Законы и категории, методы и функции политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:50, реферат

Краткое описание

Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.
Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Файлы: 1 файл

2 Законы и категории, методы и функции политологии.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

1) Объект и  предмет политологии.

Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.

Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Конечно, эти проблемы изучаются  не только политологией, но и философией, социологией, государственно - правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себя отдельные аспекты этих дисциплин.

В представлении многих учёных политология  представляет собой междисциплинарную  науку, предметом изучения которой  являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного — то, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается регрессом.

Проблемы, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока:

1. философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;

2. политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;

3. политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.

2) Законы и категории,  методы и функции политологии.

В самом общем виде политология - это наука о политике, об  особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми.

Существуют как общие, так и  частные категории политологии.

Первые используются всеми общественными  науками и к ним относятся: цивилизация, общество, свобода, власть, право, культура и т. д.

Вторые же используются собственно политологией или науками, находящимися на стыке с ней - это категории: политики, политической власти, политических отношений, политических режимов, правового  государства, политической системы, политической культуры, частной собственности и т.д.

Все отношения в политологии  определены теми или иными законами. Законы политологии - это объективно существующие и необходимые связи между явлениями. Они реализуются через деятельность людей и являются общими. Общепринятым является деление законов в зависимости от сферы их проявления на 3 группы:

1. группу - составляют законы политэкономии, отражающие отношения между экономическим базисом и надстройкой

2.группу - образуют политико-социальные законы, характеризующие развитие политических явлений, как особых социальных схем.

3.группу законов можно условно назвать политико-психологической, т. к она характеризует взаимоотношения между личностью и миром политического.

 Законы политологии  подразделяют также на законы функционирования и законы развития. Первые обеспечивают сохранение того или иного политического явления или процесса, а вторые - его переход от одного качественного состояния в другое. По способу проявления законы бывают динамические, т.е. определяющие однозначную связь между явлениями, и статические, обуславливающие связь с определенной долей вероятности, условности.

Методы политологии. Методы – это средства анализа, способы проверки и оценки теории. Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли. Антропологический метод, исходит из природы человека, широко используется при анализе механизмов, институтов власти и социального контроля преимущественно в до индустриальных обществах, а также проблем адаптации и трансформации традиционных механизмов контроля при переходе к современным политическим системам. Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций. Бихевиористский метод период (20—70е гг.) в политологии основывается на убеждении, что политика как общественное явление имеет прежде всего индивидуальное измерение, и потому все групповые формы деятельности она стремится вывести именно из анализа поведения индивидов, соединенных групповыми связями. Метод политического моделирования состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей. Коммуникативный метод позволяет разработать кибернетическую модель политического процесса, рассматривая политические структуры как коммуникативные единицы, единицы общения. Функции политологии. Политология, как и любая наука, выполняет ряд функций в обществе научно-познавательного, методологического и прикладного характера. Во-первых, это познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий. Во-вторых, политология, изучая объективные закономерности, тенденции и противоречия политической системы, проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализируя пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, выполняет функцию рационализации политической жизни. В-третьих, политология выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. В-четвертых, это прогностическая функция. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; 3) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты.

3) Политика: понятие, содержание,  история происхождения термина.

Поли́тика (греч. Πολιτική — «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства[1]. Мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским,военным, судебным и т. д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли); как лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), как борьбу классовых интересов (Карл Маркс). Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.

В современной политической науке имеются два ключевых подхода  к пониманию политики — консенсусный и конфронтационный.

В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику, военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

В зависимости от направления  деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.

искусство управления государством и обществом;

совокупность социальных идей и обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием  отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами; сфера деятельности государства, партий, общественных движений. стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти (Макс Вебер).

4) Элементы политики: власть, субъекты, политическая организация, политическое сознание, политические отношения и политическая культура.

Политические отношения  – отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентаций.

Субъекты политики –  непосредственные участники политической деятельности: люди, их организации, партии, движения преследующие политические цели, решающие политические задачи.

Политическая власть – способность тех или иных политических сил оказывать решающее воздействие на общество, разрабатывать  и осуществлять политику на основе баланса сил и интересов, подчиняя этому людей.

5) Политическая  мысль Древнего Востока (буддизм, конфуцианство, даосизм, легизм).

 

6) Политическая  мысль Древней Греции и Древнего  Рима (Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон).

