Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:50, реферат
Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.
Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.
Первым политологом, описавшим политическую жизнь с системных позиций, был американский ученый Дэвид Истон. В работах "Политическая система" (1953 г.), "Предел политического анализа" (1965 г.), "Системный анализ политической жизни" (1965 г.) он заложил основы теории политической системы.
По мнению Д. Истона, политическая
система - развивающийся и
Недостатками модели политической системы
по Истону являются:
чрезмерная зависимость от "требовании-поддержки"
населения и недооценка ее самостоятельности;
некоторый консерватизм, ориентирующий на сохранение стабильности, неизменности системы;
недостаточный учет психологических, личностных аспектов политических взаимодействий.
Завершающей фигурой
в ряду «отцов-основателей» теории
политической системы стоит бывший
Президент Международной и
19) Традиционная и современная политическая система
Политическая система - совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Традиционные системы
20) Институты политической системы: государство, политические партии, группы интересов и неправительственные организации.
Современная политическая система - это предусмотренная правовой конституцией система институтов и форм реального активного участия граждан в политической деятельности.В политической системе различают:- собственно-политические институты, активно воздействующие на формирование и осуществление политики;- несобственно-политические объединения, непосредственной целью которых политика не является, но они своей деятельностью косвенно, а иногда и прямо могут влиять на политику. Собственно-политические институты - это государство, политические партии, устойчивые политические движения; несобственно-политические - профсоюзы, кооперативные и иные общественные формирования. Ключевым звеном в политической системе является государство. Именно оно определяет соответствующий политический режим и все основные направления политической деятельности в обществе, поскольку являет собой универсальную, самую массовую организацию, представляющую весь народ. Только оно является самой мощной силой, способной решать все наиболее важные задачи, стоящие перед обществом. Оно имеет аппарат для управления людьми, обеспечения их безопасности, материальные ресурсы, денежные средства, кадры и прочее для решения всех наиболее важных задач, стоящих перед населением страны.
Группы по интересам непосредственно не вовлечены в избирательный процесс. Их цель – влиять на общественную политику и результаты выборов. Эти группы могут быть заинтересованы в конкретных вопросах выборов или в том, чтобы те или иные политические партии или кандидаты разделяли их мнение. Такие группы различаются по количеству членов, ресурсам, силе и целям, но все они пользуются одинаковыми методами для влияния на общественное мнение и продвижение своих позиций: лобби, реклама через СМИ, предоставление информации кандидатам, законодателям и политическим деятелям. Поскольку группы по интересам наблюдают за процессом, чтобы удостовериться, что группы с противоположными интересами не пользуются особым отношением, они могут играть позитивную роль в поддержке честности выборов. Тем не менее, огромные суммы денег, которые группы по интересам тратят в целях оказания влияния на общественное мнение, создают множество проблем в отношении честности избирательного процесса. Эти проблемы более подробно описаны в разделе Финансирование избирательных кампаний.
Некоторые группы по интересам являются неправительственными организациями (далее НПО), которые работают от имени общественности, чтобы сделать выборы качественнее и способствовать демократическим процессам. НПО действуют как независимые наблюдатели.Во время выборов, наблюдение и отчеты этих групп помогают сделать процесс более прозрачным. НПО могут способствовать прозрачности финансирования избирательных кампаний посредством тщательного наблюдения и открытых отчетов о поступлениях и тратах. Они могут взять на себя обучение избирателей и помочь в распространении информации о выборах. НПО могут лоббировать политиков и лиц, задействованных в управлении выборами, в целях улучшения избирательной политики и законодательства, защищающего права и свободы граждан, или для создания более строгих законов финансирования избирательных кампаний.
21) Государство: происхождение, сущность, признаки, функции, цели.
Госуда́рство — это политическая организация общес
Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.
1. Функция государства не любое,
а именно основное, главное направление
его деятельности, без которого
государство на данном
2. В функциях предметно
3. Выполняя свои функции,
4. Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
5. Реализуются функции в
Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции.
22) Понятие гражданского общества. Генезис и эволюция идеи гражданского общества.
Гражданское общество – это вся сфера самопроявления свободных граждан и их добровольческих союзов и ассоциаций, огражденных соответствующими законами от вмешательства и произвола со стороны государственной власти.
Гражданское общество существует
и функционирует в
На территории СНГ примерно 12 млн.
граждан около ста
Информация о работе Законы и категории, методы и функции политологии