Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является описание преимуществ и недостатков индивидуального предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
- проанализировать государственную и финансово-кредитную структуру поддержки предпринимательства.

Оглавление

Введение
Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран
Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане
2.1 Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства
Глава 3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

макроэкономика курсовая.docx

— 88.60 Кб (Скачать)

4) Мангистауская – июль 99,8 %; август 100,1%; сентябрь 98,9%;

5) Павлодарская – июль 97,6 %; август 97,8%; сентябрь 99%;

6) Южно-Казахстанская – июль 96,9%; август 98,5%; сентябрь – 93,9%;

В региональном разрезе наибольшая доля занятых  в СМП в общей численности  занятых приходится на гг. Астана – 40,7% и Алматы – 42,9% и Жамбылскую область – 28,1%. Это говорит о высокой концентрации бизнеса и его активности в данных регионах. Доля малого предпринимательства в ВВП страны за 2007 год составила 30,9 %. 
 
 
 
 

2.2 Факторы, влияющие на развитие  предпринимательства 

Можно выделить ряд факторов, негативно  влияющих на развитие предпринимательства.

Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части  субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных  инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.

В то же время недостаточный уровень  фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.

По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным  методом накопления собственных  финансовых средств. Доход субъектов  малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного  ими дохода.

Другим  фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка [7].

Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными  проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области  инженерно-технических и рабочих  специальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимость  углубления экономических, правовых и  институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке  малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.

В целях  дальнейшего развития малого предпринимательства  Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса  на ближайшую перспективу, в том  числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы  общественных институтов, которые будут  стимулировать частный сектор к  созданию производств с высокой добавленной стоимостью. [9] 

Правительство проводит углубленную политику по реформе  финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.

Также предусматриваются меры по кооперации малого предпринимательства с крупными предприятиями, а также осуществление  сегментации крупных малоэффективных  производств и создания на их базе малых предприятий.

В целях  привлечения предпринимателей в  процесс подготовки законодательных  и нормативных актов при центральных  исполнительных органах созданы  Экспертные советы по вопросам поддержки  и развития малого и среднего предпринимательства, в состав которых вошли представители  общественных объединений предпринимателей.

В целом  в настоящее время упрощен  порядок регистрации субъектов  малого предпринимательства - введены  типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза, упрощена процедура  сертификации продукции для субъектов  малого предпринимательства, введены  льготы по регистрации недвижимости и права на землю, сокращено число  контролирующих и инспектирующих государственных  органов и платных услуг, осуществляемых ими, проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства, введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

В Казахстане произведен независимый мониторинг, в результате которого в законодательной  базе Казахстана, касающейся малого и  среднего бизнеса, выявлено 156 административных барьеров, 60 из которых ненепреодолимы.

Среди 150 административных барьеров - привлечение  иностранной рабочей силы, таможенные процедуры для субъектов малого бизнеса, правила по введению в эксплуатацию объектов недвижимости. В свое время  не следовало расширять полномочия контрольно-надзорных органов, которых  на сегодня в Казахстане насчитывается 57 (особо активных - более 3-х десятков). Каждый административный барьер для  субъекта предпринимательства, не обладающего  широкими связями и специальной  юридической службой, является коррупционной схемой. На сегодняшний день HДС для казахстанских предприятий составляет 13%, тогда, как в США всего 5%.

Проведенный SWOT- анализ сектора малого бизнеса  показывает, что слабые стороны практически  не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан  на период до 2030 года.

- Отсутствие  четко выраженных практических  мер по проведению политики  поддержки малого бизнеса и  подготовки кадров.

- Противоречивость  законодательных и нормативных  актов.

- Проблемы  доступа к финансовым источникам (отсутствие стартового капитала, эффективного залогового и страхового  механизма).

- Отсутствие  эффективного механизма кооперации  с крупными предприятиями, условий  для развития франчайзинга.

- Отсутствие  у начинающих предпринимателей  знаний и навыков работы в  рыночных условиях, их правовая  неосведомленность. 

- Бюрократизм,  коррупция, вымогательство.

- Слабость  и фрагментарность инфраструктуры  поддержки малого предпринимательства. 

- Жесткая  налоговая и таможенная политика, особенно в вопросах администрирования.

- Повышенная  чувствительность малого предпринимательства  к экономическим изменениям.

