровождаются значительным снижением уровня производства и, соответственно, потребления. Эта  закономерность требует разработки действенной и эффективной экономической  политики на основе выбора оптимального варианта стратегии и тактики  осуществления экономической реформы.

С приобретением  полного политического и экономического суверенитета перед Казахстаном  стоит сложная задача разработки самостоятельного пути экономического развития с учетом мирового опыта  и специфики республики.

Многочисленность  предпринимателей заметно активизирует в национальном хозяйстве соперничество  и конкуренцию, выступает известным  гарантом сдерживания монополистических  тенденций, инфляционных процессов, роста  безработицы. Хозяйственная маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность, - все эти черты присущи  современному предпринимательству.

Исходя  из проведенного анализа следует отметить, что в последние годы в Республике Казахстан предпринимательство получило динамичное развитие.

В настоящее  время предпринимательство в  Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. Особого  внимания требует развитие внутреннего  рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства.

Среди новых предпринимательских структур резко увеличилось количество акционерных  обществ, созданных в процессе реорганизации  государственных и муниципальных  предприятий, инвестиционных фондов и  компаний.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что отличительная черта в  развитии предпринимательства в  Республики Казахстан то, что оно  рассматривается как долговременный, один из ключевых факторов развития экономики.

Дальнейшее  развитие малого бизнеса, использование  инновационного потенциала малого предпринимательства, его стимулирование, развитие таких  форм взаимодействия, как подрядное  кооперирование, совместное производство, выполнение госзаказов, лизинг, франчайзинг  и венчурное финансирование, должны обеспечить устойчивое функционирование либеральной экономической системы  Республики Казахстан, главной опорой которой будет выступать сильный  предпринимательский класс.

Роль  малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике, а именно формирование среднего класса — главного гаранта  политической стабильности в демократическом  обществе, создание новых рабочих  мест с относительно низкими капитальными затратами, ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды.

Казахстанское предпринимательство пережило несколько  этапов своего становления. В период «золотого века» малого предпринимательства  в конце 80-х годов происходило  очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления  и сфера всевозможных и столь  же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного  питания. В экономике Казахстана стала прослеживаться тенденция  к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а  также самой хозяйственной деятельности.

Таким образом, многие малые предприятия  появлялись на свет не в силу экономической  целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты  их организаторов на достаточно абстрактную " лучшую жизнь" (в основном в  стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства  и всеобщего потребления).

За годы рыночных реформ предпринимательский  сектор занял заметное место в  обществе. Достигнута главная стратегическая цель - возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые  условия.

До настоящего времени государственная поддержка  малого предпринимательства в Казахстане акцентировалась на предоставлении налоговых преференций и льготного  финансирования за счет государственного бюджета и велась не всегда на системных  началах. Последние же 10 лет государство  уделяет первостепенное значение развитию предпринимательства, разрабатываются  и реализуются специальные программы  по поддержке предпринимательства. Разработка экономической модели развития малого и среднего бизнеса на основе кластерно-сетевого подхода означает переход к новой стратегии государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса.

Используя опыт развитых стран по развитию малого и среднего бизнеса, Правительство  проводит углубленную политику по реформе  финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.

В настоящее  время упрощен порядок регистрации  субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства; введены льготы по регистрации недвижимости и права  на землю; сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных  органов и платных услуг, осуществляемых ими; проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства; введена система  упрощенного бухгалтерского учета  для субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, в настоящее время в  области поддержки предпринимательства  существует большое количество различных  институтов, сформированы базовые принципы, формы и механизмы поддержки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства