Деловая этика и современное предпринимательство в России

Автор: Валерия Балдина, 22 Октября 2010 в 14:39, реферат

Краткое описание

Среда функционирования предпринимателя – рынок, но рынок это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписаными законами рынка, то есть этикой рынка. Само это понятие будет рассмотрено дальше, ведь оно намного шире, чем просто неписаные законы взаимоотношений: это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловой этикет, и умение управлять подчиненными и т.д.

Оглавление

Введение
1. Понятие деловой этики
2. Деловая этика – основа бизнеса
3. Этика в сфере предпринимательства
4. Этика бизнеса в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Этика - реферат.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

    Здесь можно упомянуть тот факт, что  в Японии – стране не православной и даже не христианской – существует аналогичный тип внутрифирменных  отношений, который, наряду с опорой на традиционное японское трудолюбие, предполагает групповую лояльность, стремление «не потерять своего лица» перед соседями и знакомыми, систему пожизненного или долгосрочного найма, призванную вызвать у работника чувство долга и ответственности в ответ на заботу корпорации о заработной плате, карьере и пенсии для рабочего или служащего. Кроме того ценится личная скромность, желание не выделяться, «быть как все». Большинство этих черт характерны для стран, где моральные ценности большей части населения формировались в крестьянской общине.

    Что касается нынешней экономической ситуации, то православные традиции пока не оказывают серьезного воздействия на развитие этики современного российского бизнеса. Гораздо большее влияние, чем со стороны православия, оказали на этику российского бизнеса нравственные представления новейшего, социалистического периода нашей истории.

    В России социалистического периода, строго говоря, об этике бизнеса  речь вообще не могла идти, поскольку  бизнес – это предпринимательская  деятельность, т.е. «дело, занятие, являющееся «источником наживы» (Советский  энциклопедический словарь, 1987, с.138). Занятие бизнесом преследовалось и влекло за собой наказание, вплоть до смертной казни.

    Если  деловая этика в дореволюционной  России опиралась на этические нормы  православного христианства, то основой  деловой этики социализма, безусловно, служила марксистская этика. Обосновывая относительную самостоятельность морали как формы общественного сознания, она утверждала классовый характер нравственных требований и норм. Отсюда в трудовых отношениях общественное всегда превалировало над личным, дисциплина – над инициативой и т.д.

    Следует отметить, что в среде руководителей  в период сталинского тоталитарного  режима господствовала очень жесткая  этика, главным стержнем которой  была лояльность к системе. В постсталинский период произошло постепенное замещение целей: бюрократический, технократический аппарат стал ориентироваться на собственные узкие цели личного (ведомственного) характера. В итоге декларированная социализмом деловая этика размывалась «двойной моралью». В то же время этика предпринимательства, основанная на православных устоях и духовности воспитания, будучи поставлена вне закона, оказалась утраченной.

    В период перестройки система ценностей  и этические представления людей  начали быстро меняться. Зарождавшаяся  этика российского бизнеса оказалась под влиянием сразу двух культур делового поведения, которые существовали в стране при социализме.

    Первая  культура связана с описанной выше традиционной административно-командной системой, господствовавшей с начала 30-х годов. Воззрения, связанные с ней и привносимые в этику бизнеса, зависят от происхождения субъектов – участников предпринимательской деятельности, составивших класс российских бизнесменов. Здесь выделяются следующие варианты.

    1. Представители партийной (комсомольской) номенклатуры, а также хозяйственники, занимавшие командное положение в промышленности в   80-е годы. Эти люди во многом придерживаются этических ценностей прежних бюрократических структур, в том числе традиций «кормления» при государстве, однако некоторые из них привнесли с собой в бизнес и представления о служении обществу.

    2. Люди, пришедшие в предпринимательство  из «нормальной» жизни. Они  в целом характеризуются высоким  уровнем интеллекта и достаточно  высокими моральными качествами. Их отличительными чертами являются интерес и внимание к дореволюционным традициям российского предпринимательства, стремление восстановить эти традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики. Однако их деятельность лежит в основном в сфере мелкого бизнеса.

    Вторая  культура – это жесткая деловая культура «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Несмотря на огромную личную опасность частного предпринимательства для человека в советский период, оно все равно существовало, базируясь на недостатках системы, и в последний период социалистического развития сильно влияло на общество. Уже к началу 90-х годов, по некоторым оценкам, в теневом секторе экономики производилось около 20% совокупного общественного продукта, и было занято примерно 25–30 млн. чел. Деятели теневой экономики, пополняя ряды легальных бизнесменов, принесли с собой в возрождающийся российский бизнес своеобразные этические требования и моральные нормы из другой, более «жесткой» культуры. При этом они продолжают паразитировать на недостатках, но уже новой системы (такой паразитизм – единственный способ существования теневой экономики в любой стране).

    По  сути, все эти группы лишены исторической перспективы. В настоящее время  на стыке поведенческих традиций этих групп происходит своеобразный процесс мутации, поиск новых жизнеспособных форм. Соответственно этика нового класса бизнесменов в России представляет собой явление сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, различные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разный экономический базис. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы пришли граждане зарубежных государств, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики. Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплетение восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систему мировых этических норм делового поведения.

    Есть, однако, и факторы, препятствующие этому.

    Во-первых, в России не полностью действует  главный фундаментальный принцип  современного западного общества: принцип  неприкосновенности частной собственности. Частная собственность в России не священна. Здесь сомкнулись особенности православной культуры, презирающей поклонение материальным ценностям, и социалистическое презрение к частной собственности.

    Во-вторых, российский бизнес действует в условиях неприятия значительной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом виде, даже как результата собственного труда.

    В-третьих, в современной России сложилось  своеобразное отношение к закону и к роли государства. Этический  парадокс российского бизнеса состоит  в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется, прежде всего, необходимостью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, несовершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и притеснения со стороны государства. Система партнерства бизнеса и государства в современной России жизнеспособна лишь в виде сращивания крупных структур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии. Трудно говорить об этичности поведения государства в условиях невыплаты заработанных денег работникам финансируемых непосредственно из бюджета организаций и предприятий, неоплаты государственных заказов и других нарушений действующих законов, правил, обещаний.

    Разрешить этический парадокс российского  предпринимательства возможно лишь в том случае, если государство выполнит свои функции и создаст цивилизованные условия для бизнеса, для его устойчивости в России. Тогда станет возможным приход во власть и в бизнес людей, способных изменить себя и адаптироваться к новым условиям, для которых собственное благо вполне легитимно, но которые, ставя во главу угла заботу о благосостоянии своей семьи, добиваются этого через достижение благосостояния страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    В данной работе была рассмотрена проблема деловой этики в современном предпринимательстве. В разделах работы эта проблема показана с двух сторон: как это должно быть и как это есть. На примерах показано, что наши отечественные предприниматели еще не влились в единую систему правил взаимоотношений людей в сфере предпринимательства.

    В предыдущих разделах работы была рассмотрена  проблема деловой этики вообще. Это  нормы поведения, но нормы, касающиеся предпринимателя. Теперь можно эти постулаты профессиональной этики предпринимателя рассмотреть как основу этического кодекса предпринимателя. Вот как определили их специалисты: Цивилизованный предприниматель:

    - убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества;

    - исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;

    - верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

    - признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

    - уважает себя как личность, а любую личность - как себя;

    - уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

    - доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

    - ценит образование, науку и технику, культуру, уважает экологию;

    - стремится к нововведениям;

    - не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчиненных;

    - терпим к недостаткам других людей;

    - согласовывает цели предприятия с личными целями сотрудников;

    - никого никогда не унижает;

    - имеет бесконечное терпение.

    Выше  говорилось, что предприниматель  должен создавать  
свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознавать, что  
такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для умения вести себя в обществе, но и для обыкновенного житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Нужно иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от  
деятельности.

    Подлинные этические основы бизнеса в России, по-видимому, только предстоит сформировать. Самостоятельный выбор этических норм и степени их соблюдения в бизнесе – личное дело каждого индивидуума. Однако для бизнесмена, руководителя предприятия этот выбор весьма существенно сказывается как на работниках предприятия, так и на бизнесе в целом. Современная теория управления подчеркивает неразрывную связь между лидером бизнеса и самим бизнесом, причем не только стратегией, но и потенциалом бизнеса.

     
 
 
 

    Список используемой литературы 

  
  1. Борисов В.К., Панина Е.М., Панов М.И. Этика деловых отношений – М.: Форум, 2008.
  2. Бусыгин А.В. Предпринимательство – М.: 2000.
  3. Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация – СПб.: СПб ГУ, 1995.
  4. Под ред. Ю.М. Осипова Основы предпринимательского дела. Москва, Ассоциация "Гуманитарное знание", 1992.
  5. Резчиков Е.А. Деловая этика. М.: МГИУ, 2005

Информация о работе Деловая этика и современное предпринимательство в России