Рассвет политической мысли  этого периода связан с именами  величайших ученых философов Платона  и Аристотеля. Платон, ученик Сократа, основатель философской школя в Афинах (Академии), свои взгляды изложил в работах «Государство», «Политик», «Законы». Сочинения Платона написаны в форме диалогов. В «Государстве» Платон описывает основные черты организации идеального государственного объединения, отличая, что оно создается для общественной пользы. По мнению Платона, государство устроено справедливо тогда, когда каждому гражданину будет отведено особое занятие, соответствующее его натуре. Платон регламентирует все стороны частной жизни, призывает к единству и коллективизму. Большое внимание Платон уделяет формам управления, выделяя правильные и неправильные. К правильным формам относит монархию, аристократию и демократию на основе законов; к неправильным – тиранию, олигархию, демократию без законов. Идеальное государство у Платона – это аристократия, то есть правление лучших, благородных. Демократия же, по его мнению, особенно в период упадка государства, приводит к тирании. Он отличает, что всеобщее равенство превращает демократию в такое государство, где совмещаются все политические режимы, ибо каждый получает право делать, что хочет. Но свобода и приводит к гибели, так она разрушает консолидацию общества, ведет к потере его единства и распадению на множество частей. В «Законах» Платон различает два вида государственного устройства: первый – где над всем стоят правители, второй – где и правителям предписаны законы. Дальнейшие развития античной политической мысли связаны с именем Аристотеля, ученика Платона. Политическая концепция Аристотеля изложена в его работах «Политика», «Этика»,»Афинская полития». Вклад Аристотеля в развитие политической мысли очень велик, поэтому его называют первым политологом. Аристотель отмечал «что человек по природе своей есть существо политическое». А поскольку объектом науки является человек, значит, наука должна заниматься политикой. Он проследил связь политики с экономикой, этикой, моралью также как и Платон, Аристотель считал, что государство создается для благой жизни, дал характеристики форм государственного устройства. Он отмечал, что при правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных – только свое личное благо. К правильным формам относил: монархию, аристократию, политию; к неправильным – олигархию, тиранию, демократию. Самой правильной формой он считал политию, где правит большинство в интересах общей пользы. Полития – это средняя форма государства и средний элемент в ней доминирует во всем. Аристотель отмечал, «что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй. Основную причину переворотов ученый видел в нарушении принципов политической справедливости, разделяя последний на два вида: уравнивающую и распределяющую справедливость. Аристотель, как и Платон, представлял государство как некое целое. Он критиковал платоновскую попытку сделать его чрезмерно единым и выступал в защиту прав индивида, частной собственности и семьи. Много внимания он уделял вопросам права, считал его, как и закон, политическим явлением. Греции Классиком древнегреческой мысли является философ-идеалист Платон Афинский (427-347 гг. до н.э.). В трудах "Государство" и "Политик" Платон выделяет два типа государства: совершенное, или идеальное (управляемое самими богами и стоящее выше государства и законодательства; этот тип общежития не нуждается ни в государстве, ни в законодательстве) и несовершенное. Среди реально существующих (несовершенных) типов государств Платон выделяет правильные формы государств: монархия, аристократия и неправильные (искаженные): тимократия (власть честолюбцев, жаждущих почестей и высокого положения), олигархия (власть немногих, богатейших, которые не подтекают к управлению бедных), демократия (власть большинства, но не всех). тирания (власть одного над всеми). По Платону управлять государством должны люди, способные хорошо управлять. Эта способность определяется природными задатками и долголетней предварительной подготовкой. ПМ Рима. Политика Рима имеет много общего с политикой Греции. Они основаны на однотипных социал и эконом отношениях. Др. Рим был основан на античном  мире Завоевание Римом Греции, он начинает перенимать ее культуру. Пол учения в Др. Риме формируются на основных -    Философских направлениях которые были перенесены.

7) Политическая  Мысль Средневекового Востока(  аль-Фараби, Низами, Алишер Навон)

 

8) Интепритация  политики в период Средневековья  и в эпоху Возрождения и  Просвещения.

 Политическая мысль  средневековья пронизана заботой  о поиске основ устойчивого  порядка, умеренных форм правления,  требованием законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Наиболее развитое учение об общественном устройстве в эпоху средневековья предложили Августин Аврелий (354-430гг.) и Фома Аквинский (1224-1274гг.). Они являются основными создателями христианской политической теории. В их учениях христианская убежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и умеренностью. Августин Аврелий Ход человеческой истории, по мысли Августина, предопределен Божественным проведением и представляет собой борьбу светлых и темных сил. Божество есть лишь источник добра, зло проистекает из свободной воли стремящейся к самостоятельности и не признающей Божественных установлений. Смысл истории – по Августину – в победе христианства во всемирном масштабе. Фома Аквинский В своих политических воззрениях Фома отвергал общественное равенство и утверждал, что разделение на сословия установлено Богом. Все виды власти на земле – от Бога. В учении Фомы Аквинского признавался суверенитет власти народа: «Король, изменивший своему не может требовать повиновения. Заслугой Фомы Аквинского является разработка теории закона. Человек как гражданин христианского государства имеет дело с четырьмя видами законов: вечным, естественным, человеческим и Божественным.. Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он ввел новый политический термин - stato - "государство". Государство в теории Макиавелли означает политическое состояние общества, которое есть результат борьбы сословий - аристократии (дворянства) и народа. Особое внимание Макиавелли уделял психологическим аспектам политики и формированию правил политического искусства. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий. По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая. Просвещение. В период буржуазных революций XVII в. Выдающийся вклад в разработку политико-правовой идеологии принадлежит голландскому мыслителю Гуго Гроцию. Ему была свойственна правовая трактовка социально-политических проблем. Гроций стремился показать, что государство и законы имеют своим источником естественное право, или "предписания здравого разума". Он полагал, что человеку, как социальному существу, присуще стремление к общению на основе разумных правил. Гроций рассматривал государство как союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы  Итогом идейных исканий эпохи революции в Англии в XVII в. явилась политическая теория Джона Локка. В своих политических трактатах он стремился опровергнуть идею о всесилии политической власти. Единственный законный источник политической власти он обнаруживал в общественном договоре, то есть в соглашении народа на создание политического сообщества. Государственная власть, по Локку, имеет четко определенные обязанности и не может покушаться на неотчуждаемые права граждан (право собственности, свободу мнений и веры). Локк предусматривал особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки полномочий. Его важнейшие компоненты - принцип разделения властей и законность.

Информация о работе Законы и категории, методы и функции политологии