Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является описание преимуществ и недостатков индивидуального предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
- проанализировать государственную и финансово-кредитную структуру поддержки предпринимательства.

Оглавление

Введение
Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран
Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане
2.1 Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства
Глава 3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

макроэкономика курсовая.docx

— 88.60 Кб (Скачать)

Дело  в том, что в принципе в рыночной экономике наличие платежеспособного  спроса на определенный товар должно автоматически рождать его предложение. Но характерной чертой современного эффективного производства является его  избирательность: оно экономически оправдано далеко не в любых условиях.

Для экономики  в целом деятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения  ее гибкости. По уровню развития мелкого  бизнеса специалисты даже судят  о способности страны приспосабливаться  к меняющейся экономической обстановке.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей  страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных  вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь — для беднейших  слоев, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить  позитивную альтернативу криминальному  бизнесу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане  

2.1 Этапы формирования предпринимательства  в Республике Казахстан

Формирование  отечественного частного предпринимательства  в Казахстане началось с первых лет  независимости - в период жесточайшего товарного дефицита, гиперинфляции, снижения жизненного уровня населения. Это было время трудных решений. В экономике преобладала государственная  собственность. Полностью отсутствовала  законодательная база для развития рыночных отношений. Действующие законы носили репрессивный характер по отношению  к частной собственности и  предпринимательской деятельности. И самое страшное – в общественном сознании предпринимателя воспринимали только негативно как спекулянты, эксплуататора, расхитителя общенародного достояния.

Формирование  и становления малого бизнеса  в Казахстане проходило в 4 этапа:

1. Малый  бизнес незадолго до независимости  (1986-1990 гг.);

2. Малый  бизнес на ранней стадии перехода  к рыночной экономике (1991-1996 гг.);

3. Малый  бизнес на стадии становления  рыночных отношений в Казахстане (1997-2000 гг.);

4. Современная  стадия развития малого бизнеса.

Первые  три этапа связаны с обретением Казахстаном независимости, становлением рыночных отношений и появлением новых форм собственности в республике. На протяжении данных этапов происходило  постепенное формирование нормативно-законодательной  и институциональной основы поддержки  развития частного предпринимательства (Приложение).

Малый бизнес, как таковой, существовал  в Казахстане задолго до появления  частной собственности. Первые массовые, легальные виды его проявления приходятся на конец 80-х годов, когда появились кооперативы и молодежные центры. Но малое предпринимательство существовало значительно раньше, хотя его не принято было так называть. Самые распространенные примеры его проявления - это вещевые и колхозные рынки, а также частный извоз. Определенная категория людей на торговых операциях обеспечивала свой доход, причем для многих эти заработки были основными. Все вышеперечисленные виды бизнеса не имели никакого официального прикрытия. В уголовном кодексе, наряду со статьями, карающими за совершение краж и убийств, были статьи, карающие за занятие предпринимательской деятельностью [4, c.56].

Но не взирая на все существовавшие запреты, спрос в условиях тотального дефицита давал мощную подпитку к процветанию различных форм предпринимательской деятельности, в том числе и подпольного бизнеса. В то время у бизнеса было два способа самосохранения. Один из них – покровительство влиятельных людей. Второй способ - это взятки. Естественно, что находиться постоянно под прессом закона было малоприятно, поэтому деловые люди искали различные способы хотя бы какой-то легализации.

И в  то время существовали прообразы  рыночных структур, которые не были государственными и занимались бизнесом. Это, например, потребительская кооперация, которая имела своих пайщиков и сеть заготовительных контор и  кооперативных магазинов. Это были артели по добыче золота и других драгоценных  металлов, которые имели относительную  свободу для предпринимательства. Свои предприятия имели различные  общества инвалидов, например глухих и  слепых. К малому бизнесу тех времен можно также отнести и студенческие строительные отряды.

Движение  студенческих строительных отрядов  курировал комсомол. Поэтому не удивительно, что первые массовые прообразы рыночных структур, появившиеся в конце  восьмидесятых годов, были пролоббированы именно комсомолом и возникли в форме  молодежных центров при различных  комитетах комсомола, от заводского до ЦК. Практически частично был легализован ранее существовавший теневой бизнес, а частично закладывались основы современного предпринимательства в сфере мелкого, среднего, и крупного бизнеса.

Начиная с начала 90-х годов, момента приобретения Казахстаном суверенитета, государство  достаточно часто меняло правила  игры, предоставляя налоговые льготы каждый раз разным категориям предпринимателей. В результате происходили постоянные массовые "перетоки" из одной формы малого предпринимательства в другую. Кооперативы перерегистрировались в товарищества с ограниченной ответственностью, а затем в индивидуальные частные предприятия, которые вновь, в связи с изменившейся нормативной базой и налоговыми льготами, становились частными предпринимателями и обществами с ограниченной ответственностью.

К сожалению, следует констатировать, что и  более чем через десять лет  реформ нельзя говорить о достаточно стабильной нормативно-правовой и организационной  основе функционирования малого предпринимательства.

В приложении приведена краткая характеристика основных этапов становления и развития "официального" малого бизнеса  в Казахстане, начиная с 1986 г. и  вплоть до 2000 г. включительно.

