Законы и категории, методы и функции политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:50, реферат

Краткое описание

Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.
Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Файлы: 1 файл

2 Законы и категории, методы и функции политологии.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

Первым политологом, описавшим  политическую жизнь с системных  позиций, был американский ученый Дэвид  Истон. В работах "Политическая система" (1953 г.), "Предел политического анализа" (1965 г.), "Системный анализ политической жизни" (1965 г.) он заложил основы теории политической системы.     

По мнению Д. Истона, политическая система - развивающийся и саморегулирующийся организм, который состоит из многих частей, образующих единое целое. У  системы есть вход, на который извне поступают импульсы - требования или импульсы - поддержка. На выходе системы - политические решения, на основе которых осуществляются политические действия.   

Недостатками модели политической системы по Истону являются: 
 чрезмерная зависимость от "требовании-поддержки" населения и недооценка ее самостоятельности;

некоторый консерватизм, ориентирующий на сохранение стабильности, неизменности системы;

недостаточный учет психологических, личностных аспектов политических взаимодействий.

Завершающей фигурой  в ряду «отцов-основателей» теории политической системы стоит бывший Президент Международной и Американской ассоциаций политических наук К. Дойч, в 1950—70-е годы разрабатывавший так  называемую «информационно-кибернетическую  модель» Именно эту основополагающую идею использует К. Дойч в своем главном труде «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1963), определяя политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. К. Дойчем разрабатывается в «Нервах управления» очень сложная и эшелонированная модель функционирования политической системы как совокупности информационных потоков, построенная на принципе обратной связи. К. Дойч выделяет при этом три основных типа коммуникаций в политической системе: 1) личные, неформальные коммуникации (face-to-face), как, к примеру, персональный контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринужденной обстановке; 2) коммуникации через организации, когда контакт с правительством осуществляется посредством партий, групп давления и др., и 3) коммуникации через СМИ, печатные юга электронные, роль которых в постиндустриальном обществе постоянно возрастает. Концепция политической системы К. Дойча подверглась ничуть не меньшей критике, чем подходы Г. Алмонда и Д. Истона, хотя при этом она внедрила в анализ такой важнейший и активный компонент властных отношений как информационные потоки и коммуникативные связи. Постмодернизм как раз и занялся этой субъективной стороной. Он показал, что власть ничего общего не имеет с наличными институциональным структурами, какими бы величественными и грозными они не казались.

19) Традиционная и современная политическая система

 Политическая система - совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Традиционные системы характерны для стран с монархическими режимами, где правит закрытая монолитная элита  и население исключено из политического  процесса. В 20 веке монархии в странах так называемого «третьего мира» могут быть отнесены к подобным системам. На сегодняшний день из них осталось лишь 12, однако не все оставшиеся монархические режимы являются традиционными. Безраздельная власть монархов осталась лишь в шести странах – Бахрейне, Брунее, Омане, Катаре, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, а в Свазиленде существует «парламент», избираемый частично племенными советами и частично наз. ост модернизм принято рассматривать в первую очередь как эстетическое или, если трактовать шире, социокультурное течение, принципы которого сформулировала одноименная философская школа, главным образом во Франции (М.Фуко, Ж.Доррида, Ж.Делёз и др.).Постмодернизм, если и говорит о политике, о власти - а он действительно демонстрирует устойчивое внимание к их тайнам, - то таким языком, который политология в сложившемся ее виде совершенно не способна воспринять. начаемый королем. Модернистские политические системы предполагают совершенно другой стиль в политике, нежели прежние, относящиеся к либеральной представительской классике. Классика предполагает ограниченность и умеренность политического действия: ограниченность, потому что большинство своих потребностей представители самодеятельного гражданского общества удовлетворяют самостоятельно (посредством товарного обмена между собой) и лишь в сравнительно редких случаях обращаются к политике; умеренность, потому что политик, не претендующий на роль «авангарда», обязан скрупулезно выполнять волю избирателей. Постклассические политические системы модернистского типа отвергают основные постулаты классики: о суверенном индивиде (избирателе) и самоорганизующемся гражданском обществе. Модернистская система рождается вместе с новым слоем людей, который Дж. Бернхейм назвал в свое время «классом-организаторов», а переворот, учиненный ими в мире, - менеджерской революцией. Появились менеджеры, дерзающие управлять обществом и даже самой историей. Природу политической системы модернистского типа обстоятельно анализировали французские представители политической социологии А. Турен и М. Крозье.

20) Институты политической системы: государство, политические партии, группы интересов и неправительственные организации.

