Законы и категории, методы и функции политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:50, реферат

Краткое описание

Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.
Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Файлы: 1 файл

2 Законы и категории, методы и функции политологии.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

9) Понятие  сущность политической власти  и ее особенности

  Власть- субъект,  осуществляющий специфическую деятельность по управлению объектом властвования.  Власть- это отношение в которой воля и действия других господствуют над волей и действиями других. Можно говорить о множествах формах власти; в еемье, коллективе и др. Но политическая власть рассматривается как власть над всем обществом. Этой власти обязаны поддерживатся и подчинятся все граждане общества. Поэтому пол власть выступает как высшая форма власти. Когда эта власть осуществляется конкретными учереждениями государства(парламентом, силовыми структурами, президентом) мы говорим о реальной воплощении власти- это госуд власть.

10)Структура  власти: основание, источники, функции,  ресурсы власти.

В истории цивилизации  властные отношения имели разные социальные основания, разные исторические корни. Они устанавливались: 1. В результате естественноисторического развития данного сообщества, его структуризации, осложнения функций управления. 2. В результате войн, насилий, захвата. Власть формируется как средство подчинения, прямого принуждения, покорения.

3. В результате раскола общества на социально враждебные силы и становления сословной классовой диктатуры. Право на власть обеспечивается также наличием в распоряжении властвующих различных источников власти: 1. Экономический. Право властвующего обладать и распоряжаться экономическими ресурсами. 2. Идеократический. Использование идеологии как орудия властного  воздействия на массы. 3.   Информационный. Обладание и распоряжение СМИ в современных условиях становится средством прямого, непосредственного или косвенного воздействия на массовое сознание. 4. Авторитарный. Источник власти, исходящий из авторитета субъекта власти. Авторитет как средство не силового принуждения, подчинения необходим всякой власти. 5. Харизматический. Харизма (от гр. скапзта - милость, божественный дар) - признание наличия у субъекта особого призвания для выполнения властной функции. Харизма - феномен массового сознания. 6. Психологический. Властвование как концентрированная деятельность имеет безусловные психологические основания, оно формирует особенности психологического восприятия как у властвующих, так и у подвластных. 7. Силовой.. Это различные формы насильственных, принудительных акций по отношению к подвластным. 8.  Формально-бюрократический. По мере развития цивилизации исчезает сакральность власти, происходит рутиниза-ция властной деятельности. Властвующий превращается в личность, избранную для выполнения определенной чиновно-бюрократической деятельности и находящуюся на жаловании у общества. Власть основана на использовании  различных методов и средств, получивших название ресурсов власти. Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Широко распространена их классификация в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества: Экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.Социальные ресурсы – способность изменения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Включают такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п. Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна. Принудительные (силовые) ресурсы – оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ресурсом власти, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества и свободы – высших ценностей.

Специфическим ресурсом является сам человек – демографические ресурсы. Люди – универсальный, многофункциональный  ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только ресурс власти, но и ее субъект и объект. Функции власти: 1) Сохранение целостности общ-ва,  предотвращение  кризисов (разрешение).  2) Поддержание порядка,  стабильности,  социал.  равновесия. 3) Регулирование ключевых общ-ых отношений, управление общ-ыми процессами.

11) Принцип организации и функционирования власти

Политическая  власть - особая разновидность общественной власти. Она включает в себя все  властные отношения, складывающиеся между  государством, партиями, движениями, группами давления и т. д. Посредством этих институтов выражается господствующая воля какого-то класса, слоя или большинства общества. Ядром политической власти является государственная власть, которая обладает рядом признаков: возможностью законного использования силы в решении актуальных проблем; ее решения обладают обязательностью для всех и имеют высшую юридическую силу, опирается на систему специнститутов и нормы права. Политическая власть осуществляется специфическими методами с помощью особых механизмов. В основе функционирования политической власти лежат принцип суверенитета и принцип легитимности.

2. Принцип суверенитета  означает верховенство и независимость  государственной власти. Сосредоточение политической власти у государства означает его верховенство по сравнению с другими политическими институтами (партиями, движениями и т. д.).Верховенство государственной власти проявляется в:• общеобязательности ее решений для населения;. возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций;• обладании рядом исключительных прав;. наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций;. наделении правами и обязанностями граждан. Независимость гос-й власти предусматривает ее самостоятельность и равноправие.

3. Принцип легитимности  связан с обоснованием правомерности  тех решений, которые принимает  власть,и добровольности их выполнения  населением. Термин"легитимность" (legtmte) отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан. Легитимность - это осознание гражданами законности власти. Данное представление проистекает из убеждения, что власть законна, сформирована самим народами служит его интересам. Теория легитимности М.Вебера включает два момента: признание власти правителей и обязанности управляемых подчиняться ей. Принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. Легитимность является важнейшим признаком демократической власти, потому что власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления

4. Убежденность  населения в правомерности и  справедливости существующих институтов  власти, согласие подчиняться их  решениям могут достигаться различными  способами.

12) Типы Легитимности : традиционный, харизматический и рационально-легальный, патриархальный, подданнический и активистский.

Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Легитимное действие — это такое действие, которое не оспаривается никем из игроков, которые имеют право и возможности это действие оспорить. Действие перестает быть легитимным, когда субъекту действия приходится прилагать специальные усилия, чтобы защитить свое право поступать так, как он поступил.

В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов  поддержки населением политического нормативного порядка преобладает в обществе, принято выделять следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную.

- традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость;

- рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.

- харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

- патриархальный, для  которого характерно  отсутствие  интереса  граждан  к

политике.  Этот  тип   политической  культуры   имел   место   в   условиях

средневековья. Ныне он присущ слаборазвитым  странам,  где  масса  населения

безграмотна. А, как известно, безграмотный человек находится  вне политики;

- подданнический  или   авторитарный.   Этот   тип   политической   культуры

предполагает  отстранение  граждан  от  политики  как   самостоятельных   ее

субъектов. Но допускает  и возможность их  участия  в  политической  жизни  в

рамках, определенных властными  структурами.  В  таком  случае  политическая

активность масс, инспирируемая  властями,  используется  ими  для  поддержки

своего курса, руководства обществом;

- активистский, проявляющийся в  активном  участии  граждан   в  политической

жизни, которая строится на основе их  заинтересованности  и  добровольности,

реализуется  в  различных  формах  деятельности   многочисленных   субъектов

политики.

13) Концепция власти

Концепции власти. 1.Телологический- власть объясняется стремлением  человека с ее помощью добится  определянной цели(зачастую корыстных, авторитет деньги, свзя) 2-Бихевилистический власть объесняется тем что в каждом человеке от рождения зарождается склонность к власти ил подчинения. 3-Психологический стремление к власти объесняется ущербностью (физич или моральной) Это гнетет чел-ка и он стремится копенсировать это. Концепция власти - одна из ведущих теоретических концепций, способствующая исследованию политических отношений и пониманию механизма деятельности государства и политической системы. Релятивистские концепции власти. В соответствии с ними власть рассматривается как личностное отношение, в котором один человек (субъект) оказывает на другого (объект) определяющее влияние. В качестве субъекта и объекта могут выступать: как отдельные люди, так и группы, слои населения; ведущая политическая партия и оппозиция, при этом данная партия может оказывать влияние на оппозицию, "нейтрализовать" ее, предложив ей раздел "зон влияния". Релятивистские концепции власти включают серию методов и путей воздействия на общество в целях достижения стабильности, В их числе стимулирование активности трудовой деятельности, соблюдение норм общественного поведения и др. Бихевиористские концепции власти, Так же как и в релятивистских концепциях власти, бихевиористский подход исходит из ее трактовки как отношения между людьми, при которых одни властвуют, командуют, господствуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в сосредоточении внимания на особенностях людей, на мотивах их поведения в борьбе за власть. Первоначальные импульсы к властвованию, по мнению представителей данной школы, заложены в природе отдельных личностей, в их стремлении к власти (воля) и способности властвовать (обладание "политической энергией"). Далее, важную роль играют те блага и привилегии, которые во все времена получают люди, имеющие власть. С обретением власти связано, как правило, получение богатства, свободы, престижа, безопасности и др. Для многих борьба за власть является способом самоутверждения, компенсацией за врожденные или приобретенные недостатки. Кроме того, для многих власть над другими людьми является формой наслаждения. В стремлении к властвованию существуют и другие мотивы. Например, возможен сговор или скрытое соглашение между теми, кто заинтересован в поддержке определенной кандидатуры и в финансировании ее борьбы за власть. Системные концепции власти. Власть в соответствии с данными концепциями рассматривается как системообразующее отношение в политической системе общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредованно. Назначение политической власти - регулировать отношения между людьми и обществом в целом, включая государственно-политические институты. Назначение политической власти - разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами. Задача политической власти — строить свои отношения со всеми элементами политической системы общества таким образом, чтобы это способствовало равновесному, сбалансированному состоянию данной системы. Другими словами, политическая власть должна стремиться к достижению в обществе в первую очередь стабильности, как политической, так и экономической.

14)Этнос и нация : понятие  и сущность.

Э́тнос (от греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.

В русском  языке аналогом термина долгое время было понятие «народ». В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 году русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым.

этнос, или этническая общность, есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп, причем эта общность чаще всего осознается как общность происхождения.

На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (по ступеням: род — племя — народность — народ — нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи. Так же существует другое понятие нации. Нация - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, а так же совокупность граждан независимо от их этнической принадлежности.

Между понятиями «этнос» и «нация» часто ставится знак равенства. В отечественной литературе, посвященной этому вопросу, обычно уточняли, что нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая на смену народности.

Тем не менее, некоторые исследователи  четко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и компонентов (политическая, религиозная и др. Нередко между понятием "нация" и понятиями "народ", "этнос" ставят знак равенства. В самом деле, французы есть народ, этнос, и они же являются нацией. Отсюда естественно напрашивается вывод: этническая общность (народ) и нация суть одно и то же. В нашей литературе к этому обычно добавляли, что нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая на смену народности.

Информация о работе Законы и категории, методы и функции политологии