Законы и категории, методы и функции политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:50, реферат

Краткое описание

Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.
Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Файлы: 1 файл

2 Законы и категории, методы и функции политологии.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

То есть общество должно быть естественным образом структурировано  по различным интересам и иметь институализированные формы выражения этих интересов. Гражданское общество жизнеспособно только тогда, когда его члены имеют высокий уровень социального и интеллектуального развития, внутренне свободны  и самостоятельны в различных структурах гражданского общества и способны самостоятельно отвечать за свои действия.

27) Политическая па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. Pars — «часть») — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения. Цели: формирование общественного мнения;

- политическое воспитание и образование граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня.

Функции:

В рамках указанных функций  возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы  и методы осуществления одних  и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.

Важное место в деятельности партии занимает представительство  интересов классов, социальных групп  и слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация.

28) Типология  партий. Критерии типологизации  партий

Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. Естественно, они весьма многообразны.    Классифицикацию политических партий обычно проводят по следующим критериям: 1) по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т.п. 2) по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера); 3) по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений); 4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские; 5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные); 6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые; 7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами; демократические и антидемократические; 8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру); 9) по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т.п.         Данная классификация, как, впрочем, и любая иная, далеко не завершена и довольно условна. Можно перечислить еще немало критериев, в зависимости от которых партии подразделяются на те или иные виды. К тому же одна и та же партия может быть рассмотрена с различных позиций, классифицирована по разным основаниям.

29) Партийные  системы основания классификации

 партийная система:  однопартийные: характеризуется  у не демократических гос-в.  одна правящая партия Двухпартийная:  Когда реально за власть борятся  только две партии. У победителей  боьше мест в парламенте.  Многопартийная. Существует много партий и они претендуют на власть. И реально могут стоять у власти. В политической науке существуют различные классификации партийных систем. Поскольку система партий любого общества определяется по количественному (по числу партий, входящих в систему) и качественному (по масштабу влияния) критерию, постольку возможны две системы типологий.

Количественный критерий является основой выделения двухпартийной  системы (бипартизма), многопартийной системы и системы «двух с  половиной партий».

Двухпартийность достаточно функциональна, поскольку обеспечивает эффективную работу политической системы  в целом. Прежде воего она отражает существование естественного политического  дуализма. «Это означает, что политический выбор, - как подчеркивал М. Дюверже, - обычно выступает в дуалистической форме... Всякая политика предполагает выбор между двумя типами решений».

Кроме того, двухпартийность  способствует созданию эффективного и  стабильного правительства, которое  опирается на поддержку парламентского большинства из числа депутатов победившей партии. Избранное прямым всеобщим голосованием парламентское большинство позволяет функционировать правительству в течение всего срока полномочий. Более того, двухпартийность упрощает процесс агрегирования интересов и сокращения требований. Она делает ненужным посредничество: сам избиратель выбирает цели и руководителей, обязанных их достичь. Различают также «совершенную» и «несовершенную» двухпартийность. «Совершенная» двухпартийность означает, что две партии набрали 90% голосов, причем одной из них обеспечено абсолютное большинство парламентских мест. Такая партия может руководить в одиночку, не вступая в союз с другими партиями.

«Несовершенная» двухпартийность  возникает в том случае, если число  мандатов, полученных двумя крупными партиями на выборах, не позволяет им в одиночку завоевать абсолютное большинство. Им приходится объединяться с третьей партией. Подобная партийная система получила название системы «двух с половиной партий».

В противоположность достаточно жесткой двухпартийной модели многопартийная система (взаимодействие осуществляют более двух партий) отличается гибкостью и способна эффективно сдерживать социальные конфликты. Являясь институциональным выражением плюрализма социальных интересов и статусов, многопартийная система ориентирована на поиск согласия и компромиссов между политическими силами, не обладающими явным политическим доминированием.

Достижение согласия, как и обеспечение системной  стабильности, во многом зависит от характера взаимоотношений между правительственными партиями и оппозицией. В обществах без демократических традиций, зрелой политической культуры многопартийная система является причиной частых правительственных кризисов. К тому же многопартийность не способствует обобщению интересов, поскольку каждая партия стремится выражать требования только своего электората.

Действующие на политической сцене партии различаются масштабом  влияния на общество и власть. Политическое влияние партии складывается из трех переменных: а) числа членов партии; б) количества избирателей, проголосовавших за нее; в) числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются влиянием на процесс принятия политических решений.

По политическому «весу» выделяются четыре типа партий:

1) мажоритарная партия, т. е. получившая абсолютное  большинство мандатов и право  на проведение собственного политического  курса;

2) партия с мажоритарным  признанием, т. е. в ситуации  чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;

3) доминирующая партия, т.е. получившая относительное большинство депутатских мест;

4) миноритарная партия, т.е. имеющая минимальное число мандатов.

Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет тип партийной системы.

30) Понятие  и элементы политического режима.

Политический  режим представляет собой в широком смысле своеобразный срез политической системы, в узком смысле политический режим – это совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, выражающих ее содержание и характер. Это определенная структура властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.

Демократический режим (демократия) — такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Принцип демократического политического режима - "разрешено все, кроме того, что запрещено законом". Авторитарный режим более мягкий по сравнению с тоталитаризмом, однако при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально, управление чрезмерно централизовано и опирается на аппарат принуждения, включая внесудебные методы расправы. Тоталитарный Теория тоталитаризма складывалась в 40-50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Общими отличительными признаками этой политической системы являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

Сфера тоталитарного  сознания. Тоталитарные системы возникают не стихийно, а на основе определенного идеологического образа. Тоталитаризм - порождение человеческого разума, его попытка поставить под непосредственный рациональный контроль всю общественную и личную жизнь, подчинить ее определенным целям. Деспотический режим характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, как правило, опирается на религию, он характерен для абсолютной монархии, воля деспота проявляется как самовластие и самодурство.

31) Понятия и элементы политич. режима

Типы полит режимов: демократия, тоталитаризм, авторитаризм. Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролюгосударства над всеми сторонами жизни общества

Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Политический режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние  в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Обычно выделяют два  основных типа политических режимов:

1. Недемократические политические режимы. Тоталитарный и авторитарный.

2. Демократический политический  режим.

Тоталитаризм. В переводе с латинского "тоталитарный" означает " относящийся к целому". В  политический лексикон этот термин был  введен идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле, который призвал к тотальному подчинению человека государству и растворению индивида в политической истории. В дальнейшем оппоненты фашизма используют этот термин в негативном смысле - как противоположность демократии.

При определении признаков тоталитаризма у ученых наибольшей популярностью пользуется модель, предложенная американскими политологами К. Фридрихом и З. Бжезинским, включающая в себя шесть базовых характеристик:

- централизованное руководство  и управление экономикой;

- всеобщий контроль  над поведением индивида в  социальной сфере;

- признание руководящей  роли одной партии в политической  сфере и осуществление ею своей  диктатуры (государственные и  партийные структуры сливаются  и формируется феномен "партия-государство");

- господство официальной  идеологии;

- сосредоточение в  руках государства и партии  всех средств массовых коммуникаций;

- концентрация в руках  партии и государства всех  средств вооруженного насилия.  Таким образом, государство осуществляет  тотальный контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества в целом и отдельного индивида в том числе. Среди политологов утвердилось и более краткое определение тоталитаризма - это закрытая система, в которой все - от воспитания детей до выпуска продукции - контролируется из единого центра.

Тоталитарные режимы традиционно разделяют на "левые" и "правые" формы. Они различаются  характером идеологий, т.ч. целями и  задачами, которые ставят перед массами  партии-гегемоны: "народный капитализм" и завоевание мирового господства (фашистская Италия и Германия); построение коммунистического общества и мировая революция (коммунистические режимы в СССР, странах Восточной Европы и Азии, на Кубе).

Есть и другое отличие: левый тоталитаризм был более "достроен" т.е. партия обладала монополией не только на политическую, но и на экономическую власть (государственная собственность, планирование в экономике). В фашистских режимах существовала свобода предпринимательства, что не исключало прямого государственного вмешательства в экономическую сферу, подчинения ее задачам военного производства.

Авторитаризм (от лат. auctor - зачинатель, основатель, творец и auctoritas - мнение, решение, право) определяют как  режим, смысл правления при котором  заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Иногда тоталитаризм рассматривается как крайняя форма авторитарного режима.

Современные авторитарные режимы имеют ряд черт переходного  режима, занимая промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Авторитарный режим может выступать в форме диктатуры и быть более либеральным. Авторитарные режимы по сравнению с тоталитарными обладают большими шансами перехода к демократии, т.к. здесь уже проявляются независимые от государства экономические интересы, на базе которых могут сформироваться политические интересы, а следовательно, существует потенциал для политической самоорганизации гражданского общества. При переходе от тоталитаризма к демократии требуется не только политические реформы, но и комплексная экономическая реформа.  Демократический политический режим. В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии было дано американским президентом А. Линкольном - правление народа, избранное народом и для народа. 32)Исторические формы демократии: античная, классическая и современная.

Информация о работе Законы и категории, методы и функции политологии