Первый  серьезный скачок предпринимательской  активности наблюдался в период с 1991 по 1993 годы. Это можно объяснить  развалом экономических связей между крупными предприятиями некогда союзных республик, когда в результате остановки предприятий высвободилось значительное количество рабочей силы. Бόльшая часть из этих людей были вынуждены искать себе применение в сфере частного предпринимательства, зачастую в торговле. Однако, первые предприниматели имели смутное представление о бизнесе, что вкупе с макроэкономическими потрясениями того времени и неподъемными налогами привело к банкротству многих из них. Очевидным свидетельством этому является резкое сокращение числа предприятий малого бизнеса в период с 1994 по 1996 годы.

Новый виток развития предпринимательства  совпал с достижением макроэкономической стабилизации в стране – снижение уровня инфляции, укрепление национальной банковской системы, приватизация ряда крупных предприятий, принятие основополагающего  закона, регулирующего предпринимательскую  деятельность. Именно в этот период наблюдается значительный рост количества малых предприятий и численности  занятых на них.

На протяжении всех этапов несколько раз менялась нормативно-законодательная база, регулирующая различные аспекты хозяйственной  деятельности малого бизнеса, и соответственно изменялись формы и методы его  государственной поддержки.

При этом стоит отметить, что проблемы, препятствующие развитию рассматриваемого сектора  экономики, усложнялись по мере развития самого малого бизнеса – от трудностей с доступом к сырью и производственным площадям в 1986 году и до недостаточной  развитости объектов рыночной и производственной инфраструктуры в 2000 г.

Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий  практически не меняется в последние  годы. Из общего количества действующих  субъектов малого бизнеса доминирующее положение занимают сферы торговли, ремонта автомобилей и изделий  домашнего пользования 40,5% от общего количества, действующих в сфере  малого бизнеса с суммарной численностью занятых 163,6 тыс.человек (31% от общей численности занятых в малом бизнесе).

Таким образом, до перехода к рыночным отношениям базовую основу экономики Казахстана составляли крупные промышленные гиганты; малый бизнес не входил в сферу  государственных интересов. Однако в период трансформации плановой экономики малое предпринимательство  явилось одним из главных инструментов реализации стратегического курса  государства.

За годы рыночных реформ предпринимательский  сектор занял заметное место в  обществе, таким образом была достигнута главная стратегическая цель: возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые условия.

Если  рассматривать развитие предпринимательства  на современном этапе, то можно отметить следующее. В Республике Казахстан  по состоянию на 1 января 2008 года всего  зарегистрировано 985 496 субъектов малого предпринимательства (СМП), на 1 апреля 2009 года – 996379 СМП, на 1 июля 2008 года - 958116 СМП, что на 9,9% больше показателя прошлого года. Из динамики видно, что в 1 квартале текущего года наблюдается рост зарегистрированных СМП на 1,1%, во 2 квартале имеет место снижение на 3,8 %.

Из зарегистрированных субъектов юридические лица составляют 198 594, индивидуальные предприниматели  – 564 681, крестьянские хозяйства – 19 4841.

От общего числа зарегистрированных СМП, 77 6254 являются действующими, что составляет 73,4 %.

Доля  зарегистрированных субъектов малого предпринимательства в общем  количестве хозяйствующих субъектов  составляет 92%.

Наибольшее  количество действующих СМП приходится на торговлю, ремонт автомобилей и  бытовых изделий – 36,6 % и сельское хозяйство – 23,0%, данный показатель по промышленности составляет 3,1 %.

В разрезе  регионов наибольшее количество действующих  хозяйствующих СМП приходится на Южно-Казахстанскую область – 14,5 %, город Алматы – 12,4 % и Восточно-Казахстанскую  область – 8,8 %. Наименьшее – Кызылординская область – 2,5 %, Мангистауская область – 2,8 %. По г. Астана данный показатель составляет 5,4%.

При этом, анализируя показатели количества СМП  с учетом плотности населения  регионов, следует отметить, что  лидерами по количеству действующих  предприятий малого бизнеса и  индивидуальных предпринимателей на 1000 жителей являются города Алматы, Астана, Атырауская и Мангистауская области. По количеству крестьянских хозяйств, наибольшее число в Южно-Казахстанской и Алматинской областях.  
 
 
 
 
 
 

Таблица 1 – Динамика развития малого и среднего бизнеса в 2009 году

  1.01.2009г.  1.04.2009 г. 1.07. 2009 г. 1.09.2009 г.
Численность занятых в малом предпринимательстве (СМП) (человек) 1835 606 1851 181 1 920 476 1953 783
Количество  субъектов (СМП) (активных), (един.) 680138 657520 648 363 666 098
Индекс  физического объема по выпуска продукции (в % к соответствующему периоду прошлого года)   январь-март 105,2% январь-июнь 103,4% январь-сентябрь 102,5 %
(оперативные данные на 1 октября 2009 г. -100,1 %)
 

Из представленных данных таблицы 1 видно, что индекс физического  объема по выпуску продукции СМП  неуклонно снижается и по оперативным  данным по состоянию на 1 октября 2008 года составил 100,1 % к соответствующему периоду прошлого года.

Кроме того, имеются регионы, у которых  вышеназванный показатель гораздо  ниже среднего по Республике Казахстан:

1) Западно-Казахстанская – июль 94,4 %; август 97,3%; сентябрь 97,2%;

2) Жамбылская – июль 100,1%; август 95,4%; сентябрь 93,6%;

3) Кызылординская – июль 88,3 %; август 88,6%; сентябрь 89,0%;

Информация о работе Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства