Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является описание преимуществ и недостатков индивидуального предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
- проанализировать государственную и финансово-кредитную структуру поддержки предпринимательства.
Введение
Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран
Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане
2.1 Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства
Глава 3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
4) Мангистауская – июль 99,8 %; август 100,1%; сентябрь 98,9%;
5) Павлодарская – июль 97,6 %; август 97,8%; сентябрь 99%;
6) Южно-Казахстанская – июль 96,9%; август 98,5%; сентябрь – 93,9%;
В региональном
разрезе наибольшая доля занятых
в СМП в общей численности
занятых приходится на гг. Астана –
40,7% и Алматы – 42,9% и Жамбылскую область
– 28,1%. Это говорит о высокой концентрации
бизнеса и его активности в данных регионах.
Доля малого предпринимательства в ВВП
страны за 2007 год составила 30,9 %.
2.2
Факторы, влияющие на развитие
предпринимательства
Можно выделить ряд факторов, негативно влияющих на развитие предпринимательства.
Одной
из наиболее сложных проблем, препятствующих
развитию малого предпринимательства,
является отсутствие у большей части
субъектов достаточных
В то же время недостаточный уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.
По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным методом накопления собственных финансовых средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного ими дохода.
Другим
фактором, негативно влияющим на развитие
малого предпринимательства, является
несовершенство существующих или отсутствие
четких норм в законодательстве страны,
регулирующих деятельность малого предпринимательства,
что приводит к увеличению административных
барьеров. Недостаточная
Во многих
регионах продолжают оставаться нерешенными
проблемы квалификации предпринимателей
и их обучения. Наблюдается острый
дефицит квалифицированных
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью. [9]
Правительство
проводит углубленную политику по реформе
финансового сектора и
Также
предусматриваются меры по кооперации
малого предпринимательства с крупными
предприятиями, а также осуществление
сегментации крупных
В целях
привлечения предпринимателей в
процесс подготовки законодательных
и нормативных актов при
В целом в настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза, упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства, введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю, сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими, проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства, введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
В Казахстане произведен независимый мониторинг, в результате которого в законодательной базе Казахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено 156 административных барьеров, 60 из которых ненепреодолимы.
Среди 150 административных барьеров - привлечение иностранной рабочей силы, таможенные процедуры для субъектов малого бизнеса, правила по введению в эксплуатацию объектов недвижимости. В свое время не следовало расширять полномочия контрольно-надзорных органов, которых на сегодня в Казахстане насчитывается 57 (особо активных - более 3-х десятков). Каждый административный барьер для субъекта предпринимательства, не обладающего широкими связями и специальной юридической службой, является коррупционной схемой. На сегодняшний день HДС для казахстанских предприятий составляет 13%, тогда, как в США всего 5%.
Проведенный SWOT- анализ сектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года.
- Отсутствие четко выраженных практических мер по проведению политики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров.
- Противоречивость законодательных и нормативных актов.
- Проблемы
доступа к финансовым
- Отсутствие
эффективного механизма
- Отсутствие у начинающих предпринимателей знаний и навыков работы в рыночных условиях, их правовая неосведомленность.
- Бюрократизм, коррупция, вымогательство.
- Слабость
и фрагментарность
- Жесткая
налоговая и таможенная
- Повышенная
чувствительность малого
- Низкий
уровень специализации малого
предпринимательства,
Принятые
в последнее время усилия со стороны
государства по созданию нормативно-правовой
базы регулирования малого предпринимательства
не решили проблем по созданию благоприятного
климата для этого сектора
экономики. В действующем законодательстве
имеется расхождения в
В стране
действуют 11 тысяч актов Правительства,
около 3 тысяч приказов, зарегистрированных
Министерством юстиции, свыше 25 тысяч
нормативных актов, принятых на местном
уровне. Немалая часть подзаконных
актов противоречат действующим
законам, да и в самих законах
встречаются несоответствия, что
создает большие трудности в
повседневной работе. Периодически проводимые
акции «Чиновник и
Сегодняшнее внимание к проблемам малого и среднего бизнеса обусловлено процессами происходящими в обществе.
Если
характеризовать современный
Самой главной качественной характеристикой является отраслевая структура МСБ, где наиболее характерными видами экономической деятельности является торговля и сфера услуг. При этом только 4% СМП в сфере строительства, и всего 3% - в сфере промышленности, при этом, если сравнивать экономический и социальный эффекты данных отраслей, он намного выше: 3% промышленных предприятий, обеспечивают 6% занятости и 10% вклада в ВВП. Сельское хозяйство представленное крестьянскими хозяйствами выполняя огромную роль в занятости населения характеризуется самой низкой производительностью т руда занятого насления, в 2007 году выработка на 1 занятого составила 545 тысяч тенге, а в торговле она не достигла миллиона тенге и составила 941 тысячу.
Одной
из причин, сложившейся ситуации является
постоянное направление основных кредитных
ресурсов в данные сферы. Если сравнивать
структуру выпуска продукции
на 1 января 2008 года и структуру банковского
кредитного портфеля на эту же дату,
то можно увидеть, что из за перефинансирования
торговых операций, складывается недофинансирование
промышленности, сельского хозяйства,
транспорта и связи. Складывающийся дефицит
финансовых ресурсов в данных отраслях
не дает возможности диверсифицировать
малый бизнес и усилить его роль в экономике
государства. Также следует отметить,
что по объектам кредитования в ссудном
портфеле БВУ наибольшая доля принадлежит
кредитам на пополнение оборотных средств.
Она превышает долю кредитов на приобретение
основных средств более чем три раза.
Глава
3 Государственная
и финансово-кредитная
инфраструктура поддержки
предпринимательства
3.1
Государственная политика в
До настоящего
времени государственная
Сегодня назрела ситуация, когда малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике.
Предполагается решение следующих задач:
- создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;
- дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;
- сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;
- передача непрофильных государству функций в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;
- создание и обеспечение жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода;
- участие предпринимательства в инновационной экономике.
В целях сокращения административных барьеров и улучшения бизнес климата, постановлением Правительства от 18 марта 2008 года № 259 создана Комиссия по устранению административных барьеров и улучшению бизнес – климата для малого и среднего бизнеса (далее – Комиссия) во главе с Премьер-Министром РК. Основными направлениями работы Комиссии является усовершенствование:
- разрешительной
системы, включая
- порядка проведения проверок;
- системы
регистрации прав на
- процедур сертификации товаров, работ и услуг.
В состав Комиссии включены представители НЭПК «Союз «Атамекен», Форума предпринимателей, Ассоциации предпринимателей Карагандинской области.