Автор: Валерия Балдина, 22 Октября 2010 в 14:39, реферат
Среда функционирования предпринимателя – рынок, но рынок это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписаными законами рынка, то есть этикой рынка. Само это понятие будет рассмотрено дальше, ведь оно намного шире, чем просто неписаные законы взаимоотношений: это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловой этикет, и умение управлять подчиненными и т.д.
Введение
1. Понятие деловой этики
2. Деловая этика – основа бизнеса
3. Этика в сфере предпринимательства
4. Этика бизнеса в России
Заключение
Список литературы
Российская
Академия Предпринимательства
Реферат
по
курсу «История предпринимательства
в России»
на
тему: «Деловая
этика и современное
предпринимательство
в России»
Балдина В. Г.
Москва
2009
Содержание
Введение…………………………………………...…….
2. Деловая этика
– основа бизнеса…………………….………………………..5
3. Этика
в сфере предпринимательства…....….……….
4. Этика
бизнеса в России……………………………….…
Заключение.……………………………….….…………
Список
литературы..……………………………....………
Введение
Среда функционирования предпринимателя – рынок, но рынок это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписаными законами рынка, то есть этикой рынка. Само это понятие будет рассмотрено дальше, ведь оно намного шире, чем просто неписаные законы взаимоотношений: это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловой этикет, и умение управлять подчиненными и т.д.
Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми – руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела.
Предпринимательство – это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль. Предпринимательство – это культура.
В данной работе будет рассмотрена проблема деловой этики в широком смысле этого понятия, затронут вопрос этикета предпринимателя как важнейшей составляющей современного культурного общества.
Слово «этика» (греческое ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) обычно употребляется в двух смыслах. С одной стороны, этика – это область знания, научная дисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, динамику, факторы и изменения. С другой стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. Как обозначение особой области знания этот термин впервые употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные правила и образцы житейского поведения, уклад, стиль жизни какого-либо сообщества людей (сословия, профессиональной группы, социального слоя, поколения и т.п.), а также ориентацию какой-либо культуры, принятую в ней иерархию ценностей.
Непосредственная
связь этики с жизненной
Существует две основные точки зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса:
1)
правила обычной морали к
2) этика бизнеса основана на всеобщих универсальных этических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе. Теоретически более правильной считается вторая точка зрения.
Для нас этика, прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этическое, либо как неэтическое. Отсюда полезно различать этику как идеал и этику как действие. Предпринимателя должно интересовать и то, и другое, но в рамках профессиональной этики. Существует так называемая «профессиональная этика», и в частности – «деловая этика». Речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.
Деловая этика – это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.
Деловая
этика – это, прежде всего этика ведения
переговоров с партнерами; этика ведения
документации; использование этических
методов конкуренции. Существует деловой
этикет, который формируется под влиянием
традиций и определенных сложившихся
исторических условий конкретной страны.
Деловой этикет – это определенные нормы,
регламентирующие стиль работы, манеру
общения между фирмами, внешний вид бизнесменов,
последовательность и манеру ведения
переговоров и т.д.
Логика становления рыночных отношений в стране предполагает подключение нашей экономической системы к мировым хозяйственным процессам. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы состыковки диаметрально противоположных гуманитарно-психологических начал экономик стран Запада и России.
Нам предстоит усвоить, что рынок – это не просто место купли-продажи товаров, не «базар», а прежде всего особая логика, психология, этика, словом, значительный культурный слой, который необходимо готовить заранее. Не рынок является аморальным, жульническим, а те люди, которые приносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателю и конкурентам. Цивилизованный рынок основывается на неписаных законах, правилах игры и на таких моральных категориях, как благородство, надежность, порядочность, солидарность.
У
нас сложились определенные антирыночные
поведенческие установки и стереотипы
мышления. Имеются в виду те проявления
общественного сознания, которые задерживают
продвижение к эффективной экономике,
основанной на использовании рыночных
механизмов. Не вызывает сомнений и то,
что пороки нашего бизнеса – своего рода
производные от общего
состояния общественной морали. У многих
фирм во многих странах есть такой принцип:
«Прибыль превыше всего, но превыше прибыли
– честь». А у многих новых российских
бизнесменов другие принципы: «Прибыль
любой ценой», «Деньги не пахнут», «Не
обманешь - не продашь». А что было раньше?
Вошли в легенду деловые этические нормы
российского купечества, когда миллионные
сделки заключались лишь кивком головы,
купеческое слово было дороже золота,
и гарантом этого слова была - жизнь.
Да и сегодня во всем мире рыночные связи основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве долга. Это составляет основу деловой этики предпринимателя, менеджера. Для предпринимателя данное слово - закон. В США и Японии многомиллионные сделки заключаются по телефону, и никто не сомневается в их надежности.
Нравственные ценности рынка
Что есть этика? Учение о нравственности и разумном пользовании свободой. Свобода – важнейшая предпосылка независимости. В условиях тоталитарного общества у индивида отсутствует возможность выбора. Именно свобода предполагает, что люди добровольно делают свой выбор, сознательно идут на ограничения, когда это целесообразно. По сути, сам процесс рыночной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме всего прочего, непревзойденный механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить личный, эгоистический интерес человека в общественное благо.
Существуют определенные нравственные нормы, позволяющие находить эти компромиссы. Вот некоторые из них:
1) концепция «служения обществу», которой благодаря внутрифирменной политике привержены все работники компании от президента до наемного персонала. Служить клиентам, получая за это разумную плату, вот краеугольный камень их мировоззрения.
«Благополучие производителя, – писал Генри Форд, – зависит, в конечном счете, от пользы, которую он приносит народу».
2) как это ни парадоксально, неуважение к деньгам. Деньги являются для предпринимателя не целью, а лишь средством, которое используется для достижения поставленной цели. Деньги находятся в постоянном движении, в обороте. Дело, настоящее, захватывающее целиком, вот главное богатство бизнесмена. Отсутствие культа денег делает предпринимателя раскрепощенным, дает возможность идти на разумный риск.
3)
логически вытекающая из
4) искренность, добросовестность, открытость. Честность предпринимателя – непреложный атрибут стиля деловых взаимоотношений на Западе, ибо малейшее «пятнышко» на репутации бизнесмена может привести к серьезным финансовым потерям, а нередко и к банкротству. В условиях развитой конкуренции быть честным выгодно. На страже честной конкуренции стоит не только государство, но и многочисленные объединения предпринимателей по профессиям - союзы, гильдии, ассоциации, которые уполномочены регулировать деятельность своих членов в интересах потребителей для обеспечения справедливой, равноправной и этически здоровой деловой практики. Кроме того, в подобных объединениях существует профессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков, которые признаются его членами, как неэтичные.
5) гордость за свой бизнес независимо от его области и масштабов. Любой бизнес, служащий удовлетворению потребностей покупателей и приносящий доход, престижен. В основе такого подхода лежат высокий профессионализм, уверенность в собственных возможностях.
6) такой принцип: успехи в бизнесе не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды.
7)
принцип «в распределении прибыли должны
участвовать
все те, кто участвовали в ее создании».
За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления – то есть воздействия на людей.
1. Иерархия, организация, где основное средство воздействия - отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения.
2. Культура, этика, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
3.
Рынок, то есть сеть
Информация о работе Деловая этика и современное предпринимательство в России