Современная политическая система - это  предусмотренная правовой конституцией система институтов и форм реального активного участия граждан в политической деятельности.В политической системе различают:- собственно-политические институты, активно воздействующие на формирование и осуществление политики;- несобственно-политические объединения, непосредственной целью которых политика не является, но они своей деятельностью косвенно, а иногда и прямо могут влиять на политику. Собственно-политические институты - это государство, политические партии, устойчивые политические движения; несобственно-политические - профсоюзы, кооперативные и иные общественные формирования. Ключевым звеном в политической системе является государство. Именно оно определяет соответствующий политический режим и все основные направления политической деятельности в обществе, поскольку являет собой универсальную, самую массовую организацию, представляющую весь народ. Только оно является самой мощной силой, способной решать все наиболее важные задачи, стоящие перед обществом. Оно имеет аппарат для управления людьми, обеспечения их безопасности, материальные ресурсы, денежные средства, кадры и прочее для решения всех наиболее важных задач, стоящих перед населением страны.

Группы по интересам непосредственно  не вовлечены в избирательный  процесс. Их цель – влиять на общественную политику и результаты выборов. Эти группы могут быть заинтересованы в конкретных вопросах выборов или в том, чтобы те или иные  политические партии или кандидаты разделяли их мнение. Такие группы различаются по количеству членов, ресурсам, силе и целям, но все они пользуются одинаковыми методами для влияния на общественное мнение и продвижение своих позиций: лобби, реклама через СМИ, предоставление информации кандидатам, законодателям и политическим деятелям. Поскольку группы по интересам наблюдают за процессом, чтобы удостовериться, что группы с противоположными интересами не пользуются особым отношением, они могут играть позитивную роль в поддержке честности выборов. Тем не менее, огромные суммы денег, которые группы по интересам тратят в целях оказания влияния на общественное мнение, создают множество проблем в отношении честности избирательного процесса. Эти проблемы более подробно описаны в разделе Финансирование избирательных кампаний.

Некоторые группы по интересам являются неправительственными организациями (далее НПО), которые работают от имени общественности, чтобы сделать выборы качественнее и способствовать демократическим процессам. НПО действуют как независимые наблюдатели.Во время выборов, наблюдение и отчеты этих групп помогают сделать процесс более прозрачным. НПО могут способствовать прозрачности финансирования избирательных кампаний посредством тщательного наблюдения и открытых отчетов о поступлениях и тратах. Они могут взять на себя обучение избирателей и помочь в распространении информации о выборах. НПО могут лоббировать политиков и лиц, задействованных в управлении выборами, в целях улучшения избирательной политики и законодательства, защищающего права и свободы граждан, или для создания более строгих законов финансирования избирательных кампаний.

21) Государство: происхождение, сущность, признаки, функции, цели.

Госуда́рство — это политическая организация общества, призванная его охранять и обслуживать, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.Признаки: Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): конституция, военная доктрина, законодательство. Наличие руководства (аппарат управления): президент (парламент или др.) правительство, парламент, суд. Управление и планирование: нормирование жизни общества (система права), государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность, хозяйственная деятельность (экономика), собственная денежная система, налоговые сборы. Собственность (ресурсы): территория, население, границы и т. д. Наличие подчиненных организаций: охрана правопорядка, вооружённые силы, периферийные административные организации. Наличие государственного языка (языков). Суверенитет (способность государства выступать в международном правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо). Публичная власть. Гражданство. Государственные символы.

Существует множество теорий происхождения  государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое,  а именно основное, главное направление  его деятельности, без которого  государство на данном историческом  этапе либо на протяжении всего  своего существования обойтись  не может. Это устойчивая, сложившаяся  предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.

2. В функциях предметно выражается  самое глубинное и устойчивое  в государстве - его сущность. Поэтому через функции можно  познать сущность государства,  его многосторонние связи с обществом.

3. Выполняя свои функции, государство  тем самым решает стоящие перед  ним задачи по управлению обществом,  а его деятельность приобретает  практическую направленность.

4. Функции государства - понятие  управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах  и особыми, характерными для  государственной власти методами.

 Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции.

22) Понятие гражданского общества. Генезис и эволюция идеи гражданского общества.

Гражданское общество – это вся сфера самопроявления свободных граждан и их добровольческих союзов и ассоциаций, огражденных соответствующими законами от вмешательства и произвола со стороны государственной власти.

Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом, противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно  тесно соприкасается и взаимодействует  с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает  в пассивной или активной оппозиции к режиму. По своей природе гражданское общество является обществом неполитическим. Об этом свидетельствует многотысячелетняя история его до государственного и доклассового развития: и семейные, и хозяйственные, и духовные и другие отношения успешно развивались вне политики и без политики. В ряде стран современный этап развития гражданского общества характеризуется все большей актуализацией его национальных аспектов. Очаги национальной напряженности ныне имеются практически на всех континентах, не исключение и наша страна.

На территории СНГ примерно 12 млн. граждан около ста национальностей  не имеют своих национально-территориальных  образований, 75 млн. граждан живут  вне "своих" территорий, некоторые  государства и республики имеют коренное население в меньшинстве по отношению к общему количеству граждан. Трудно, а порой и невозможно обеспечить национальные интересы каждого гражданина по государственным каналам.

Информация о работе Законы и категории, методы и функции политологии