- Низкий  уровень специализации малого  предпринимательства, недостаточный  уровень необходимого информационного  обеспечения.

Принятые  в последнее время усилия со стороны  государства по созданию нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства  не решили проблем по созданию благоприятного климата для этого сектора  экономики. В действующем законодательстве имеется расхождения в критериях  определения субъектов малого бизнеса, что создало проблемы в получении  реальных статистических данных, не говоря о стимулировании развития этого  сектора экономики.

В стране действуют 11 тысяч актов Правительства, около 3 тысяч приказов, зарегистрированных Министерством юстиции, свыше 25 тысяч  нормативных актов, принятых на местном  уровне. Немалая часть подзаконных  актов противоречат действующим  законам, да и в самих законах  встречаются несоответствия, что  создает большие трудности в  повседневной работе. Периодически проводимые акции «Чиновник и предприниматель», хотя и способствовали выявлению и отмене незаконных актов, но так не смогли в корне решить эту проблему.

Сегодняшнее внимание к проблемам малого и  среднего бизнеса обусловлено процессами происходящими в обществе.

Если  характеризовать современный казахстанский  бизнес, то необходимо представлять перед  собой пирамиду, где в основании  СМП без создания юридического лица – это 455 тысяч индивидуальных предпринимателей и 169 тысяч крестьянских фермерских хозяйств. Второй уровень - 120 тысяч  юридических лиц - малых предприятий, третий уровень 11 тыс. средних предприятий  и на вершине 2 тыс. крупных предприятий.

Самой главной качественной характеристикой  является отраслевая структура МСБ, где наиболее характерными видами экономической  деятельности является торговля и сфера  услуг. При этом только 4% СМП в  сфере строительства, и всего 3% - в сфере промышленности, при этом, если сравнивать экономический и  социальный эффекты данных отраслей, он намного выше: 3% промышленных предприятий, обеспечивают 6% занятости и 10% вклада в ВВП. Сельское хозяйство представленное крестьянскими хозяйствами выполняя огромную роль в занятости населения характеризуется самой низкой производительностью т руда занятого насления, в 2007 году выработка на 1 занятого составила 545 тысяч тенге, а в торговле она не достигла миллиона тенге и составила 941 тысячу.

Одной из причин, сложившейся ситуации является постоянное направление основных кредитных  ресурсов в данные сферы. Если сравнивать структуру выпуска продукции  на 1 января 2008 года и структуру банковского  кредитного портфеля на эту же дату, то можно увидеть, что из за перефинансирования торговых операций, складывается недофинансирование промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи. Складывающийся дефицит финансовых ресурсов в данных отраслях не дает возможности диверсифицировать малый бизнес и усилить его роль в экономике государства. Также следует отметить, что по объектам кредитования в ссудном портфеле БВУ наибольшая доля принадлежит кредитам на пополнение оборотных средств. Она превышает долю кредитов на приобретение основных средств более чем три раза. 
 
 
 

 
 

Глава 3 Государственная  и финансово-кредитная  инфраструктура поддержки  предпринимательства  

3.1 Государственная политика в области  поддержки предпринимательства

До настоящего времени государственная поддержка  малого предпринимательства в Казахстане акцентировалась на предоставлении налоговых преференций и льготного  финансирования за счет государственного бюджета и велась не всегда на системных  началах.

Сегодня назрела ситуация, когда малое  и среднее предпринимательство  должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного  поиска своего места в инновационной  экономике.

Предполагается  решение следующих задач:

-       создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;

-       дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;

-       сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;

-       передача непрофильных государству функций в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;

-       создание и обеспечение жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода;

-       участие предпринимательства в инновационной экономике.

В целях  сокращения административных барьеров и улучшения бизнес климата, постановлением Правительства от 18 марта 2008 года № 259 создана Комиссия по устранению административных барьеров и улучшению бизнес –  климата для малого и среднего бизнеса (далее – Комиссия) во главе  с Премьер-Министром РК. Основными  направлениями работы Комиссии является усовершенствование:

- разрешительной  системы, включая лицензирование;

- порядка  проведения проверок;

- системы  регистрации прав на недвижимое  имущество;

- процедур  сертификации товаров, работ и  услуг.

В состав Комиссии включены представители НЭПК «Союз «Атамекен», Форума предпринимателей, Ассоциации предпринимателей Карагандинской области.

Информация о работе Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства